Фармацевтический конфликт — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (564) » Фармацевтический конфликт

Фармацевтический конфликт

Недобросовестная конкуренция — явление не редкое, результатом таких действий становятся убытки законопослушным субъектам хозяйственной деятельнос­ти и длительные судебные разбирательства. Однако случается так, что юридические лица пытаются злоупотреблять понятием и обращаются в суд без достаточных на то оснований.

17 февраля 1998 года между ООО «М» и ГП «Б» был заключен договор о совместном производстве лекарственных препаратов № *. Договором, в частности, было предусмотрено производство раствора «Рингера-локка». После окончания срока действия договора ГП «Б» продолжило изготовление указанного препарата.

В январе 2002 года ООО «М» обратилось в Хозяйственный суд г. Киева с иском к ГП «Б» о запрете использования ответчиком знака для товаров и услуг в виде графического изображения «Рингера-локка». В феврале того же года ООО «М» обратилось в тот же суд с иском к ГП «Б» о взыскании 1 467 200,00 грн убытков, причиненных использованием знака для товаров и услуг в виде графического изображения «Рингера-локка». Хозяйственным судом г. Киева оба дела были объединены. В части исковых требований о запрете использования ответчиком знака для товаров и услуг в виде графического изображения «Рингера-локка» производство было прекращено.

По остальным исковым требованиям дело рассматривалось неоднократно. В частности, постановлением Верховного Суда Украины от 12 октября 2004 года дело было передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Во время нового рассмотрения дела, в феврале 2005 года, истец обратился в Хозяйственный суд г. Киева с заявлением об уточнении исковых требований. Так, истец требовал взыскания 1 215 900,00 грн вреда, нанесенного недобросовестной конкуренцией, ссылаясь на нормы Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», и Гражданского кодекса УССР. Истец также отмечал, что недобросовестной конкуренцией является использование ответчиком без согласия истца фирменного наименования истца и нормативно-техничной документации, в частности, номера регистрационного удостоверения № ** и разрешения ВМ № *** на осуществление промышленного выпуска лекарственного средства раствора «Рингера-локка».

Ответчик возражал против иска, ссылался на то, что производство лекарственного средства раствора «Рингера-локка» было начато сторонами совместно. Лекарственный препарат производился в соответствии с нормами законодательства Украины, в частности, Закона Украины «О лекарственных средствах».

Решением Хозяйственного суда г. Киева в иске было отказано в полном объеме.

Постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда вышеуказанное решение Хозяйственного суда г. Киева отменено, а исковые требования о взыскании 1 265 366,16 грн вреда удовлетворены.

В своей кассационной жалобе ГП «Б» просило постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда отменить, а решение Хозяйственного суда г. Кие­ва оставить без изменений. Высший хозяйственный суд Украины удовлетворил кассационную жалобу ГП «Б» по следующим причинам.

Согласно материалам дела, обозначение «Рингера-локка» признано общеупотребительным как обозначение общеизвестного лекарственного средства. Следовательно, использование ответчиком в наименовании произведенного им лекарственного средства обозначения раствор «Рингера-локка» является правомерным.

Выданное истцу Министерством здравоохранения Украины регистрационное удостоверение № ** по своей правовой природе не относится к правоустанавливающим или правоохранительным документам, а является индивидуальным разрешительным документом.

Выдача удостоверений на лекарственные средства предусмотрена Законом Украины «О лекарственных средствах». В соответствии со статьей 9 Закона государственная регистрация лекарственных средств осуществляется Министерством здравоохранения Украины путем утверждения фармакопейной статьи или методов контроля за качеством лекарственного средства, согласования технологического регламента или технологии производства, а также включения соответствующего лекарственному средству в Государственный реестр лекарственных средств Украины.

Закон Украины «О лекарственных средствах» не предусматривает предоставления исключительных прав на производство лекарственных средств через выдачу регистрационных удостоверений. Выдача Министерством здравоохранения Украины регистрационного удостоверения № ** истцу означала включение лекарственного средства раствор «Рингера-локка» в Государственный реестр лекарственных средств Украины, разрешенных для производства и применения в медицинской практике. То есть у истца не возникло исключительных прав на производство лекарственного средства раствора «Рингера-локка» в связи с получением от Министерства здравоохранения Украины регистрационного удостоверения № **.

Истец отмечал, что нарушение его прав происходило через использование ответчиком без его согласия фирменного наименования путем маркировки на этикетке лекарственного средства раствора «Рингера-локка». Однако маркировка лекарственных средств на Украине регламентируется нормами Закона Украины «О лекарственных средствах» и нормативными документами Министерства здравоохранения Украины. Так, в статье 2 Закона установлено, что нормативным документом, устанавливающим требования к маркировке лекарственных препаратов, является фармакопейная статья. Изготовление препарата «Рингера-локка» регламентируется фармакопейной статьей № ***. Указанная статья предусматривает, что на этикетке этого лекарственного средства должно быть указано: «Украина. ГП «Б» при участии ООО «М», товарный знак и адрес ГП «Б». Разработка ДНЦЛС г. Харьков», название препарата на латыни и на украинском или русском языках, состав и прочие сведения.

То есть маркировка ответчиком лекарственного средства раствора «Рингера-локка» является обязательной в соответствии с законодательством и не является нарушением прав истца.

Кроме этого, апелляционный хозяйственный суд пришел к ошибочному заключению о том, что промышленная технология производства лекарственного средства раствора «Рингера-локка» была разработана и принадлежит ООО «М». А также о том, что истцу принадлежат права интеллектуальной собственности на технологию промышленного выпуска лекарственного средства раствора «Рингера-локка» со значительно более длительным сроком его хранения, которое предоставляет истцу преимущество перед другими производителями.

В соответствии с частью 2 статьи 459 Гражданского кодекса Украины технология промышленного производства является объектом изобретения. В соответствии со статьей 462 Гражданского кодекса Украины, статьей 155 Хозяйственного кодекса Украины и статьей 25 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», приобретения права интеллектуальной собственности на изобретение удостоверяется патентом. К материалам дела не привлекалось патентов об охране изобретений на промышленный выпуск лекарственного средства раствора «Рингера-локка».

Выдержка из Государственного реестра патентов и декларационных патентов Украины на изобретение от 28 июля 2005 года № **** свидетельствует, что изобретение технологии промышленного выпуска ­лекарственного средства раствора «Рингера-локка» находилось под правовой охраной в соответствии с патентом № *****. Владельцем патента указан гр-н В. Среди лиц, указанных в качестве изобретателей и владельцев патента, истец не указан. А материалы дела не содержат сведений о заключении лицензионного соглашения или передачи в другой способ имущественных прав на использование патента от изобретателей или владельца патента к истцу.

Кроме того, действие патента прекращено 14 января 2002 года в связи с неуплатой сбора. Следовательно, права интеллектуальной собственности на изобретение технологии промышленного выпуска лекарственного средства раствора «Рингера-локка» не находились под правовой охраной, начиная с 14 января 2002 года. То есть у истца отсутствуют имущественные права на использование патента.

Помимо этого, в соответствии с Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», установление факта недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины. Истец не предоставил суду доказательств обращения в Антимонопольный комитет Украины и вынесения им соответствующего решения. Присутствующий в деле акт конт­рольной проверки Шевченковского РУ ГУ МВД Украины в г. Киеве не является доказательством факта недобросовестной конкуренции, поскольку органы милиции не наделены правами относительно осуществления контроля за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что у ООО «М» отсутствуют исключительные права на препарат «Рингера-локка» и на знак для товаров и услуг «Рингера-локка». Использование ответчиком фирменного наименования истца для маркировки препарата предусмотрено законодательством. Таким образом, действия ГП «Б» не относятся к недобросовестной конкуренции, не являются противоправными и не могут быть основанием для взыскания вреда.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«И регалии звенят по-разному»*

Деловая практика

Больше поводов для проверки

Финмониторинг ужесточен

Законодательная практика

Кто поможет уехать за рубеж?

Новые законопроекты

Комментарии и аналитика

Определение юрисдикции арбитража

Приглашаем на работу инвалидов!

Неделя права

А кворума все нет и нет...

Всем по представителю во ВСЮ

Как регламент назовете…

Тендеры, тарифы и «цифра»

Первого зама в судах РФ не будет

Новости делового мира

Учет операций с наличными средствами

Обеспечение кредита рефинансирования банка

Проверки игорных заведений

О реорганизации банков

Новости законотворчества

Как следует регистрировать политическую партию?

НБУ предлагают усовершенствовать полномочия относительно обеспечения ценовой стабильности

Админпротоколы — на бланках строгой отчетности

Новости из зала суда

Суд прекратил дело в отношении А. Гриценко

Суд рассмотрит дело об отчуждении акций ЗАО «Индар»

Административный суд приостановил производство по делу о гражданстве Д. Жвании

Лондонский арбитраж рассмотрит иск «Татнефти» против Украины

Новости из-за рубежа

Охотникам разрешили возить оружие без сейфа

«Комсомольская правда» выплатит компенсацию за фото из Интернета

В РФ оштрафовали продавцов средства для увеличения груди

Американцы судятся из-за одежды, в которой можно приходить на выборы

Новости профессии

Минюст предлагает ввести анонимное тестирование для кандидатов на должность судьи

Выданы новые свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью

Состоялся круглый стол по вопросам успешного развития юридической карьеры

Украинская делегация приняла участие в работе 77‑й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола

Предоставлены рекомендации для назначения на административные должности в хозсудах

Новости юридических фирм

Партнер ЮФ «Салком» принял участие в торжественном собрании, посвященном началу учебного года

ЮФ «Саенко Харенко» сопровождает получение разрешения АМКУ

Новости юридического мира

Юридическая фирма Hannes Snellman открывает новый офис в Стокгольме

Freshfields и Herbert Smith приняли участие в сделке по продаже аэропорта Гэтвик

Реестр событий

Картина маслом: лучше меньше, да лучше?

С хозпалатой ВСУ стоит разобраться?!

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Фармацевтический конфликт

Судебные дела недели

ВСУ частично удовлетворил кассационную жалобу ООО «УК Экосорб»

Дело по иску КП «Санаторий «Жемчужина Карпат» направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

О нюансах рассмотрения дел о защите экономической конкуренции

Тема номера

О правовой природе конкуренции

Демонополизация на рынке ритейла

Концентрация с иностранным элементом

Трибуна

Ездить без аварий — это так просто!

Частная практика

Лоббисты или консультанты?

Инструкция будет заменена?

Юридический форум

Прошел еще один год во имя права!

Інші новини

PRAVO.UA