Baker McKenzie — самый узнаваемый бренд среди международных юридических компаний, обладатель множества рекордов глобального юррынка. В разные годы фирма называлась как самой доходной, так и самой большой по количеству юристов в мире. О стратегических решениях, позволяющих соответствовать глобальным вызовам, международной координации и локальной автономии, политике партнерства и внедрении инноваций мы говорили с главой исполнительного комитета МЮФ Baker McKenzie Полом Ролинсоном в ходе его визита в Киев по случаю празднования 25-летия киевского офиса Baker McKenzie.
— Недавно Baker McKenzie провела ребрендинг. Как это отобразилось на позиционировании фирмы?
— Ребрендинг касается не только визуальной идентичности Baker McKenzie. За этим всегда что-то стоит. В нашем случае это модернизация работы. Мы развиваем подход под названием «New Lawyer» («Новый юрист»). Новый юрист — подвижный и социально мобильный специалист, как правило, это представитель поколения 2000-х, легко адаптируется к разным стилям работы, разбирается в современных технологиях, говорит на нескольких языках, свободно общается с клиентами на темы бизнеса и юриспруденции.
На наш взгляд, ребрендинг — это отображение современного видения, которое мы ожидаем от наших сотрудников и которое от нас ожидают наши клиенты. Многие юрфирмы предпочитают держаться более отстраненно, иногда даже высокомерно, не слушают и не коммуницируют. Это не о нас.
Бренд — современная проекция того, кем мы являемся: международная, глобальная, комфортная для клиента, очень открытая и мобильная, хорошо представленная на разных рынках фирма. И для меня это не столько внешние проявления, сколько то, что стоит за всем этим, что отображает наши ценности.
— Каким образом вам удается соответствовать глобальным требованиям юридического рынка? Какой стратегии вы придерживаетесь?
— Baker McKenzie — это международная юридическая фирма, имеющая 77 офисов в 47 странах мира. Изначально фирма создавалась в соответствии с запросами клиентов и экономическими тенденциями того времени. И с момента основания мы несем ответственность за запросы клиентов. Стратегия фирмы заключается в оттачивании профессионализма в общении с клиентами, в оказании помощи в управлении рисками. Мы пристально наблюдаем за ведением бизнеса в различных регионах (на разных рынках), за рисками, которые возникают при реализации законодательных изменений в тех или иных отраслях, будь то финансовый либо энергетический сектор, сектор потребительских товаров или фармацевтических препаратов. В своей работе юристы сталкиваются с вопросами, возникающими у клиентов в рамках ведения международного бизнеса. Таким образом, наша работа включает в себя сопровождение M&A-сделок, защиту прав интеллектуальной собственности, оказание помощи в судебных процессах и т.д. Работая с клиентом в рамках его бизнес-стратегии, мы ставим перед собой задачу помочь ему избежать возможных рисков.
Стоит отметить, что мы постепенно отходим от традиционного подхода к оказанию юридических услуг в сторону работы с клиентом сквозь призму отраслевых знаний и навыков, понимания того, из чего состоит бизнес клиента, помогая ему справляться с потенциальными рисками. Это подразумевает формирование у юристов навыков, которые не только включают в себя умение оперировать техническими знаниями, но и позволяют подойти к вопросу разносторонне, проанализировать отрасль, которой занимается клиент, понять, какие вызовы стоят перед ним, обсудить с клиентом непосредственно вопросы его бизнеса. Когда такой юрист представляет интересы клиента, он гораздо лучше понимает как сами бизнес-процессы, так и способы решения поставленной задачи.
Таким образом, стратегия нашей фирмы заключается в акценте на отрасли, в приобретении юристами деловых навыков наряду с юридическими знаниями, а также в сохранении лидирующих позиций на рынке юридических услуг.
Рынок развивается высокими темпами, поэтому использование искусственного интеллекта, различного рода инноваций способствует эффективности работы. Изначально клиенты стремятся к конкурентной цене, и при наличии фиксированного бюджета они хотят получить полный спектр услуг. Мы со своей стороны стараемся применять инновационный подход к ценообразованию и предоставлению услуг.
— Расскажите, пожалуйста, какие именно инновации внедряются в Baker McKenzie?
— Наш подход к инновациям предполагает наличие отдельных специалистов, которые занимаются этими вопросами: рекомендуют нам, в какие технологии, наборы компетенций инвестировать, в каких сферах покупать экспертизу в будущем.
С целью достижения эффективности предоставления услуг мы обучаем наших сотрудников различным технологиям.
К примеру, если вы ведете судебные разбирательства и вам нужно пересмотреть массу документов (а одному юристу это не под силу — нужна целая команда), вы можете сначала воспользоваться инструментом предварительного отбора, позволяющим сделать обзор нужного вам количества документов, скажем, 10 000, а уже после работать с ними.
Таким образом, искусственный интеллект обеспечивает в некотором роде поиск по ключевым терминам.
Если же речь идет о M&A-сделке, где проводятся due diligence и проверка контрактов, также можно использовать один из наших продуктов, чтобы не тратить время на соответствующие документы. Опять-таки, поиск в огромном количестве документов позволяет сделать работу юриста быстрее, проще и эффективней.
Эти технологические инструменты необходимо интегрировать в работу, при этом нужно не только понимать, как их использовать, но и знать ограничения, что позволит обеспечить надлежащим образом необходимый уровень надежности документов.
Это лишь два примера того, как инновации и искусственный интеллект могут помочь снизить затраты клиентов, сделать их более рациональными, а работу юристов — более интересной. Речь идет о повышении эффективности и добавленной стоимости. И когда клиент видит счет, он знает, что юрист качественно работал над его вопросами и не тратил время без уважительной причины.
— Известно, что Baker McKenzie предоставляет своим офисам на местном уровне определенную свободу. В чем преимущество такого подхода? Как сохранить баланс между независимостью и глобальной стратегией?
— Мы международная юридическая фирма, и у нас есть глобальные клиенты, которые ждут от нас последовательности и согласованности в работе. Сотрудники всех наших офисов знают, что это означает. У нас есть партнеры, которые отвечают за взаимоотношения и координируют сопровождение проектов. При этом различий в уровне предоставляемых услуг быть не должно, независимо от того, какой клиент и в какой стране к нам обращается. В то же время многие наши офисы сосредоточены на локальной работе. Мы поощряем местные офисы к выполнению определенного объема работы внутри страны. Нам нет нужды контролировать такие проекты извне, так как они лучше знают потребности своего рынка. Если необходим независимый подход, то лучше работать с локальным офисом, но если фирма действует в интересах глобального клиента, мы работаем очень слаженно. Это создает своего рода баланс между оказанием глобальных услуг в едином формате и по единому стандарту и гибкостью в адаптации к потребностям локальных клиентов. Мы привыкли совмещать такие подходы и так работать. Большую часть нашего бизнеса составляет международный элемент (и даже здесь, на территории Украины), поэтому нам необходима разветвленная сеть офисов, сотрудничающих друг с другом.
— Какова географическая стратегия Baker McKenzie? Какие возможности вы видите на развивающихся рынках, таких как Украина и другие страны СНГ?
— Наше присутствие в Киеве насчитывает 25 лет, а на других развивающихся рынках в регионе — даже больше.
Мы бы с радостью открыли представительство в Индии, но это невозможно из-за законодательного регулирования. С другой стороны, мы обращаем внимание на африканский континент, так как у наших клиентов появилось больше возможностей инвестировать в этот регион. На этом рынке у нас есть офисы в Каире, Касабланке и Йоханнесбурге. Африка — это огромная территория. Тем не менее мы не стремимся к открытию офисов в как можно большем количестве стран, поскольку понимаем, что нужно будет адаптировать наши услуги в этих странах. Сейчас мы рассматриваем Украину с точки зрения потребностей бизнеса. Недавно мы провели ряд встреч с топ-менеджерами украинских компаний, в ходе которых обсуждали необходимость привлечения инвестиций в регион и то, как мы со своей стороны можем в этом помочь. На встречах затрагивались вопросы усовершенствования антикоррупционного законодательства, проблемы рынка труда. С подобными вопросами к нам и приходят клиенты, и предложенные нами решения в конечном итоге приводят к успеху на рынке. Поэтому наши юристы в Киеве ищут все новые способы решения задач, которые ставят перед ними клиенты. Им нужно быть высококвалифицированными специалистами, технически одаренными профессионалами, чтобы выполнять свою работу на высоком уровне.
— Расскажите о вашей политике партнерства. Насколько мы видим из истории киевского офиса, партнеров «взращивают» внутри фирмы. Нанимаете ли вы партнеров извне в других офисах Baker McKenzie?
— Да, практика «взращивания» высококлассных специалистов у нас есть. Откровенно говоря, это очень хорошая практика, когда человек может изначально приобрести опыт, работая в фирме, понять ее культуру и «дорасти» до уровня партнера. Это именно то, что предпочел бы я. Это тот случай, когда достигается постоянство, и сотрудники остаются преданными фирме.
Партнеры извне также достаточно ценны, так как они всегда привносят что-то новое. Если у вас нет возможности для роста компании, значит, у вас не было подходящих людей в определенной области. Вам нужно восполнить нехватку кадров путем найма сотрудников со стороны. Мы повысили ставку относительно найма сотрудников извне (особенно в финансовом плане) именно в тех офисах, где нам нужно увеличить количество персонала и улучшить качество его работы. Я думаю, что правильным ответом на поставленный вопрос будет сочетание этих двух вариантов. То есть в Киеве это не вопрос политики фирмы — когда есть преимущество, что в команде работают профессионалы и не нужно нанимать сотрудников извне, это просто замечательно. Но в областях, испытывающих недостаток экспертизы, иногда приходится привлекать людей извне, ведь компания растет такими темпами, что команды фирмы становится недостаточно, чтобы поддерживать высокие темпы роста.
(Беседовала Ольга УСЕНКО, «Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…