Судебная реформа постепенно охватывает и другие важные сферы, включая образовательную. Группой народных депутатов во главе с Оксаной Сыроид внесен законопроект о юридическом образовании и общем доступе к юридической профессии № 7147. Само по себе внесение законопроекта является чрезвычайно важным практическим шагом в направлении реформирования юридического образования. В этом уверен Иван Городиский, глава Школы права Украинского католического университета (г. Львов). Хотя до консенсуса далеко. «Еще на этапе обсуждения Концепции реформирования высшего юридического образования, которая легла в основу проекта, высказывалось много замечаний и предложений, но в основе документа лежит именно Концепция, и большинство замечаний и предложений не были учтены», — добавил он.
Базовые понятия
В соответствии со статьей 1 законопроекта № 7147 юрист — это лицо, завершившее обучение в юридической школе и успешно сдавшее единый государственный квалификационный экзамен. Юридическое образование определяется как высшее образование по специальности «Право», получение которой происходит по сквозной программе в рамках магистерского уровня высшего образования. Под понятием «юридическая школа» понимается как вуз, так и его структурное подразделение.
Подготовку юриста могут осуществлять юридические школы, которые находятся в подчинении Министерства образования и науки Украины (классические университеты, профильные университеты) и частные вузы, получившие лицензию МОН (статья 4). Ведомственные вузы, подчиненные МВД, СБУ, ГФС и другим органам, не смогут готовить практикующих юристов. Не все оценивают это как однозначный позитив. «Принадлежность вуза к определенному ведомству сама по себе не является преградой для качества образования», — считает Данил Гетманцев, почетный президент ЮК Jurimex, д.ю.н. — Определяющим является качество руководства и его требования к преподавателям. В то же время есть вузы частные, которые готовят не очень хороших специалистов». При этом он видит смысл в получении юробразования сугубо в пределах дневной формы обучения: в большинстве случаев заочники показывают худший уровень подготовки.
Статья 5 законопроекта № 7147 раскрывает суть стандарта юридического образования. Статья предусматривает примерный список общих и специальных компетентностей, которые должен приобрести будущий юрист. В числе общих компетентностей (часть 3 статьи 5) — умение планировать деятельность, формулировать позицию, принимать мотивированное решение и т.д. В контексте специальных компетентностей (часть 4 статьи 5) немало внимания уделяется зарубежному праву: речь идет о знании международных стандартов прав человека, основ международного публичного права, а также о знании основ права ЕС и т.д. Необязательным является изучение хозяйственного и трудового права. Отдельные компетентности, к примеру, «навыки сбора информации», оказались одновременно в двух перечнях.
Стандарт образовательной деятельности для специальности «Право» разрабатывает и утверждает отраслевой экспертный совет Нацагентства по обеспечению качества высшего образования. Ожидается, что восемь из 17 членов данного экспертного совета будут представлять систему образования (статья 15 законопроекта № 7147). Обращает на себя внимание то, что участие студентов в данных процессах не отображено. Иван Городиский считает, что нужно усилить роль органов студенческого самоуправления и учесть значение таких организаций, как Лига студентов Ассоциации юристов Украины и ELSA Ukraine.
Пятилетние планы
Для повышения качества образования предлагается пойти на ряд ограничений. Так, научно-педагогические работники будут осуществлять преподавательскую деятельность в юридической школе путем заключения договора сроком минимум на пять лет и не могут совмещать такую деятельность с преподаванием в другой юридической школе. Продолжительность договора тоже может вызывать вопросы: что делать, если работник желает заключить его на более короткий срок? Отметим, что правовая природа договора тоже не определена (трудовой договор или гражданско-правового характера). По мнению Данила Гетманцева, закреплять преподавателей за одним из вузов необоснованно. «Это не влияет на качество образования. Разве мы можем ограничивать право на частичную занятость?» — задает вопрос г-н Гетманцев. Сомнения в целесообразности запрета преподавать более чем в одном вузе высказывает и Олег Лукьянчиков, заместитель декана юридического факультета ХНПУ имени Г.С. Сковороды, к.ю.н.: «Это не только нарушает права работника, но и ограничивает возможности студента».
Причины для подобных новаций привел Иван Городиский: ограничения вводятся с целью искоренить практику, «когда лица своими научными степенями и учеными званиями только обеспечивают соблюдение формальных требований к юридическим школам, не принимая участия в их работе». Но не исключено, что подобная норма будет пересмотрена и заменена другим механизмом.
Содержится также требование к сотрудникам вузов относительно владения одним из европейских языков. «Каким будет результат внедрения такой нормы? Примерно таким: спасибо вам, профессор, за то, что подготовили десятки кандидатов и докторов наук, но вы не знаете ни одного из официальных языков Совета Европы на должном уровне, и поэтому вы уволены», — предполагает г-н Лукьянчиков.
Доступ к профессии
Несомненно, самые важные новации предусматривает раздел IV законопроекта № 7147 «Общий доступ к юридической профессии». К юридическим профессиям статья 21 относит профессии судьи, адвоката, прокурора, нотариуса.
Доступ к этим профессиям происходит при соблюдении следующих условий:
1) сдача единого государственного квалификационного экзамена по специальности «Право» и получение доступа к осуществлению профессиональной деятельности в сфере права;
2) прохождение процедур отбора, установленных законами, регулирующими деятельность юридических профессий (таким образом, специальные экзамены, например, для кандидатов в судьи остаются).
Лицо, не сдавшее квалифэкзамен, вправе сдать его повторно, но не более двух раз (статья 23 законопроекта № 7147). Также лицо может обжаловать в суде нарушение процедуры проведения экзамена (статья 25). При успешной сдаче экзамена лицо получает диплом магистра государственного образца по специальности «Право».
Не совсем логичным выглядит сужение числа юридических профессий, считает Дмитрий Гадомский, CEO в Axon Partners, преподаватель НаУКМА: «Количество юридических профессий должен установить рынок, а не закон. В противном случае мы еще лет 50 будем идти к тому, чтобы инженер, который переводит закон в код, также считался юристом».
Ценность контроля
Целесообразно ли объединять в пределах одного экзамена таких разных специалистов? По мнению Данила Гетманцева, как минимум судьи в данном перечне лишние. «Для судей, наоборот, более важна специализация с учетом существования разных юрисдикций. Мир усложняется, а законодательство увеличивается в объеме», — уточняет он.
«В основе реформы стоит не столько унификация, сколько желательность введения единого стандарта высшего юридического образования. Предусмотрено, что стандарт содержит лишь небольшой перечень обязательных курсов, и юридические школы сохранят возможность формировать свои учебные программы по собственному усмотрению. В то же время ужесточатся требования к качеству и методике преподавания» — так идеологию законопроекта № 7147 описал Иван Городиский. При этом он признает, что уже была озвучена весьма жесткая реакция на законопроект, в связи с чем есть необходимость дальнейшего обсуждения и совершенствования содержания.
В свою очередь Дмитрий Гадомский не считает, что контроль государства увеличит ценность образования: «Мы не требуем диплома ни у кого. Технологии в последние 30 лет развиваются экспоненциально, и знания, полученные в университете, устаревают почти сразу же после его окончания. Это не значит, что учиться не нужно, это значит, что учиться нужно постоянно. Правда, я не уверен, что государство должно диктовать, как и где юрист должен учиться».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…