Введение Украиной в рамках борьбы с последствиями мирового финансово-экономического кризиса ряда ограничений на кредитование в иностранной валюте, а также установление дополнительных требований относительно иностранного инвестирования вызвало вполне закономерную негативную реакцию со стороны инвесторов. Эти меры изначально позиционировались как временные, и 27 апреля с.г. Верховный Совет Украины принял во втором чтении Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно кредитования и стимулирования иностранных инвестиций».
Упомянутым Законом изменения вносятся в Заключительные положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса», в частности, исключаются четыре пункта, устанавливающие ограничения на кредитование в иностранной валюте. Так, отменено положение, запрещающее внесение резидентами — физическими и юридическими лицами любых изменений в договоры о привлечении ими кредитов (ссуд, поворотной финансовой помощи) в иностранной валюте от нерезидентов, в результате которых сокращаются сроки выполнения резидентами-заемщиками обязательств перед нерезидентами-кредиторами по таким договорам или которые предусматривают их досрочное выполнение.
Также снимается запрет на досрочное выполнение резидентами — физическими и юридическими лицами обязательств перед нерезидентами-кредиторами по договорам о привлечении резидентами-заемщиками кредитов ссуд в иностранной валюте от нерезидентов. Ну и, пожалуй, самое главное — отменяется норма, согласно которой иностранные инвестиции в денежной форме на территории Украины могли осуществляться только в национальной валюте Украины и в порядке, определенном НБУ.
Кроме того, изменения в Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» предусматривают отмену обязательной государственной регистрации иностранных инвестиций. Фактически соответствующие статьи этого Закона приводятся к «докризисному» виду.
На рассмотрении парламента находится еще один законопроект, направленный на регулирование режима иностранных инвестиций. Его автор, народный депутат Сергей Терехин, предлагает вывести из-под действия Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» инвестиции, внесенные в иностранной валюте, которая не является свободно конвертируемой, или в неимущественной форме.
При этом г-н Терехин предлагает установить, что иностранная инвестиция в уставный фонд резидента Украины должна осуществляться в гривне. КМУ сможет разрешить приобретение объектов госсобственности в процессе их приватизации за свободно-конвертируемую иностранную валюту, однако будет ограничено использование полученных таким образом средств — они могут быть использованы исключительно с целью погашения обязательств по внешнему долгу государства и не смогут продаваться на валютном рынке Украины.
А в отношении госрегистрации иностранных инвестиций предлагается, с целью поддержки экономической безопасности Украины, установить обязательную регистрацию инвестиции, которая вносится правительством другого государства или госучреждением другого государства, или лицом, находящимся под их контролем.
Свой вклад в устранение препятствий для инвесторов решил внести и КМУ, внесший на рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий отмену Закона Украины «О промышленно-финансовых группах». Одним из оснований для такого решения в пояснительной записке к законопроекту называется именно инвестиционная непривлекательность ПФГ и отсутствие госгарантий при привлечении инвестиционных кредитов или другой финпомощи. Более продуктивной формой взаимодействия промышленного и финансового капиталов называются объединения в виде концернов, консорциумов, холдингов, аспекты создания и деятельность которых в достаточной мере урегулированы национальным законодательством.
Алексей СОШЕНКО,
советник международной юридической фирмы Clifford Chance
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно кредитования и стимулирования иностранных инвестиций» не внес каких-либо новшеств в законодательство, а, скорее, вернул нас в ноябрь 2009 года, отменив существенные ограничения на иностранное кредитование и инвестирование на Украину, введенные в конце прошлого года так называемым антикризисным законом. Благая цель законодателя защитить украинскую экономику от оттока валютных ценностей с Украины во время финансового кризиса обернулась «медвежьей услугой». Нам известен ряд реальных примеров, когда иностранные банки остановили кредитование на Украине.
Принятие этого Закона, несомненно, иностранные инвесторы воспримут позитивно. Однако будем надеяться, что Закон станет только одной из первых мер по улучшению инвестиционного климата. Инвесторы ожидают дальнейших изменений и улучшений украинского законодательства. Любым инвесторам, как иностранным, так и локальным, важна стабильность законодательства и предсказуемость правоприменительной практики на уровне государственных чиновников и судейства. На Украине назрела потребность в реформировании или наведении порядка в судебной системе и системе исполнительного производства.
Кроме решения указанных глобальных проблем, для привлечения иностранного инвестирования необходима «дерегуляция» или либерализация валютного регулирования, в частности: отмена максимальной процентной ставки по кредитам, привлеченным от нерезидентов, которая не отвечает рыночным реалиям и не покрывает риски, принимаемые иностранными кредиторами при предоставлении кредита украинским заемщикам; отмена или значительное упрощение процедуры регистрации кредитов, полученных резидентами от иностранных кредиторов; отмена ряда ограничений на покупку и платежи в иностранной валюте, таких, как запрет на покупку валюты до наступления срока выполнения обязательств, необходимость использования собственной валютной выручки для проведения валютной операции на основании лицензии; создание базы для оборота деривативов — действующее законодательство не позволяет развиваться рынку деривативов, и соответственно практически нет возможности привлечения инвесторов в такие продукты.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…