Чао, ЧАО! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Чао, ЧАО!

Сегодня акционерные общества (АО) — это одна из самых популярных и распространенных форм ведения бизнеса в нашей стране наряду с обществами с ограниченной ответственностью (ООО) и частными предприятиями.

Ранее вопросы, связанные с функционированием АО, регулировались только Законом Украины «О хозяйственных обществах», потом были приняты Гражданский и Хозяйственный кодексы, содержащие общие нормы в отношении АО. В 2008 году появился наконец-то и профильный Закон Украины «Об акционерных обществах», который предложил разделить АО на частные и публичные вместо закрытых и открытых. С того времени корпоративное законодательство в части регулирования деятельности АО неоднократно дополнялось и улучшалось. Как же обстоят дела с правовым регулированием и деятельностью АО сегодня?

Как уже отмечалось выше, АО должны существовать в форме публичного либо частного АО. Основные отличия частных АО от публичных заключаются в возможности преимущественного права выкупа акций для акционеров частного АО, формирования органов управления (в первую очередь это касается наблюдательного совета, в состав которого в публичном АО должны входить независимые директора), порядке ­голосования на общем собрании акционеров и т.д.

 

Мировой опыт

Если мы обратимся к мировому опыту, то в США, например, существует общее разделение компаний на частные и публичные. Частные компании не предоставляют своих финансовых отчетов широкому кругу лиц, сами определяют свою политику и ресурсы для развития бизнеса (обычно это чистая прибыль самой компании либо средства ее участников). Основное отличие публичных компаний от частных в США состоит в том, что акции публичных компаний свободно продаются на фондовом рынке, размещаются среди неограниченного круга лиц, а также включены в листинг. А основная цель публичных компаний заключается в привлечении дополнительных средств от инвестора.

В Германии существует всего один тип акционерных компаний, которые по своей сути являются публичными и могут продавать свои акции на бирже.

Во Франции ведут деятельность также публичные и частные АО. При этом частные компании представлены малым и средним бизнесом, а публичные — крупным, который планирует привлечение внешнего капитала. В Европе к публичным компаниям предъявляются жесткие требования относительно прозрачности деятельности и раскрытия информации согласно Директиве ЕС о прозрачности 2004/109/ЕС. Указанная директива предусматривает, в частности, раскрытие годовой финансовой отчетности, информации об изменениях собственников голосующих акций, превышающих пороговые значения, а также предоставление ежегодной информации относительно выплат в пользу государств, на территории которых компания осуществляет определенную деятельность, в основном это касается компаний, занимающихся добычей нефти, газа и полезных ископаемых.

 

Новый закон

В нашей стране в последние несколько лет Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) сосредоточила свое внимание и законотворческую деятельность на очистке рынка от квазипубличных АО, так как подавляющее большинство украинских публичных АО являются такими исключительно вследствие приватизации, а не сознательного выбора акционеров. Более того, публичные АО не выполняют своей основной функции, связанной с привлечением капитала.

В то же время частные АО, наряду с публичными, также вынуждены выполнять ряд требований регулятора к процедуре созыва общего собрания, раскрытию информации и т.д., что достаточно затратно. Для урегулирования сложившейся ситуации и был разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг)» (Закон), который был принят парламентом 16 ноября с.г.

Закон предлагает абсолютно новый подход к разделению АО на частные и публичные. Так, согласно Закону, частными будут считаться все АО, которые не находятся в листинге или которые не заявили о публичном размещении акций. Вместе с тем к публичным АО будут применяться более жесткие требования относительно раскрытия информации по сравнению с частными компаниями. Фактически законодатель пошел по пути имплементации некоторых положений Директивы ЕС. А требования к частным АО, наоборот, смягчаются — им нужно будет раскрывать информацию только на собственном веб-сайте и подавать отчет в комиссию. Для частных АО также уменьшатся объемы раскрытия информации, в частности, исчезнет необходимость в раскрытии квартальной информации. НКЦБФР считает, что в результате таких изменений ежегодная экономия для бизнеса, работающего в форме частных АО, с вступлением Закона в силу составит 53 млн грн (https://www.nssmc.gov.ua/2017/11/18/nfografka-do-proektu-zakonu-shtodo-sproshtennya-vedennya-bznesu-ta-zalutchennya-nvestitsy-emtentami-tsnnih-paperv-v5592-d/).

 

Выводы

С учетом вышеизложенного можно предположить, что в результате вступления Закона в силу в нашей стране возникнет множество частных АО, которые также будут требовать некоторого внимания и контроля со стороны регулятора, хотя, конечно, и не в таком объеме, как публичные компании. Но мы считаем, что от функционирования частных АО можно в принципе отказаться, ведь сейчас частные АО по сути ничем не отличаются от ООО.

Безусловно, существуют определенные отличия по формальным признакам и в части правового регулирования, но при достаточном нормативном урегулировании статуса ООО, защите прав миноритариев и улучшении системы корпоративного управления в ООО такую организационно-правовую форму, как частные АО, можно упразднить.

Соответствующая трансформация рынка и отказ от частных АО должны  снять лишнюю нагрузку с регулятора и значительно упростить его работу. В таком случае НКЦБФР сможет сосредоточиться на вопросах контроля за деятельностью публичных АО и развития фондового рынка.

Безусловно, для реализации этой идеи необходимо не только принять закон об обществах с ограниченной ответственностью, подписать закон в отношении корпоративных договоров, но и (в первую очередь) урегулировать вопросы, связанные со статусом «спящих» акционеров (напомним, что проект соответствующего закона был подан в парламент еще в прошлом году (речь идет о законопроекте о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования вопроса участия акционеров в управлении № 5043). Более того, в дальнейшем можно будет вообще отойти от множества организационно-правовых форм, разделив все компании по признаку публичности и установив при этом жесткие требования к компаниям, планирующим привлечение внешнего финансирования, и компаниям, сфера деятельности которых представляет социальный интерес. Кроме того, необходимо более четко разграничить традиционные юридические лица, которые являются отдельным субъектом права, и партнерства, где на первый план выступают уже сами участники (партнеры), чья деятельность и учитывается при налогообложении и определении ответственности.

 

КРЕМНЕВА Анна — старший юрист ЮФ Evris, г. Киев


Мнение

Больше свободы для ЧАО

Виктория КОВАЛЬЧУК, партнер ESQUIRES, адвокат

Особенностью, которая выделяет публичные компании, является способ привлечения ими финансирования через публичную подписку, размещение акций на бирже, предложение неограниченному кругу лиц. Частные компании имеют дискреционные полномочия в вопросах принятия новых участников.

Мы разделяем идею трансформации национального корпоративного законодательства с целью упразднения частных АО ввиду даже не освобождения НКЦБФР от излишней нагрузки, а из-за возможности предоставления участникам фактически частных компаний большей свободы в управлении, упрощения ведения бизнеса, отчетности, дерегуляции деятельности и рынка.

Безусловно, такой шаг будет актуальным для обсуждения и своевременным только после приведения законодательства об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью в соответствие с требованиями к защите прав участков и инвесторов, законодательного закрепления института корпоративного договора, установления правосудия. Следующими необходимыми шагами в развитии корпоративного законодательства считаем, в частности, подписание Президентом закона о корпоративных договорах (законопроект № 4470), принятие закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью (законопроект № 4666).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Под куполом цикла

VOX POPULI

Самое важное

Спорные новации

Новости законотворчества

Тема номера

Правительство изменяет условия использования РРО

Внесен законопроект о франчайзинге

Уточнены нормы относительно установки газовых счетчиков

Новости юридических фирм

Частная практика

Илларион Томаров возглавил практику интеллектуальной собственности в ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Юристы Interlegal защитили трейдера в споре, вытекающем из цепочки контрактов

К адвокатскому объединению «Коннов и Созановский» присоединилась ПЮФ «АРТЕКС УКРАИНА»

ЮФ «АНК» защитила интересы крупного портового оператора

ЮФ Evris завершила рекордную финансовую реструктуризацию для «Альфа-Банка»

AVELLUM консультировала AGCO в связи с получением разрешений на концентрации и согласованные действия

Отрасли практики

Копаться в роскоши

Пройти по КАСательной

Чао, ЧАО!

Первая десятка

Самые деятельные юристы 2017 года

Персона

Юрист года — Валентина Данишевская

Самое важное

Аудиторский рывок

Срочный прием

Получить хранение

Тема номера

Пропорции дела

Автопродление вне закона

Определенное бремя

Оперативное невмешательство

Ратные отец и мать

Суд для семьи

Проведать тайну

Тест на вживание

Інші новини

PRAVO.UA