Следует разграничивать общий надзор, который устанавливается над страховой (перестраховочной) компанией как над юридическим лицом, и специальный надзор, который проводится уполномоченным органом, учитывая специфику деятельности этих субъектов. В данной статье будет рассмотрен именно специальный надзор.
В соответствии со статьей 35 Закона Украины «О страховании» государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется с целью соблюдения требований законодательства Украины о страховании, эффективного развития страховых услуг, предотвращения неплатежеспособности страховщиков и защиты интересов застрахованных. Как видим, законодатель, к сожалению, не различает задачи государственного надзора за страховой и перестраховочной деятельностью. Именно в перестраховании задачей уполномоченного органа является проверка страховщиков (перестраховщиков) нерезидентов, которые сотрудничают со страховыми (перестраховочными) организациями — резидентами.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Украины осуществляется самостоятельным регулятором небанковского финансового рынка Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины, которая была создана в соответствии с Указом Президента Украины от 11 декабря 2002 года «О Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг» (далее — Госфинуслуг). Предшественником Госфинуслуг было Министерство финансов Украины, а до него действовал Комитет по делам надзора за страховой деятельностью.
Госфинуслуг является членом Международной ассоциации органов надзора за страховой деятельностью (IAIS).
В основном IAIS известна своей системой обмена информацией между органами государственного надзора за страховой (перестраховочной) деятельностью, а также своим «внутренним правом», то есть стандартами и принципами, которые носят рекомендательный характер. Украина заняла позицию достаточно жесткого регулирования рынка страхования и перестрахования, отказываясь от концепции, что перестрахование — более профессиональный уровень деловых отношений, которые во многом регулируются обычаями делового оборота. Именно поэтому в некоторых странах мира контроль над деятельностью перестраховочных компаний вообще отсутствует. К сожалению, в соответствии с пунктом 2 Порядка и требований относительно осуществления перестрахования у страховщика (перестраховщика) нерезидента, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 4 февраля 2004 года № 124, заключение страховщиками (перестраховщиками) договоров перестрахования вне территории Украины со страховщиками (перестраховщиками) нерезидентами разрешается, если законодательством страны, в которой зарегистрирован страховщик (перестраховщик) нерезидент, предусмотрен государственный надзор за страховой и перестраховочной деятельностью. Иными словами, с субъектами этой категории стран украинские страховые (перестраховочные) компании, к сожалению, не могут заключать договоры перестрахования рисков, что нарушает принципы осуществления внешнеэкономической предпринимательской деятельности.
В других странах, например, в США, на законодательном уровне надзор за перестраховочной деятельностью практически не отличается от надзора за страховой деятельностью. К этой категории стран можно отнести Украину.
И третья группа — страны, в которых государственный контроль за страховой и перестраховочной деятельностью отличается (Германия, Австрия).
Не существует единой точки зрения на то, можно ли считать специфическим видом надзора тот, который проводится рейтинговыми агентствами. На наш взгляд, в данном случае речь идет о саморегулировании рынка, а не об установлении какого-либо надзора.
Все полномочия Госфинуслуг, предусмотренные статьей 37 Закона Украины «О страховании», можно разделить на группы по критерию субъектов, по отношению к которым уполномоченный орган может применять свои права: к страховым (перестраховочным) компаниям, к страховым посредникам, аварийным комиссарам, участникам страхового рынка в целом, органам исполнительной власти, к суду.
По отношению к страховым (перестраховочным) компаниям Госфинуслуг имеет следующие права.
1. Получать в установленном порядке от страховщиков (перестраховщиков) отчетность о страховой (перестраховочной) деятельности, информацию об их финансовом положении и необходимые пояснения относительно отчетных данных, а от юридических и физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на нее задач.
Например, в Германии перестраховочные компании, в отличие от страховых, обязаны дополнительно ежеквартально подавать данные о развитии инвестиций.
В законодательстве Украины, к сожалению, не определено, за какой период орган надзора может потребовать отчетность о страховой (перестраховочной) деятельности. В Германии орган надзора может потребовать у перестраховщика предоставление такой отчетности не только за текущий год, но и за последние пять лет, чтобы оценить тенденции развития перестрахования.
2. Проводить проверку относительно правильности применения страховщиками (перестраховщиками) законодательства Украины о страховой (перестраховочной) деятельности и достоверности их отчетности, которая характеризирует исполнение договоров страхования (перестрахования), не чаще одного раза в год назначать за счет страховщика дополнительную обязательную аудиторскую проверку с определением аудитора.
3. Выдавать предписания страховщикам (перестраховщикам) об устранении выявленных нарушений требований законодательства о страховой (перестраховочной) деятельности, а в случае неисполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков (перестраховщиков) до устранения обнаруженных нарушений или принимать решения об изъятии лицензий и исключении из Государственного реестра страховщиков (перестраховщиков).
4. Проводить тематические проверки деятельности страховщика (перестраховщика) в случаях необходимости проверки фактов, изложенных в жалобах, заявлениях, обращениях застрахованных, достоверности показателей отчетности, исполнения требований ранее данных предписаний по поручению правоохранительных органов или органов государственной власти, встречные проверки достоверности и правильности заключенных договоров страхования и перестрахования и в случае поступления информации о нарушениях от застрахованных. Иными словами, Госфинуслуг может проводить дополнительные тематические проверки по заявлению застрахованных, правоохранительных органов и иных органов государственной власти. Получается, что если с таким заявлением обратится страховая или перестраховочная компания, то дополнительная проверка перестраховщика проведена не будет.
5. Осуществлять контроль над достоверностью и полнотой информации, которая предоставляется участниками страхового рынка.
6. Обращаться в суд с иском об отмене государственной регистрации страховщика (перестраховщика).
Для проведения проверок деятельности страховых (перестраховочных) компаний уполномоченный орган может создавать комиссии и рабочие группы.
В пункте 5 Положения о Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины фактически продублированы права Госфинуслуг, изложенные в статье 37 Закона Украины «О страховании», что не совсем корректно с точки зрения юридической техники.
В подпункте 12 пункта 5 этого Положения, посвященного правам Госфинуслуг, предусмотрены и средства влияния, которые могут применяться к страховой (перестраховочной) компании в случае нарушения законов и иных нормативно-правовых актов. С этой же нормой мы встречаемся и в пункте 2.1 Положения о применении Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины мер воздействия, утвержденного распоряжением Комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 13 ноября 2003 года № 125. Предусмотрены следующие меры воздействия:
— обязывать нарушителя принять меры для устранения нарушения;
— требовать созыва внеочередного собрания участников финансового учреждения;
— налагать штрафы в соответствии с законом;
— временно приостанавливать действие или лицензию на право осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг;
— отстранять руководство от управления финансовым учреждением и назначать ему временную администрацию;
— утверждать план возобновления финансовой стабильности финансового учреждения;
— ставить вопрос о ликвидации финансового учреждения.
Сегодня на Украине осуществляется практически одинаковый надзор как за страховой, так и за перестраховочной деятельностью. Проанализировав мировую практику, можно прийти к выводу, что на Украине действует достаточно жесткий контроль над страховыми и перестраховочными организациями.
СУПРУН Людмила — адвокат, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…