Terra и ее целевое назначение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (533) » Terra и ее целевое назначение

Terra и ее целевое назначение

В условиях рыночной экономики земельные отношения на Украине не имеют соответствующего правового обеспечения и эффективного государственного регулирования. Земельный кодекс не дает исчерпывающего определения понятию земельных отношений, оставляя также неурегулированными вопросы определения целевого назначения земли и процедуры его изменения. На решение указанных проблем направлен ряд законопроектов, зарегистрированных ныне в Верховном Совете, на анализе которых остановимся подробнее.

Определимся с терминологией

Земельные отношения подразумевают под собой широкий спектр договорных, управленческих, экономических отношений, основой которых является земля. В свою очередь действующий Земельный кодекс сводит определение земельных отношений лишь к отношениям собственности — владение, пользование и распоряжение землей. Таким образом, из-за неполноты одного определения вне сферы государственного регулирования оказался ряд общественных отношений, связанных с землей. Поэтому, прежде чем внедрять регулирование, следует определиться с терминологией.

Определение земельных отношений, предложенное в законопроекте № 1303 народного депутата Романа Ткача, предлагает дополнить статью 2 Земельного кодекса и, кроме отношений собственности, предлагает ввести в определение фразу относительно других отношений, объектом которых является земля. Главное научно-экспертное управление Верховного Совета Украины, посчитав определение неполным, предложило свой вариант термина, в котором уточнено, что «земельные отношения являются отношениями собственности и направлены на обеспечение рационального использования, охраны и восстановления земельных ресурсов с учетом экологических, экономических, социальных и других интересов общества».

В альтернативном законопроекте № 1466 народного депутата Зои Шишкиной предложено другое определение с уточнением: «земельные отношения — совокупность отношений относительно прав на владение, пользование и распоряжение земельными ресурсами, предоставленных народу Украины с их последующим делегированием государственным органам и органам местного самоуправления в рамках, установленных Конституцией».

Расширяя и углубляя

Одним из основных принципов государственного регулирования земельных отношений является определение целевого назначения земельных участков — как предельной границы их эксплуатации соответственно планам развития территорий и зонирования земель. Именно вокруг целевого назначения земли и его изменения в земельных отношениях возник круг проблем, решить которые можно лишь на законодательном уровне. Характерными являются проблемы не только правомерности изменения целевого назначения земли, но и соответствующего определения такого назначения.

Законопроектом № 2091(автор З. Шиш­кина) предлагается дополнить существующие категории целевого назначения земель, указанные в Земельном кодексе, следующими категориями: земли культового назначения, охотничьего фонда, государственного материального резерва, земли, обеспечивающие деятельность государственных законодательных, исполнительных, судебных органов, техногенно загрязненные земли, земли приграничной полосы, земли, на которые распространяется юрисдикция Украины вне границ территориального моря (свободная морская экономическая зона и континентальный шельф).

Порядок изменения целевого назначения

В существующих реалиях регулирование земельных отношений является неэффективным, что стало почвой для злоупотреблений относительно изменения целевого назначения земель со стороны как субъектов земельных отношений, так и государственных органов и органов местного самоуправления разных уровней. Выход из сложившейся ситуации возможен путем установления законодателем жесткого механизма изменения целевого назначения земель, со строго ограниченным перечнем случаев, когда такое изменение возможно.

Законопроектом № 2028-1, ­внесенным народными депутатами Николаем При­сяжнюком и Валерием Бевзенко, предлагается ограничить возможность изменения целевого назначения земель, допустив такие действия только в случаях строительства объектов государственного значения, строительства на малопродуктивных землях, создания объектов природоохранного назначения (рекреационного, историко-культурного, оздоровительного назначения), включения территории в границы населенных пунктов, исполнения международных обязательств. Изменения целевого назначения других категорий земель также основано на вышеуказанных принципах с учетом характерных для каждой категории особенностей.

Также в упомянутом законопроекте предлагается детально регламентировать процедуру принятия решения об изменении категории целевого назначения земли. Согласно положениям, предложенным в данном проекте закона, если требования субъекта земельных отношений относительно изменения категории целевого назначения земельного участка не противоречат принципам земельного законодательства, то он имеет право направить ходатайство органам государственной власти о таком изменении. Для принятия решения заинтересованным сторонам необходимо подать документы на право собственности на участок, документы относительно установленных на участок ограничений, положительное заключение государственных экспертиз, расчет суммы ущерба от изменения категории земли и аргументацию целесообразности такого изменения. Аргументированное решение относительно удовлетворения либо отказа в удовлетворении ходатайства выносится государственными органами либо органами местного самоуправления в месячный срок, оставляя возможность решить вопрос в судебном порядке.

Законопроектом № 2028, зарегистри­рованным народными депутатами Евге­нием Сигалом и Иваном Кириленко, все решения относительно изменения целевого назначения земли предлагается отнести к компетенции Кабинета Министров, а некоторые должны быть согласованы с Верховным Советом. Государственные органы исполнительной власти в сфере аграрной политики и охраны окружающей среды должны будут аргументировать целесообразность таких изменений с учетом существующих проектов землеустройства.

Мера ответственности

Предложение об уголовной ответст­венности субъектов земельных отношений, нарушивших принципы целевого назначения земли и механизм его изменения, является нововведением, которое повлияет на поведение многих участников земельного рынка. Законопроектом № 2028 предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей о запрете нецелевого использования сельскохозяйственных земель, санкция которой предусматривает ответственность в виде штрафа от 5 до 100 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо лишения свободы на срок от 3 до 15 лет. Нарушение порядка при осуществлении изменения категории целевого назначения земель будет являться согласно законопроекту преступлением в сфере служебной деятельности, уголовная ответственность за совершение которого предусмотрена в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.

Если упомянутые законопроекты будут приняты парламентом, то удастся устранить одну из актуальных проблем земельных отношений. Но сам рынок земли пока не функционирует на надлежащем уровне — требуется принять еще несколько базовых законов в этой сфере.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судам нет доверия

Государственная практика

Статус ГСА оговорен на время...

Деловая практика

Укравтодор «дает добро»...

Законодательная практика

Terra и ее целевое назначение

НОВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Неделя права

Следствие ведет комитет

Семь лет борьбы за конкуренцию

Как преодолеть контрабанду?

Демилитаризация правосудия

Регионалы вышли из Нацсовета

Новости делового мира

О проведении земельных аукционов

О продаже земельных участков

Контроль над перевозками автотранспортом

Новые лицензионные условия для перевозчиков

Новости законотворчества

Земельный рынок предлагается узаконить

В порядке исполнения евродоговоренностей

Особенности осуществления доверительного управления активами предлагается урегулировать отдельным законом

Новости из зала суда

Суд установил, что «КоммерсантЪ» распространял достоверную информацию

Конфиденциальная информация может быть предоставлена по разрешению суда

Консорциум «ЕДАПС» проиграл суд

Л. Черновецкий не смог в суде опровергнуть информацию, распространенную Н. Томенко

Новости из-за рубежа

Отменено решение о закрытии сайта Wikileaks.org

Суд отказал в иске Qualcomm к Nokia

Виктор Белан лишился псевдонима

Евросоюз борется с цензурой в интернете

Домашний арест

Новости профессии

Орден от Президента

О повышении квалификации сотрудников юрслужб

Госнаграды по случаю 8 марта

Назначен замминистра внутренних дел

В коллегии Минюста пополнение

Назначен ректор Академии управления МВД

Новости юридических фирм

Административное право и процесс для молодых ученых

Юридическая компания «Правовой Альянс» сотрудничает с «Аптечной профессиональной ассоциацией Украины»

Baker & Mckenzie консультирует МФК по вопросам открытия кредитной линии в размере 350 млн долларов США

Реестр событий

«Законотворчество» на сайте ВСУ

Показатели ВАСУ возросли!

Цель: доступность и единство!

Служебная лестница

НАЗНАЧЕНИЯ

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела:

Судебная практика

Из кино песню не выкинешь

Судебные дела недели

ВСУ удовлетворил ходатайство ОАО «Днепрэнерго» о переносе рассмотрения дела

Дело по иску ООО «Аэрохендлинг» направлено на новое рассмотрение

АК «Харьковоблэнерго» отстояла свои интересы

Судебные решения

О нюансах рассмотрения дел о полной материальной ответственности

Об особенностях назначения и увольнения руководителей учебных заведений

О трудоустройстве инвалидов

Тема номера

Об увольнении «VIP-должностных лиц»

Частная практика

Авиакомпания Delta стала бизнес-партнером Ассоциации юристов Украины

Прошлое, настоящее и...

Юридический форум

Вопросы судоустройства — на обсуждении светлицы

Курс на развитие адвокатуры

Інші новини

PRAVO.UA