Форс-мажорный кризис — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №19 (646) » Форс-мажорный кризис

Форс-мажорный кризис

Как правило, под термином «форс-мажор» понимают обстоятельства непреодолимой силы, наступление которых исключает выполнение другой стороной договорных обязательств в полном объеме или частично. В украинском законодательстве юридическое значение форс-мажора заключается в том, что форс-мажор, как обстоятельство, за которое сторона не отвечает, является основанием для освобождения юридического или физического лица от ответственности за нарушение гражданско-правовых или хозяйственно-правовых обязательств, а также приостанавливает течение срока исковой давности.

Статьей 617 Гражданского кодекса Украины (ГК) установлено, что лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за его нарушение, если докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы. А статья 263 ГК непреодолимую силу трактует как чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях событие.

Аналогичные положения содержатся и в статье 218 Хозяйственного кодекса Украины (ХК), а именно то, что субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности.

Хотя Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины и предусмотрено основание, согласно которому лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности, однако общих определений термина «форс-мажорные обстоятельства» или «обстоятельства непреодолимой силы» ни один из них не содержит.

Законом Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» от 15 сентября 1995 года установлено: «форс-мажорные обстоятельства — это непредвиденные и непреодолимые события, которые происходят независимо от воли и желания заказчика или исполнителя (война, блокада, забастовка, пожар, авария, наводнение, замерзание моря, закрытие морских проливов, встречающихся на обычном морском пути между портами отгрузки и разгрузки, другое стихийное бедствие, запрет экспорта (импорта), валютные ограничения или другие ограничения прав собственности на сырье или готовую продукцию, в том числе на их перемещение, принятые государством или соответствующим государственным органом и т.п.) и приводят к нарушению условий заключенных контрактов, этого Закона и других законодательных актов».

Определение форс-мажорных обстоятельств содержится и в Законе Украины «О порядке ввоза (пересылки) на Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданам на таможенную территорию Украины» от 13 сентября 2001 года, в Порядке выдачи, учета, отсрочки и оплаты (погашения) векселя (письменного обязательства), который выдается субъектом предпринимательской деятельности при осуществлении операции с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях (приказ ГНАУ № 83 от 25 февраля 2002 года), Письме ГНАУ № 15183/7/23-5317 от 10 августа 2004 года, Международных правилах с инкассо, утвержденных Международной торговой палатой 1 января 1996 года, и других нормативно-правовых актах, где непреодолимая сила отождествляется с форс-мажорными обстоятельствами.

Детальное определение понятие форс-мажора приобрело в сфере регулирования электроэнергетики. Так, в Правилах пользования электрической энергией, утвержденных постановлением Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики Украины № 28 от 31 июля 1996 года, форс-мажорные обстоятельства определены как чрезвычайная и непреодолимая при существующих условиях сила, защиты от действия которой не предусматривает проектная и другая нормативная документация, действие которой невозможно предупредить применением высокопрофессиональной практики персонала. Действие такой силы может быть вызвано:

— исключительными погодными условиями и стихийным бедствием (ураган, буря, наводнение, накопление снега, гололед, землетрясение, пожар, проседание и смещение грунта);

— непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии (забастовка, локаут, действие общественного врага, объявленная и необъявленная война, угроза войны, террористический акт, блокада, революция, заговор, восстание, массовые волнения, общественная демонстрация, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв);

— условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанными с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными ситуациями.

В бухгалтерском учете событие или операция, которая отличается от обычной деятельности предприятия, и нельзя ожидать, что она будет повторяться периодически или в каждом дальнейшем отчетном периоде, объединены термином «чрезвычайное происшествие». Под определение данного термина подпадает любое из возможных форс-мажорных обстоятельств, поскольку в гражданском праве форс-мажор — это именно чрезвычайные, непреодолимые, не зависимые от воли и действий участников соглашения обстоятельства, которые не могут быть предусмотрены или устранены.

Для отображения доходов и расходов, связанных с наступлением чрезвычайных событий, в соответствии с Инструкцией относительно применения Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина Украины от 30 ноября 1999 года, применяются отдельные счета — «Чрезвычайные доходы» и «Чрезвычайные расходы». Таким образом, из приведенного можно понять, что на законодательном уровне понятия «непреодолимая сила» и «форс-мажор» фактически отождествляются.

Позиция Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) относительно данного вопроса нашла отражение в письме от 9 сентября 2001 года под названием «Замечания к Хозяйственному кодексу». В частности, ВХСУ указал, что в контексте части 2 статьи 218 ХК форс-мажорные обстоятельства охватывают не только события общественной жизни (эмбарго), но и стихийные явления, однако, по мнению суда, такая позиция является юридически неправильной. Судом было разъяснено, что понятие непреодолимой силы — это лишь стихийные природные явления, а понятие форс-мажора — только исключительные события общественной жизни. То есть речь идет о том, что эти два понятия являются разными по смыслу. Но в то же время ВХСУ не исследовал понятие, которое будет родовым относительно форс-мажора и непреодолимой силы.

На теоретическом уровне также продолжаются дискуссии, и единого мнения по этому поводу нет. Так, Г. Бобовник отмечает, что форс-мажор (фр. — force-majeure), или «обстоятельства непреодолимой силы», — термин, используемый для обозначения причин невыполнения договорных обязательств при условии, что эти причины не зависят от исполнителя. То есть речь идет об отождествлении понятий «непреодолимая сила» и «форс-мажор» (Г. Бобовник. Налоговые долги: чтобы не быть в «миноре» от форс-мажора // Бизнес-партнер. — 2003. — март. — Режим доступа: //

http://www.stpp.org.ua).

И. Зайцев приводит такие разновидности форс-мажорных обстоятельств, выделяя три группы: 1) природные явления, среди которых землетрясения, наводнения, цунами, снеговые заносы, пожары (если вызваны стихией и т.п.); 2) обстоятельства публичного характера (бойкоты, забастовки, войны и т.д.); 3) действия власти или так называемый юридический форс-мажор (эмбарго, запрет перевозки грузов и т.д.) (И. Зайцев. Если завтра война // Контракты. — № 37. — 2005).

С точки зрения А. Лобкова, форс-мажорными в законодательстве и договорной практике признаются: а) непреодолимая сила; б) чрезвычайное обстоятельство, которое невозможно предусмотреть или предотвратить; в) событие, которое невозможно преду­смотреть или предотвратить либо устранить каким-либо способом; г) непредусмот­ренное обстоятельство, которое нарушает планы; д) законодательные акты и запрещающие решения органов государственной власти (А. Лобков Предпринимательский риск, форс-мажор и договорные обязательства. — Режим доступа: // http://www.putevoditel.kz10.10.2006/).

Таким образом, в результате анализа действующих нормативно-правовых актов и научных изданий оказывается, что перечня обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) ни отечественное, ни международные законодательные базы не содержат, в связи с чем форс-мажорные обстоятельства могут содержать несколько типов событий, таких как стихийные природные явления, обстоятельства социального характера и действия власти, или так называемый юридический форс-мажор. При этом основным признаком этого понятия в договорных отношениях является внешнее обстоятельство, которое, как правило, нельзя предусмотреть в момент заключения договора.

Понятие непредсказуемости с точки зрения права можно толковать как невозможность иметь конкретные знания о времени, месте, характере и особенностях будущего события.

В связи со всемирным финансово-экономическим кризисом и неготовностью национальной экономики к противодействию этому кризису происходит существенное изменение экономических условий в стране, в частности, резкий рост официального и коммерческого курсов доллара США относительно национальной валюты. И поэтому такие кризисные события невозможно отождествлять с обычными экономическими спадами циклического характера.

Для того чтобы сделать вывод, является ли мировой кризис форс-мажором, ­следует выяснить, можно ли было его предусмот­реть в момент заключения договоров, предотвратить его возникновение, избежать его или же предотвратить его последствия, имеет ли он экстраординарный характер и можно ли под мировым финансовым кризисом понимать социальное напряжение. Чтобы дать полный ответ, необходимо сделать не только правовой анализ, но и учесть экономический спад страны.

Поскольку, начиная с октября 2008 года, произошло то, чего реальный сектор не ожидал, — в экономике началось падение промышленного производства, банковский сектор практически прекратил кредитование реального сектора экономики и населения, динамика инфляции и обменного курса в определенной степени вышла из-под контроля соответствующих государственных органов, произошел обвал фондового рынка. С 1 сентября 2008 года по 1 февраля 2009 года национальная денежная единица Украины чрезвычайно стремительно девальвировала.

Указанные тенденции в экономике Украины можно было бы считать последствиями несовершенной внутренней экономической и финансовой политики, если бы аналогичные процессы не происходили в большинстве стран с рыночной экономикой и развивающихся странах, экономики которых были значительно лучше институционально устроены.

Поскольку развертывание финансово-экономического кризиса на Украине и в мире было внезапным и фактически началось со второй половины 2008 года, реальных возможностей и предпосылок предусмотреть его последствия и подготовиться к такому глобальному шоковому ухудшению экономических условий деятельности не мог ни один субъект хозяйствования на Украине.

То, что со второго полугодия 2008 года экономика и финансовая система Украины работает в условиях всемирного финансового кризиса, подтверждают и ряд нормативных актов, в частности: Закон Украины «О первоочередных мероприятиях по предотвращению отрицательных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 31 октября 2008 года, Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» от 18 декабря 2008 года, Закон Украины «О предотвращении влияния всемирного финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» от 25 декабря 2008 года и многие другие.

На финансово-экономический кризис на Украине все чаще обращают внимание и суды, что находит соответствующее отражение в решениях судов различных инстанций.

Так, например, в постановлении ВХСУ № 27/22 от 11 июня 2009 года наступление финансового кризиса как основание для освобождения от ответственности не было учтено, и обосновано это следующим: «…В отношении отрицательного влияния экономического кризиса на финансово-хозяйственную деятельность ответчика, как основания для уменьшения санкций, следует отметить, что экономический кризис отрицательно повлиял и на финансово-хозяйственную деятельность истца, то есть стороны находятся в равных условиях».

В то же время тем же ВХСУ принимаются решения, которые ­отражают совсем иные подходы к финансовому кризису, позволяющие уменьшить долговое бремя для должников. Так, например, в ­постановлении № 16/205 от 28 мая 2009 года влияние финансового кризиса на надлежащее выполнение договорных обязательств было учтено судом, существенно уменьшен размер штрафа и пени, исходя из следующего:

«…Своевременному расчету с истцом воспрепятствовал мировой экономический кризис, существование которого является общеизвестным фактом и не требует доказывания. В порядке пункта 3 статьи 83 ХПК Украины суд при принятии решения имеет право в исключительных случаях уменьшать размер неустойки (штрафа, пени), а потому полностью освободить ответчика от ответственности по этим платежам суд не может. Право уменьшения размера неустойки преду­смотрено частью 3 статьи 551 ГК, которой предусмотрено, что размер неустойки может быть уменьшен по решению суда, если он значительно превышает размер убытков и при наличии других обстоятельств, имеющих важное значение. Кассационная инстанция считает, что суд правомерно и обоснованно применил свое право на уменьшение размеров штрафа и пени до взыскания с ответчика штрафа и пени, учитывая при этом такие обстоятельства:

— финансовый кризис отрицательно повлиял на денежное обращение и возможность своевременного выполнения хозяйственных обязательств всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности, что повлияло и на расчеты ответчика с истцом;

— штраф и пеня являются лишь санкциями за невыполнение денежного обязательства, а не основным долгом, а потому строить на этих платежах свои доходы и расходы истец не может. Поэтому при уменьшении размера штрафа и пени истец не несет значительного отрицательного последствия в своем финансовом состоянии;

— кроме взыскания штрафа и пени, истец начисляет и взимает проценты годовых и инфляционные, которые в определенной мере компенсируют обесценивание неуплаченных средств ответчиком;

— ответчик не уклоняется от возвращения задолженности истцу, что подтверждается уплатой в ходе рассмотрения дела 70 000 грн задолженности;

— сумма штрафа и пени в целом составляет 40 735 грн, что составляет почти пятую часть основного долга ответчика и является несоразмерным».

Обстоятельства, которые стороны считают форс-мажорными и с которыми связывают возможность освобождения от ответственности, как правило, находят свое отражение в соответствующих пунктах гражданско-правовых и хозяйственно-правовых договоров. Перечень этих обстоятельств нередко является открытым и стороны имеют право признать или не признать те или иные обстоятельства непреодолимой силой. А в случае недостижения согласия сторонами относительно признания конкретных обстоятельств форс-мажорными (что позволило бы применить к ситуации положения статьи 617 ГК) спор решается в судебном порядке.

Подтверждением наступления форс-мажорных обстоятельств в соответствии с Законом Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23 сентября 1994 года является справка Торгово-промышленной палаты Украины или другой уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора (контракта) или третьей страны согласно условиям договора.

Согласно части 2 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах на Украине» от 2 декабря 1997 года, методические и экспертные документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их полномочий, являются обязательными для применения на всей территории Украины. Суды, руководствуясь выводами региональных торгово-промышленных палат относительно важных изменений обстоятельств или форс-мажорных обстоятельств, принимают решение в пользу должников.

Так, например, 3 декабря 2009 года (дело № 2-2178/2009) Ленинский районный суд г. Луганска принял решение, в котором в связи с финансовым кризисом был удовлетворен иск заемщика (должника) к банку (кредитору) по поводу ­отсрочки ­выполнения обязательства на 24 месяца на основании решения Луганской ­региональной торгово-промышленной палаты. Суд мотивировал свою позицию следующим образом:

«…Луганская региональная торгово-промышленная палата подтверждает истцу наступление с января 2009 года обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) вследствие прямого и существенного отрицательного влияния на финансовое состояние истицы кризисных явлений в финансово-экономической сфере Украины, что объективно препятствует выполнению ею своих обязательств перед ответчиком надлежащим образом в части своевременного перечисления денежных средств согласно кредитному договору № 550-3/1-000783 от 12 января 2007 года.

Дату окончания срока действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) на момент выдачи свидетельства установить не является возможным.

В судебном заседании установлено, что по обращению истца 14 сентября 2009 года с просьбой подтвердить наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) по выполнению обязательств, вытекающих из кредитного договора № 550-3/1-000783 от 12 января 2007 года, заключенного между ним и Акционерным коммерческим банком социального развития «Укрсоцбанк», Луганской региональной торгово-промышленной палатой выдано свидетельство о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) от 21 сентября 2009 года исх. № 25.15-781/1-2…

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах на Украине» Торгово-промышленная палата Украины, в частности, удостоверяет обстоятельства форс-мажора согласно условиям внешнеторговых соглашений и международных договоров Украины, а также торговым и портовым обычаям, принятым на Украине.

В соответствии же со статьей 11 этого Закона торгово-промышленные палаты имеют право проводить независимую экспертизу проектов нормативно-правовых актов по вопросам экономики, внешне­экономических связей, а также по другим вопросам, касающимся прав и интересов предпринимателей, осуществлять другие полномочия, не противоречащие законодательству Украины. Права торгово-промышленных палат закрепляются в их уставах и реализуются в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Согласно пункту 2.1.20 устава, Луган­ская региональная торгово-промышленная палата предоставляет юридические услуги юридическим и физическим лицам, изу­чает обстоятельства форс-мажора и готовит документы в соответствии с условиями внешнеторговых соглашений и контрак­тов украинских субъектов предпринимательской деятельности и действующего законодательства Украины…

Оценивая обоснованность и документальное подтверждение сложной финансово-экономической ситуации на Украине, которая объективно неблагоприятно отразилась на возможности надлежащим образом выполнять истцом свои обязанности, учитывая, что существование финансового кризиса, охватившего большую часть промышленно развитых стран, является общеизвестным фактом, принимая во внимание решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О неотложных мероприятиях по усилению финансово-бюджетной дисциплины и минимизации отрицательного влияния мирового финансового кризиса на экономику Украины» от 20 октября 2008 года, Закон Украины «О первоочередных мероприятиях по предотвращению отрицательных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 31 октября 2008 года, данные НБУ о резком повышении курса доллара США по сравнению с датой заключения договора и датой выполнения обязательств, суд приходит к выводу о доказанности истцом обстоятельств, являющихся объективным основанием, препятствующим выполнению надлежащим образом истцом своих обязательств по договору кредита № 550-3/1-000783 от 12 января 2007 года.

С учетом приведенного, принимая во внимание важное изменение обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора, учитывая, что стороны не могли это предусмотреть, суд считает возможным удовлетворить требование истца и обязать Акционерный коммерческий банк социального развития «Укрсоцбанк» отсрочить выполнение истцом обязательства по договору кредита № 550-3/1-000783 от 12 января 2007 года».

Подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств осуществлялось также другими ТПП. Так, например, Запорож­ская торгово-промышленная палата на запрос одного юридического лица относительно причин стремительного роста официального и наличного курсов гривны к доллару США в результате анализа ситуации, сложившейся в августе—ноябре 2008 года на валютном рынке Украины, сообщила следующее (извлечение): «…На основании исследования имеющихся в ЗТПП данных, официальных информационных сообщений НБУ и действующих законодательных актов подтверждаем, что по состоянию на 29 августа 2008 года официальный курс национальной валюты к доллару США составлял 484,57 UAH/100 USD, а по состоянию на 27 ноября 2008 года вырос до 674,18 UAH/100 USD. Таким образом, на протяжении указанного периода изменение официального курса гривны к доллару США составило 39,1 %.

Резкий рост курса национальной валюты был вызван абсолютным уменьшением объемов экспорта промышленных товаров с Украины, которое имело место в первой половине IV квартала 2008 года и фактически привело к дефициту наличной валюты внутри страны, а также рядом монетарных и пруденциальных мероприятий НБУ, примененных на протяжении исследуемого периода с целью нейтрализации влияния внешнего финансового кризиса и обеспечения стабильности банковской системы…»

Следовательно, выводы, полученные от ТПП, могут помочь при возникновении спорных вопросов относительно обстоятельств непреодолимой силы. Но в любом случае необходимо иметь в виду, что такой вывод о наступлении форс-мажорных обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы необходимо получать каждому отдельному лицу, желающему сослаться на форс-мажорные обстоятельства. При этом не исключено также и то, что в других местах Украины позиция региональной ТПП может быть иной, основанной на том, что факт экономического спада охватывается понятием «предпринимательский риск» и не носит чрезвычайного характера.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что кризисные явления в финансовой сфере и реальном секторе экономики Украины и всего мира имеют непреду­смотренный характер, поскольку субъекты хозяйствования в момент заключения соглашений не могли предусмотреть их возникновение, оценить последствия их влияния на собственную хозяйственную деятельность даже в краткосрочной перспективе, не могли предотвратить доступными разумными мероприятиями их возникновение или избежать. Поэтому, очевидно, финансовый кризис является обстоятельством, возникшим в связи с событиями экстраординарного характера, которые не могли быть преду­смотрены или предотвращены, находятся вне контроля субъектов хозяйствования и могут быть важным изменением обстоятельств, вследствие которых усложняется выполнение обязательств по договорам.

КИЦЕНКО Александр — юрист ООО «Юридическая коллегия «Центр реализации права», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Роль ВСУ в итогах реформы

Актуальный документ

О зачислении пошлины в госбюджет

Государственная практика

Бюджет превыше всего

Деловая практика

Уполномоченный управляющий

Законодательная практика

Инвестиционная либеральность

Зарубежная практика

Промедление рублем наказуемо

Комментарии и аналитика

Форс-мажорный кризис

Неделя права

Реестра не будет

Судебная «дегероизация»

Плата за час

Все банки равны

Без пятой графы в паспортах

Новости делового мира

Слушание дела о защите прав на торговую марку Raffaello перенесено

Об уменьшении уставного капитала АО

Новости законотворчества

Взыскание по ипотеке — только в судебном порядке

«Чрезвычайное» заседание КМУ

Расширение полномочий третейских судов

Новости из-за рубежа

Индийские юристы против иностранцев

Google выиграл суд у Rosetta Stone

«Рамблер» заплатит за видео, выложенное пользователем

Новости профессии

Украинская делегация принимает участие в съезде Европейской ассоциации судей

Состоится организационное заседание КДКА г. Киева

Назначен директор Департамента представительства интересов государства в судах Украины Минюста

У Антона Чернушенко заканчиваются полномочия во ВСЮ

Новости юридических фирм

Михаил Парапан — новый партнер МЮК Integrites

ЮФ «Астерс» награждена ILO Client Choice Award

ЮФ «Авеллум Партнерс» — украинский юридический советник MHP S.A.

Под куполом

Чьей оппозиции будете?

Позиция

О защите интеллектуальной собственности

Реестр событий

Дипломная эпопея продолжается

Административная вертикаль

Служебная лестница

Избрания

Судебная практика

Добро пожаловаться

Судебные решения

О недопустимости применения норм жилищного законодательства к спорам относительно инвестирования в объекты нежилой недвижимости

Тема номера

Защита инвестиций в строительной сфере

Частная практика

Не теряйте свои кадры!

Юридический форум

Юрпремия приближается

Інші новини

PRAVO.UA