Вряд ли отсутствие соответствующего уровня образования у отечественных чиновников — единственная проблема среди существующих в украинском правовом поле. Однако компетентность руководителя, безусловно, один из главных ориентиров усовершенствования системы государственного управления.
Украина приступила к стандартизации образования, в том числе и для госслужащих, путем вступления в Болонский процесс. Однако, несмотря на то что решение о присоединении к нему принято еще в мае 2005 года, результаты пока оставляют желать лучшего. Возможно, дело в том, что отечественные органы так и не разобрались, в чьей компетенции разрабатывать стандарты образовательно-квалификационных уровней госслужащих. Так, в 2006 году Главное управление государственной службы Украины в ответ на информационный запрос нашей газеты, в котором мы просили разъяснить, является ли обязательным требованием для должностных лиц, отнесенных к 1-2 категориям должностей госслужащих, наличие высшего образования, и какого именно квалификационного уровня должно быть это образование, указало, в частности, следующее: «В связи со вступлением Украины в Болонский процесс предполагаются изменения в образовательно-квалификационных уровнях высшего образования, в том числе для государственных служащих. Разработку этих стандартов осуществляет Министерство образования и науки Украины». По прошествии трех лет мы решили выяснить, как обстоят дела с их разработкой на сегодняшний день. Министерство образования и науки Украины в связи с этим разъяснило следующее: «К компетенции МОН входит разработка образовательных стандартов относительно перечня и объемов изучения нормативных и выборочных дисциплин. Разработка профессиональных стандартов специалистов с высшим образованием является прерогативой соответствующих отраслей экономической деятельности, в частности Главгосслужбы как органа, который определяет требования к уровню знаний и навыков госслужащих в определенной сфере деятельности. Учитывая это, ответ на ваши вопросы — не в нашей компетенции».
Вновь обратившись к Главгосслужбе, мы получили следующий ответ: «Вопрос относительно наличия на данное время стандартов, разработанных в связи со вступлением Украины в Болонский процесс, где предусмотрены изменения в образовательно-квалификационные уровни высшего образования, в том числе и для государственных служащих, не относится к полномочиям Главного управления государственной службы Украины.
Согласно «Положению о Министерстве образования и науки Украины», утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 19 декабря 2006 года № 1757, МОН является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности. Таким образом, внесение изменений в образовательно-квалификационные уровни высшего образования принадлежит к компетенции МОН».
Следует отметить, что Центр адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза во исполнение положений Концепции общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, утвержденной Законом Украины от 21 ноября 2002 года № 228-IV, проводит работу по подготовке нормативно-правовых актов, среди которых и проект Закона Украины «О государственной службе» в новой редакции. В статье 22 проекта определено, что общими требованиями относительно образования, профессиональной квалификации и опыта лиц, которые претендуют на занятие должностей государственной службы соответствующей категории, являются: для 1-2 категорий — полное высшее образование (наличие квалификации по образовательно-квалификационному уровню магистра или специалиста), свободное владение одним из официальных языков Совета Европы и опыт работы не менее 10 лет, в том числе не менее 5 лет на руководящих должностях и должностях государственной службы; для 3-4 категорий — полное высшее образование и т.д.
И все же, наличие высшего образования — это обязательное или желательное требование при поступлении на государственную службу? Как разъяснила Главгосслужба, «статьей 4 Закона «О государственной службе» определено, что право на государственную службу имеют граждане Украины, которые получили соответствующее образование и профессиональную подготовку. Таким образом, Законом требование относительно обязательного наличия высшего образования у граждан Украины при поступлении на государственную службу не предусмотрено. Вместе с тем, согласно пункту 2.5 Справочника типовых квалификационных характеристик должностей государственных служащих, утвержденного приказом Главгосслужбы Украины от 1 сентября 1999 года № 65, который имеет рекомендательный характер, в разделе «Квалификационные требования» относительно определенной должности или группы должностей определены требования к образовательному и образовательно-квалификационному уровню госслужащего».
Относительно наличия профильного образования у государственных служащих 1-2 категорий, то постановлением Кабинета Министров Украины от 26 ноября 2008 года № 1040 «Об утверждении Общего положения о юридической службе министерства, другого органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения и организации» установлено, что работники и руководители юридических подразделений должны иметь профильное образование — высшее юридическое с образовательно-квалификационным уровнем магистра или специалиста. Требования к другим должностям госслужащих 1-2 категорий, для которых предполагается наличие обязательного профильного образования, законодательством не установлены.
Василий Кисиль
Старший партнер ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»
Госслужащему нужно иметь профильное образование для того, чтобы занимать должность, но не министру. Заместители министра, их подчиненные должны быть специалистами в своей отрасли, а функция министра — определять политическую линию силы, которая пришла к власти. Должны существовать квалификационные стандарты, а кто их разрабатывает — другой вопрос. Если госорганы не могут разобраться, в чьей это компетенции, тогда в ситуацию постановлением следует вмешаться правительству.
Валерий Бондик
Народный депутат Украины
Безусловно, госслужащему необходимо иметь профильное образование. Взять хотя бы Табель о рангах — даже во времена монархии признавалось, что коллежским асессором, то есть государственным советником, может стать только тот, у кого есть специальное образование. На мой взгляд, министром юстиции не может быть горный инженер, который имеет высшее образование, но не юридическое. Я буду вносить законопроект о том, что занять должность министра могут только лица, которые получили специальное образование и прошли службу в армии.
Геннадий Москаль
Начальник Главного управления МВД Украины в АР Крым
На министров требования о профильном образовании не распространяются, это политические фигуры. В Европе вы не найдете ни одного министра внутренних дел — юриста. Вопрос в том, что партия, которая стремится во власть, должна заниматься подготовкой, воспитанием и расстановкой кадров. Относительно стандартизации — кто будет этим заниматься, стандартами? Скоро придет новая политическая сила — кому нужно устанавливать ограничения для занятия определенной должности.
Отмечу, что необходимо менять Закон «О милиции», поскольку в нем указано, что министр внутренних дел Украины является одновременно начальником милиции Украины. Это идет вразрез с Законом «О Кабинете Министров Украины». Если министр политическая фигура, он не может быть начальником, поскольку деятельность политических партий в милиции запрещена.
Александр Ильков
Заместитель Руководителя Службы обеспечения связей с Конституционным Судом Украины и представительства интересов Президента Украины, созданных им вспомогательных органов и служб, в судах общей юрисдикции Украины Секретариата Президента Украины
По общему правилу, определенному статьей 4 Закона Украины «О государственной службе», правом на государственную службу обладают граждане Украины, которые получили соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор, или по другой процедуре, предусмотренной КМУ. Стандарты уровней высшего образования для госслужащих на сегодня определены Главгосслужбой, которая своим приказом утвердила Справочник типовых профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих. Практически все должности, предусмотренные им, предполагают наличие высшего образования соответствующего профессионального направления на уровне магистра, специалиста. При этом Справочник не включает в себя профессионально-квалификационные характеристики должностей госслужащих, правовой статус которых регулируется Конституцией и специальными законами, а также госслужащих-руководителей, которые, в соответствии с законодательством, назначаются Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, избираются или утверждаются коллегиальным органом. В принципе, такой подход можно считать правильным. Профессиональные чиновники должны обладать полным высшим образованием соответствующей специальности, однако это требование не должно в обязательном порядке распространяться на политические должности, к которым относятся, в том числе, и должности министров.
Евгений Корнийчук
Первый заместитель министра юстиции Украины
Думаю, на практике в большинстве случаев, принимая человека в то или иное подразделение своей организации, руководитель прежде всего обращает внимание на специфику его образования. Существенное значение имеет направление деятельности внутри любой структуры. Совсем не обязательно иметь юридическое образование, если ты будешь возглавлять финансовый департамент, скажем, в Минюсте. Хотя значительным плюсом является наличие двух образований. Если же говорить о высоких государственных должностях, то они автоматически должны предусматривать профильное образование претендента. Иначе быть не может, даже если это политическая должность. Также считаю, что большинство парламентариев должны быть юристами.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…