В условиях рыночной экономики земельные отношения на Украине не имеют соответствующего правового обеспечения и эффективного государственного регулирования. Земельный кодекс не дает исчерпывающего определения понятию земельных отношений, оставляя также неурегулированными вопросы определения целевого назначения земли и процедуры его изменения. На решение указанных проблем направлен ряд законопроектов, зарегистрированных ныне в Верховном Совете, на анализе которых остановимся подробнее.
Определимся с терминологией
Земельные отношения подразумевают под собой широкий спектр договорных, управленческих, экономических отношений, основой которых является земля. В свою очередь действующий Земельный кодекс сводит определение земельных отношений лишь к отношениям собственности — владение, пользование и распоряжение землей. Таким образом, из-за неполноты одного определения вне сферы государственного регулирования оказался ряд общественных отношений, связанных с землей. Поэтому, прежде чем внедрять регулирование, следует определиться с терминологией.
Определение земельных отношений, предложенное в законопроекте № 1303 народного депутата Романа Ткача, предлагает дополнить статью 2 Земельного кодекса и, кроме отношений собственности, предлагает ввести в определение фразу относительно других отношений, объектом которых является земля. Главное научно-экспертное управление Верховного Совета Украины, посчитав определение неполным, предложило свой вариант термина, в котором уточнено, что «земельные отношения являются отношениями собственности и направлены на обеспечение рационального использования, охраны и восстановления земельных ресурсов с учетом экологических, экономических, социальных и других интересов общества».
В альтернативном законопроекте № 1466 народного депутата Зои Шишкиной предложено другое определение с уточнением: «земельные отношения — совокупность отношений относительно прав на владение, пользование и распоряжение земельными ресурсами, предоставленных народу Украины с их последующим делегированием государственным органам и органам местного самоуправления в рамках, установленных Конституцией».
Расширяя и углубляя
Одним из основных принципов государственного регулирования земельных отношений является определение целевого назначения земельных участков — как предельной границы их эксплуатации соответственно планам развития территорий и зонирования земель. Именно вокруг целевого назначения земли и его изменения в земельных отношениях возник круг проблем, решить которые можно лишь на законодательном уровне. Характерными являются проблемы не только правомерности изменения целевого назначения земли, но и соответствующего определения такого назначения.
Законопроектом № 2091(автор З. Шишкина) предлагается дополнить существующие категории целевого назначения земель, указанные в Земельном кодексе, следующими категориями: земли культового назначения, охотничьего фонда, государственного материального резерва, земли, обеспечивающие деятельность государственных законодательных, исполнительных, судебных органов, техногенно загрязненные земли, земли приграничной полосы, земли, на которые распространяется юрисдикция Украины вне границ территориального моря (свободная морская экономическая зона и континентальный шельф).
Порядок изменения целевого назначения
В существующих реалиях регулирование земельных отношений является неэффективным, что стало почвой для злоупотреблений относительно изменения целевого назначения земель со стороны как субъектов земельных отношений, так и государственных органов и органов местного самоуправления разных уровней. Выход из сложившейся ситуации возможен путем установления законодателем жесткого механизма изменения целевого назначения земель, со строго ограниченным перечнем случаев, когда такое изменение возможно.
Законопроектом № 2028-1, внесенным народными депутатами Николаем Присяжнюком и Валерием Бевзенко, предлагается ограничить возможность изменения целевого назначения земель, допустив такие действия только в случаях строительства объектов государственного значения, строительства на малопродуктивных землях, создания объектов природоохранного назначения (рекреационного, историко-культурного, оздоровительного назначения), включения территории в границы населенных пунктов, исполнения международных обязательств. Изменения целевого назначения других категорий земель также основано на вышеуказанных принципах с учетом характерных для каждой категории особенностей.
Также в упомянутом законопроекте предлагается детально регламентировать процедуру принятия решения об изменении категории целевого назначения земли. Согласно положениям, предложенным в данном проекте закона, если требования субъекта земельных отношений относительно изменения категории целевого назначения земельного участка не противоречат принципам земельного законодательства, то он имеет право направить ходатайство органам государственной власти о таком изменении. Для принятия решения заинтересованным сторонам необходимо подать документы на право собственности на участок, документы относительно установленных на участок ограничений, положительное заключение государственных экспертиз, расчет суммы ущерба от изменения категории земли и аргументацию целесообразности такого изменения. Аргументированное решение относительно удовлетворения либо отказа в удовлетворении ходатайства выносится государственными органами либо органами местного самоуправления в месячный срок, оставляя возможность решить вопрос в судебном порядке.
Законопроектом № 2028, зарегистрированным народными депутатами Евгением Сигалом и Иваном Кириленко, все решения относительно изменения целевого назначения земли предлагается отнести к компетенции Кабинета Министров, а некоторые должны быть согласованы с Верховным Советом. Государственные органы исполнительной власти в сфере аграрной политики и охраны окружающей среды должны будут аргументировать целесообразность таких изменений с учетом существующих проектов землеустройства.
Мера ответственности
Предложение об уголовной ответственности субъектов земельных отношений, нарушивших принципы целевого назначения земли и механизм его изменения, является нововведением, которое повлияет на поведение многих участников земельного рынка. Законопроектом № 2028 предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей о запрете нецелевого использования сельскохозяйственных земель, санкция которой предусматривает ответственность в виде штрафа от 5 до 100 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо лишения свободы на срок от 3 до 15 лет. Нарушение порядка при осуществлении изменения категории целевого назначения земель будет являться согласно законопроекту преступлением в сфере служебной деятельности, уголовная ответственность за совершение которого предусмотрена в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.
Если упомянутые законопроекты будут приняты парламентом, то удастся устранить одну из актуальных проблем земельных отношений. Но сам рынок земли пока не функционирует на надлежащем уровне — требуется принять еще несколько базовых законов в этой сфере.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…