В парламенте 8 декабря с.г. был зарегистрирован очередной проект Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины «О выборах Президента Украины» (о недопущении фальсификации в избирательном процессе) № 5419. Инициаторами внесения данного акта стали народные депутаты Украины Сергей Подгорный, Сергей Мищенко, Виктор Синченко, Тарас Чорновил, Роман Зварич.
Верховным Советом Украины 21 августа 2009 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выборов Президента Украины» (инициаторами таких изменений выступили народные депутаты Украины Александр Лавринович, Андрей Портнов, Елена Лукаш, Роман Зварич). Однако 19 октября 2009 года Конституционный Суд Украины признал неконституционными наиболее существенные положения данного акта.
После отклонения парламентом нескольких альтернативных законопроектов проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выборов Президента Украины № 52632 (инициатор Виктор Ющенко) в первом чтении был поддержан народными депутатами, во втором чтении — отклонен.
Таким образом, проект № 5419 — очередная попытка народных депутатов Украины довести начатое до конца.
Отметим, что 22 декабря народные депутаты не включили в повестку дня проект № 5419, потому что за его включение проголосовали только 164 присутствующих. При повторном голосовании по этому же вопросу «за» проголосовали 213 народных депутатов.
Законопроект № 5419 внесли в парламент с целью недопущения фальсификаций избирательного процесса во время выборов Президента Украины. Поэтому речь идет о внесении изменений в отдельные положения действующего закона, которыми регулируются вопросы уточнения списков избирателей (в том числе на зарубежных избирательных участках); организации голосования избирателей на месте пребывания; составления протоколов о подсчете голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями (УИК) на избирательном участке, окружными избирательными комиссиями (ОИК) — об итогах голосования в пределах соответствующего территориального избирательного округа Центральной избирательной комиссией — о результатах голосования в день выборов Президента Украины, а также вопросы порядка транспортировки избирательной документации в окружные избирательные комиссии и Центральную избирательную комиссию.
Основные предлагаемые нововведения:
— обжалование избирателями предварительного списка избирателей в участковых и окружных избирательных комиссиях не позднее, чем за три дня до дня голосования;
— лишение членов участковых и окружных избиркомов права принимать решения о внесении изменений в уточненный органом ведения Государственного реестра избирателей список избирателей;
— внесение изменений в уточненный список избирателей членами УИК и ОИК в день голосования только на основании решения суда;
— обжалование избирателями списка избирателей в судебной инстанции согласно положениям КАС Украины, т.е. исковое заявление может быть подано не позднее, чем за два дня до дня голосования.
Также проектом № 5419 предлагается изменить содержание соответствующих протоколов УИК, ОИК и ЦИК путем существенной детализации содержания протоколов избирательных комиссий.
Согласно заключению Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины, существенным недостатком проекта № 5419 является сокращение сроков на отправление уведомления избирателю о включении его в предварительный список избирателей. Так, согласно нормам действующей редакции Закона, такое уведомление должно отправляться избирателю не позднее, чем за 15 дней до дня выборов, а жалобу на уточнение списка избирателей можно подать не позднее, чем за час до окончания голосования. Законопроектом № 5419 предлагается уменьшить срок отправления уведомления до 7 дней, но при этом обжаловать допущенные неточности в списке избирателей через участковые или окружные избирательные комиссии теперь можно не позднее, чем за три дня до выборов. Такое нововведение по сокращению сроков может создать предпосылки для невозможности обжалования неточностей в списке избирателей вообще.
Аналогичное несоответствие по срокам не в пользу избирателей наблюдается в законопроекте и в положениях, которые регулируют составление и уточнение списков избирателей на зарубежных избирательных участках. Так, законопроектом предлагается отправлять уведомления избирателям о включении их в предварительные списки избирателей не позднее, чем за 7 дней до выборов. Обжаловать же этот список относительно допущенных неточностей избиратель может на зарубежном избирательном участке в соответствующую участковую избирательную комиссию путем подачи жалобы не позднее, чем за те же самые 7 дней до дня выборов. Получается, что желательно самому приехать за уведомлением и сразу на месте, если что-то не так, подать жалобу, иначе можно пропустить сроки.
Отдельные положения проекта № 5419 действительно могли бы положительно повлиять на избирательный процесс, в частности, и на недопущение фальсификации, но, учитывая, что до выборов остались считанные дни, результат от внесения изменений в Закон Украины «О выборах Президента Украины» в столь экстренном порядке может быть кардинально противоположным.
Не можем оставить без внимания и проект № 5450, внесенный народным депутатом Ярославом Джоджиком 17 декабря 2009 года, которым предлагается внести изменения в Закон Украины «О выборах Президента Украины» относительно условий признания результатов второго тура выборов. Точнее: если большинство граждан во втором туре выборов не поддержат ни одного из двух кандидатов, выборы должны считаться несостоявшимися. По мнению автора проекта, это исправит ситуацию, при которой мнение избирателей, голосующих во втором туре «против», не учитывается вообще. Также предлагается запретить принимать участие в следующих повторных выборах лицу, которое принимало участие в повторном голосовании выборов, признанных несостоявшимися.
Итак, 23 декабря состоялось последнее пленарное заседание Верховного Совета Украины в этом году. До 17 января 2010 года народные депутаты будут работать на избирательных участках. Парламент не посчитал целесообразным вносить изменения в Закон Украины «О выборах Президента Украины» в последний момент. Остается надеяться, что все прогрессивные идеи, способные усовершенствовать законодательную основу организации и проведения выборов, будут воплощены в жизнь к следующим выборам заблаговременно.
В течение 2009 года на рассмотрение парламента были внесены 12 законопроектов, касающихся законодательного обеспечения проведения выборов Президента Украины. На сегодняшний день лишь один из них был принят как закон (некоторые положения признаны неконституционными), а еще 4 — отклонены.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…