Жесткий спецнадзор за страхованием — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (554) » Жесткий спецнадзор за страхованием

Жесткий спецнадзор за страхованием

Рубрика Тема номера

Следует разграничивать общий надзор, который устанавливается над страховой (перестраховочной) компанией как над юридическим лицом, и специальный надзор, который проводится уполномоченным органом, учитывая специфику деятельности этих субъектов. В данной статье будет рассмотрен именно специальный надзор.

В соответствии со статьей 35 Закона Украины «О страховании» государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется с целью соблюдения требований законодательства Украины о страховании, эффективного развития страховых услуг, предотвращения неплатежеспособности страховщиков и защиты интересов застрахованных. Как видим, законодатель, к сожалению, не различает задачи государственного надзора за страховой и перестраховочной деятельностью. Именно в перестраховании задачей уполномоченного органа является проверка страховщиков (перестраховщиков) нерезидентов, которые сотрудничают со страховыми (перестраховочными) организациями — резидентами.

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Украины осуществляется самостоятельным регулятором небанковского финансового рынка Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины, которая была создана в соответствии с Указом Президента Украины от 11 декабря 2002 года «О Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг» (далее — Госфинуслуг). Предшественником Госфинуслуг было Министерство финансов Украины, а до него действовал Комитет по делам надзора за страховой деятельностью.

Госфинуслуг является членом Международной ассоциации органов надзора за страховой деятельностью (IAIS).

В основном IAIS известна своей системой обмена информацией между органами государственного надзора за страховой (перестраховочной) деятельностью, а также своим «внутренним правом», то есть стандартами и принципами, которые носят рекомендательный характер. Украина заняла позицию достаточно жесткого регулирования рынка страхования и перестрахования, отказываясь от концепции, что перестрахование — более профессиональный уровень деловых отношений, которые во многом регулируются обычаями делового оборота. Именно поэтому в некоторых странах мира контроль над деятельностью перестраховочных компаний вообще отсутствует. К сожалению, в соответствии с пунктом 2 Порядка и требований относительно осуществления перестрахования у страховщика (перестраховщика) нерезидента, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 4 февраля 2004 года № 124, заключение страховщиками (перестраховщиками) договоров перестрахования вне территории Украины со страховщиками (перестраховщиками) нерезидентами разрешается, если законодательством страны, в которой зарегистрирован страховщик (перестраховщик) нерезидент, предусмотрен государственный надзор за страховой и перестраховочной деятельностью. Иными словами, с субъектами этой категории стран украинские страховые (перестраховочные) компании, к сожалению, не могут заключать договоры перестрахования рисков, что нарушает принципы осуществления внешнеэкономической предпринимательской деятельности.

В других странах, например, в США, на законодательном уровне надзор за перестраховочной деятельностью практически не отличается от надзора за страховой деятельностью. К этой категории стран можно отнести Украину.

И третья группа — страны, в которых государственный контроль за страховой и перестраховочной деятельностью отличается (Германия, Австрия).

Не существует единой точки зрения на то, можно ли считать специфическим видом надзора тот, который проводится рейтинговыми агентствами. На наш взгляд, в данном случае речь идет о саморегулировании рынка, а не об установлении какого-либо надзора.

Все полномочия Госфинуслуг, преду­смотренные статьей 37 Закона Украины «О страховании», можно разделить на группы по критерию субъектов, по отношению к которым уполномоченный орган может применять свои права: к страховым (перестраховочным) компаниям, к страховым посредникам, аварийным комиссарам, участникам страхового рынка в целом, органам исполнительной влас­ти, к суду.

По отношению к страховым (перестраховочным) компаниям Госфинуслуг имеет следующие права.

1. Получать в установленном порядке от страховщиков (перестраховщиков) отчетность о страховой (перестраховочной) деятельности, информацию об их финансовом положении и необходимые пояснения относительно отчетных данных, а от юридических и физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на нее задач.

Например, в Германии перестраховочные компании, в отличие от страховых, обязаны дополнительно ежеквартально подавать данные о развитии инвестиций.

В законодательстве Украины, к сожалению, не определено, за какой период орган надзора может потребовать отчетность о страховой (перестраховочной) деятельности. В Германии орган надзора может потребовать у перестраховщика предоставление такой отчетности не только за текущий год, но и за последние пять лет, чтобы оценить тенденции развития перестрахования.

2. Проводить проверку относительно правильности применения страховщиками (перестраховщиками) законодательства Украины о страховой (перестраховочной) деятельности и достоверности их отчетности, которая характеризирует исполнение договоров страхования (перестрахования), не чаще одного раза в год назначать за счет страховщика дополнительную обязательную аудиторскую проверку с определением аудитора.

3. Выдавать предписания страховщикам (перестраховщикам) об устранении выявленных нарушений требований законодательства о страховой (перестраховочной) деятельности, а в случае неисполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков (перестраховщиков) до устранения обнаруженных нарушений или принимать решения об изъятии лицензий и исключении из Государственного реестра страховщиков (перестраховщиков).

4. Проводить тематические проверки деятельности страховщика (перестраховщика) в случаях необходимости проверки фактов, изложенных в жалобах, заявлениях, обращениях застрахованных, достоверности показателей отчетности, исполнения требований ранее данных предписаний по поручению правоохранительных органов или органов государственной влас­ти, встречные проверки достоверности и правильности заключенных договоров страхования и перестрахования и в случае поступления информации о нарушениях от застрахованных. Иными словами, Госфинуслуг может проводить дополнительные тематические проверки по заявлению застрахованных, правоохранительных органов и иных органов государственной власти. Получается, что если с таким заявлением обратится страховая или перестраховочная компания, то дополнительная проверка перестраховщика проведена не будет.

5. Осуществлять контроль над достоверностью и полнотой информации, которая предоставляется участниками страхового рынка.

6. Обращаться в суд с иском об отмене государственной регистрации страховщика (перестраховщика).

Для проведения проверок деятельности страховых (перестраховочных) компаний уполномоченный орган может создавать комиссии и рабочие группы.

В пункте 5 Положения о Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины фактически продублированы права Госфинуслуг, изложенные в статье 37 Закона Украины «О страховании», что не совсем коррект­но с точки зрения юридической техники.

В подпункте 12 пункта 5 этого Положения, ­посвященного правам Госфинуслуг, предусмот­рены и средства влияния, которые могут применяться к страховой ­(перестраховочной) компании в случае нарушения законов и иных нормативно-правовых актов. С этой же нормой мы встречаемся и в пункте 2.1 Положения о применении Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины мер воздействия, утвержденного распоряжением Комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 13 ноября 2003 года № 125. Предусмотрены следующие меры воздействия:

— обязывать нарушителя при­нять меры для устранения нарушения;

— требовать созыва внеочередного собрания участников финансового учреждения;

— налагать штрафы в соответствии с законом;

— временно приостанавливать действие или лицензию на право осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг;

— отстранять руководство от управления финансовым учреждением и назначать ему временную администрацию;

— утверждать план возобновления финансовой стабильности финансового учреждения;

— ставить вопрос о ликвидации финансового учреждения.

Сегодня на Украине осуществляется практически одинаковый надзор как за страховой, так и за перестраховочной деятельностью. Проанализировав мировую практику, можно прийти к выводу, что на Украине действует достаточно жесткий контроль над страховыми и перестраховочными организациями.

СУПРУН Людмила — адвокат, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

У нотариуса — (не) «должностное» лицо?

Государственная практика

Суд — дело тонкое! Только для «маленьких»

Демонтаж, или (и) Централизация

Деловая практика

«Обоснованные» проверки

Законодательная практика

О совершенствовании «механизма» госзакупок

Иностранности

Китайская полиция отложила арест на время свадьбы подозреваемого

Британским заключенным запретили видеоигры для взрослых

Бразилец отсудил $4 тыс. за лапу ящерицы в банке с зеленым горошком

В Индии пса судят за нападения на людей

Комментарии и аналитика

Непростые вопросы компетенции ICSID

Неделя права

ГСА отчиталась за I полугодие

Проблемы взаиморасчетов

Денег больше, но не сейчас

(Не)приоритетная статистика МВД

Декларация «несвобод»?

Новости делового мира

О выпуске электронных денег

Получить лицензию на перевозку пассажиров станет проще

Об отстранении руководства от управления финучреждением

Кто будет подавать отчетность в НБУ?

Новости законотворчества

Законодательство о лизинге предлагают усовершенствовать

Спецподготовка для членов теризбиркомов

Порядок заключения трудовых договоров предлагается изменить

Новости из зала суда

Дача «Межигорье» осталась в частной собственности

Суд признал «Авиалинии Харькова» банкротом

Арест счетов госконцерна «Авиация Украины» законен

«Вечерний Киев» обязали опровергнуть информацию

Новости из-за рубежа

Адвокатам повысили ставки оплаты защиты по назначению

Норвежские франчайзи подали в суд на McDonald’s

Китайский суд: Great Wall Peri — не копия Fiat Panda

Новости профессии

Народные депутаты Украины прервали отпуска для участия во внеочередной сессии

Созданы новые отделы ГИС

Народных депутатов попросили не злоупотреблять

Первый заместитель министра юстиции Украины — член набсовета НАК «Нафтогаз Украины»

Министр юстиции Украины ушел в отпуск

Новости юридических фирм

CMS Cameron McKenna — советник в связи с доставкой самолета

Baker & McKenzie — юрсоветник инвестфонда Aisi Realty Public Limited

«Саенко Харенко» — советник организаторов синдицированного кредита

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует по вопросам приобретения проекта строительства торгового центра

Реестр событий

Эвакуируем! А на основании чего?

Министр юстиции рассказал о реформах

Коррупция в суде не удивляет

КМУ vs. Vanсo. Договорятся ли?

Служебная лестница

Назначения

Судебная практика

Учим «мову» в кинотеатрах

Судебные решения

Об обязанности предприятия возместить вред, причиненный его работником

О нюансах рассмотрения споров, связанных со взысканием страхового возмещения

О возмещении материального вреда в порядке регресса

Тема номера

Жесткий спецнадзор за страхованием

Частная практика

Когда будет новый закон об адвокатуре?

Сколько полномочий на роду написано…

Соединить ремесло и искусство

Фортуна для корпоративщиков

Юридический форум

Главное — знать, где строить!

В «ЮП» новый «старый» генеральный директор

Інші новини

PRAVO.UA