Законодательные основы обеспечения защиты экономической конкуренции урегулированы в профильных законах Украины, таких как Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года № 2210-III, Закон Украины «Об Антимонопольном комитете» от 26 ноября 1993 года № 3659-XII, Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 года № 236/96-ВР, а также в других подзаконных нормативно-правовых актах. Как следует из Закона Украины «О защите экономической конкуренции», он распространяет свое действие на отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля над субъектами хозяйствования, субъектов хозяйствования между собой, в отношениях с потребителями, а также между другими физическими и юридическими лицами. Такой широкий перечень субъектов-участников говорит об обширном характере отношений конкуренции, их большом значении как для хозяйственных отношений, так и для административных отношений при участии органов государственной власти.
Поскольку отношения конкуренции возникают между хозяйствующими на рынке субъектами, государственные органы являются стороной этих отношений только в силу выполнения своих административно-распорядительных функций. Указанные функции в отношении конкуренции имеют целью не допустить ее проявления в недобросовестной форме, ограничить монопольное положение отдельных участников правоотношений, обеспечить соблюдение справедливых правил и торговых обычаев в предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что первоначальными проявлениями монополии на рынке служили договоренности производителей об использовании тех или иных технологий, распределении рынков сбыта, то сегодня монопольное положение на рынке достигается путем осуществления иных действий, часто просто в силу объективных факторов.
Закон определяет экономическую конкуренцию как соперничество между субъектами хозяйствования с целью получения, благодаря собственным достижениям, преимуществ над другими субъектами хозяйствования, в результате чего потребители, субъекты хозяйствования имеют право выбирать между несколькими продавцами и производителями, а отдельный субъект не может определять условия оборота товара на рынке.
Антимонопольное законодательство и законодательство о защите от недобросовестной конкуренции имеют единый предмет регулирования — конкурентные отношения. Однако антимонопольное законодательство направлено на защиту конкуренции в целом путем прекращения монопольной практики субъектов хозяйствования, законодательство же о прекращении недобросовестной конкуренции служит обеспечению исполнения честных правил в условиях свободной конкуренции.
Нарушение основных правил экономической борьбы может иметь разные формы — от незаконных действий, не приносящих особого вреда экономическим отношениям в рамках отрасли в целом, до умышленных действий, целью которых является нанесение вреда или введение в заблуждение производителя. Таким образом, национальное конкурентное законодательство базируется на принципе комплексной защиты экономической конкуренции от любых правонарушений.
Сегодня проявления монополизма не ограничиваются умышленным созданием барьера для осуществления деятельности иными субъектами, они могут иметь форму антиконкурентных согласованных действий, злоупотребления монопольным положением на рынке, принимать форму антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, дискриминационной деятельности субъектов хозяйствования. Целью этих действий, как и раньше, является удержание производителем своего монопольного положения на рынке с целью контроля товарооборота, его направления и перераспределения финансовых потоков таким образом, чтобы путем экономических рычагов определять правила игры на этом рынке. Очевидным является и то, что конкуренция несет регулирующую функцию, обеспечивает равномерное развитие всех сфер экономики, перераспределение денежных потоков, модернизирует производство в целом. В то же время нельзя однозначно утверждать, что конкуренция зависит только от экономических процессов, на ее развитие влияет и политическая ситуация, и активная позиция государства в укреплении международных связей, стимулирование и государственная поддержка развития определенных отраслей экономики.
В силу комплекса причин в некоторых областях объективно возникают процессы концентрации, в результате чего один производитель становится фактически единым продавцом этого товара или услуги, например, через отсутствие доступа других сторон к новым технологиям или ресурсам, отсутствие средств на масштабные и долгосрочные инвестиции, обещающие доход в отдаленном будущем. Такая ситуация характерна не только для внутригосударственной экономики, но и для макроэкономики в целом, поскольку монополистами на международном рынке часто становятся государства, когда речь идет о таких необходимых для жизнедеятельности человека и для промышленного производства товаров, как нефть, электроэнергия и природный газ.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как любое явление, имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: возможность регулирования и контроля со стороны государства, стимул инновационного процесса, гибкость приспособления по отношению к спросу, влияние на качество продукции, минимум издержек, высокую производительность труда, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда. К негативным последствиям — отсутствие мотивации развития, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и прочее.
В целом же, конкуренция несет намного меньше негативных моментов, чем положительных. Конкуренция — значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
ОГНЕВЬЮК Ярослав — адвокат патентно-юридического агентства «Дубинский и Ошарова», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…