Приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «О внесении изменений в приказ Госпотребстандарта от 25 октября 2006 года № 311» от 24 апреля 2008 года № 137 изменены Правила проведения проверок субъектов хозяйствования в сфере торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг. Данные изменения вступили в силу 15 июля с.г.
Следует отметить, что данным приказом уточняются многие значительные аспекты проведения таких проверок. Начнем с того, что существенно расширен перечень оснований для проведения внеплановой проверки. Ранее она могла проводиться исключительно на основании полученных от потребителей обращений (жалоб) о нарушении субъектами хозяйствования требований законодательства о защите прав потребителей. Теперь же причиной проверки может стать подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган по делам защиты потребителей об осуществлении проверки по его желанию; выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, предоставленных субъектом хозяйствования; проверка исполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов относительно устранения нарушений требований законодательства, определенных по результатам проведения плановых проверок органом по делам защиты прав потребителей; непредоставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных заявлений о причинах, препятствующих предоставлению таких документов. Кроме того, отметим, что основанием для проверки также осталось обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства, но предусмотрено, что внеплановая проверка на таком основании будет осуществляться лишь при наличии согласия Госпотребстандарта Украины на ее проведение. Уточняется, что внеплановые проверки могут проводиться только на указанных основаниях, если иное не предусматривается законом или международным договором Украины.
Что же касается правового статуса участников проверки, то следует отметить, что кроме того, что теперь у субъекта хозяйствования появилось право проверять наличие у должностных лиц служебного удостоверения и получать копии направления на проведение проверки, а также присутствовать при осуществлении проверки, также он может не допустить должностных лиц к осуществлению проверки в случае, если она осуществляется с нарушением требований относительно периодичности проведения мер государственного надзора, предусмотренных законом, если должностное лицо не предоставило копии необходимых документов, или же они не соответствуют требованиям законодательства, если должностные лица не предъявили до начала проверки служебное удостоверение и направление на проверку, а также если субъект хозяйствования не получил уведомления о проведении проверки.
Кроме того, комментируемым документом установлен перечень обязательств как органов по делам защиты прав потребителей, так и субъекта хозяйствования. В частности, за первыми закреплены следующие обязательства — полно, объективно и непредубежденно осуществлять госнадзор в сфере хозяйственной деятельности в пределах полномочий, установленных законодательством; придерживаться деловой этики во взаимоотношениях с субъектом проверки; не вмешиваться в уставную деятельность субъекта хозяйствования, если она осуществляется в рамках закона; обеспечивать неразглашение коммерческой тайны такого субъекта в случае, если она стала известной должностным лицам во время проверки (в частности, органы по делам защиты прав потребителей должны обеспечить специальный режим защиты и доступа к такой информации); ознакомлять руководителя субъекта хозяйствования либо же его заместителя или уполномоченное ими лицо с результатами проверок в сроки, предусмотренные законодательством, а также предоставлять субъекту хозяйствования консультативную помощь относительно осуществления госнадзора. Отметим, что такая помощь может предоставляться по письменному запросу субъекта хозяйственной деятельности в письменном виде и по вопросам осуществления проверок относительно требований, соблюдение которых проверяется.
А вот обязательства субъекта хозяйственной деятельности следующие: допуск должностных лиц к осуществлению проверки при условии соблюдения порядка осуществления госнадзора; исполнение требований органа по делам защиты прав потребителей и его должностных лиц относительно устранения выявленных нарушений требований законодательства; предоставление документов, образцов продукции, объяснений, справок, данных, материалов по вопросам, возникающим во время проведения проверки, а также получение экземпляра предписания или акта по делам защиты прав потребителей по результатам проведения плановых или внеплановых мер. Также новая редакция комментируемого приказа предусматривает, что должностному лицу запрещается осуществлять проверки субъекта хозяйствования, с которым (или со служебными лицами которого) должностное лицо пребывает в родственных связях. У обеих сторон есть право фиксации процесса осуществления проверки или каждого действия отдельно средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такой проверки.
Как уже упоминалось, перед началом проверки органы по делам защиты прав потребителей должны предъявить субъекту хозяйственной деятельности направление на проведение проверки, которое принимается на основании приказа соответствующего органа по делам защиты прав потребителей. В таком направлении должны быть указаны наименование органа, осуществляющего проверку, субъекта, проверка которого будет осуществляться, и его местонахождение, номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка, перечень должностных лиц, которые буду проводить проверку (с указанием должности, фамилии, имени и отчества), дата начала и окончания проверки, тип проверки (плановая или внеплановая), основания и предмет осуществления проверки, информация об осуществлении предварительных мер контроля. Такое направление является действительным лишь на протяжении указанного в нем срока проведения проверки. Перед началом проверки представители проверяющего органа должны предоставить субъекту хозяйственной деятельности копию такого направления на проверку.
Что касается непосредственно процедуры проверки, следует отметить, что в комментируемом приказе исключена фраза о том, что в случае необходимости по их согласию в рамках полномочий, предусмотренных законодательством, к проверке могут привлекаться представители общественных организаций.
Кроме того, установлено, что перед проведением плановой проверки соответствующий орган обязан направить субъекту хозяйствования письменное уведомление о проведении такой проверки, и не позднее, чем за десять дней до дня ее проведения. В таком уведомлении указывается дата начала и окончания проведения проверки, а также наименование субъекта хозяйствования, который будет проверяться, и наименование органа, который будет проводить такую проверку. Оно направляется рекомендованным письмом за счет средств соответствующего органа и вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку. Срок плановой проверки не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — пяти рабочих дней, если иное не предусмотрено законом. Сроки проведения внеплановой проверки — не более десяти дней, а для субъектов малого предпринимательства — не более двух рабочих дней. Продление таких сроков невозможно.
По результатам проверки должностными лицами в случае выявления нарушения требований законодательства составляется акт, в котором должно указываться следующее: дата составления, тип проверки, предмет проверки, а также наименования органа, проводившего проверку, и субъекта хозяйствования, относительно деятельности которого осуществлялась проверка.
В отличие от предусмотренного старой редакцией приказа составления такого акта в двух экземплярах, один из которых — оригинал, а другой — копия, теперь определено, что оба экземпляра такого акта имеют одинаковую юридическую силу. И оба они в последний день проверки должны быть подписаны должностными лицами, осуществляющими проверку, и субъектом хозяйствования либо же уполномоченным им лицом. На основании такого акта руководителю субъекта хозяйственной деятельности даются предписания об устранении нарушений. В свою очередь, предписанием является обязательное для исполнения в определенные строки письменное требование должностного лица субъекту хозяйствования об устранении нарушений требований законодательства. Но такое предписание не предусматривает применение к субъекту санкций.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…