В последний газ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (1036) » В последний газ

В последний газ

Рубрика Тема номера

С принятием 9 апреля 2015 года Закона Украины «О рынке природного газа» № 329-VIII (Закон № 329-VIII) в гражданский оборот был введен институт поставщика «последней надежды» и законодательно закреплена обязанность данного поставщика заключать с потребителями, которые по определенным причинам остались без поставщика либо достаточного подтвержденного ресурса газа, договоры поставки природного газа на ограниченный период времени.

 

Последняя надежда

Так, в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 1 Закона № 329-VIII поставщик «последней надежды» не имеет права отказать потребителю в заключении договора поставки природного газа на ограниченный период времени.

Пункт 2 раздела V Правил поставки природного газа, утвержденных постановлением Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) № 2496 от 30 сентября 2015 года (Правила поставки), предусматривает обязанность поставщика «последней надежды» осуществлять поставку природного газа всем потребителям, которые к нему обратились.

Согласно части 3 статьи 179 Хозяйственного кодекса Украины, заключение договора обязательно для сторон, если он основан на государственном заказе, выполнение которого является обязанностью субъекта хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, либо существует прямое указание закона на обязательность заключения договора для определенных категорий субъектов хозяйствования.

Правилами поставки (пункт 3 раздела V) определены случаи, когда поставка природного газа потребителю осуществляется поставщиком «последней надежды»: 1) у действующего поставщика отсутствует или недостаточен ресурс природного газа для обеспечения поставщика в необходимых объемах на соответствующий период; 2) между действующим поставщиком и потребителем договор на поставку природного газа расторгнут либо приостановлен в части поставки природного газа на соответствующий период, при этом потребитель не успел оформить договорные отношения с новым поставщиком или новый поставщик не успел оформить подтвержденный объем природного газа потребителю; 3) действующий поставщик признан банкротом в установленном порядке, либо прекратил свою хозяйственную деятельность по другим причинам, либо уже был ликвидирован; 4) действующий поставщик больше не имеет права на поставку природного газа в случае, если его лицензия на поставку отменена либо ее действие приостановлено регулятором; 5) действующий поставщик своевременно не оформил подтвержденные объемы природного газа в отношении потребителя на соответствующий период (при условии, что потребителем соблюдены обязательства по договору на поставку природного газа).

При этом статья 15 Закона № 329-VIII и пункты 2, 5 раздела V Правил поставки предусматривают, что договор с поставщиком «последней надежды» должен соответствовать утверждаемому регулятором (НКРЭКУ) типовому договору, который также является публичным и заключается с учетом статей 633, 634, 641, 642 Гражданского кодекса (ГК) Украины путем заявочного присоединения потребителя к условиям договора, редакция которого размещена на официальном веб-сайте регулятора и поставщика «последней надежды».

 

Момент заключения

Одна из целого ряда проблем, с которыми сталкивается потребитель во взаимоотношениях с поставщиком «последней надежды», связана с моментом заключения договора сторонами.

По общему правилу статьи 640 ГК Украины договор является заключенным с момента получения лицом, которое направило предложение заключить договор, ответа о принятии предложения. В соответствии с актом гражданского законодательства договор может считаться заключенным с момента передачи имущества или совершения определенного действия.

Статья 634 ГК Украины предусматривает, что договор присоединения — это договор, условия которого установлены одной стороной в формулярах или иных стандартных формах, он может быть заключен только путем присоединения второй стороны к предложенному договору в целом. Вторая сторона не может предложить свои условия договора.

Пункты 1.3, 11.1 Типового договора поставки природного газа поставщиком «последней надежды», утвержденного постановлением НКРЭКУ от 30 сентября 2015 года № 2501 (Типовой договор), предусматривают, что данный договор считается заключенным с момента согласования (акцепта) потребителем заявки-присоединения к его условиям по установленным формам для бытовых потребителей (приложение 1) либо потребителей, которые не являются бытовыми (приложение 2).

Пунктом 3.1 Типового договора также определено, что поставка природного газа потребителю осуществляется с момента прекращения ему поставки природного газа действующим поставщиком при условии подписания потребителем заявки-присоединения.

С другой стороны, часть 1 статьи 15 Закона № 329-VIII устанавливает, что договор поставки считается заключенным с момента начала фактической поставки природного газа поставщиком «последней надежды» потребителю. Аналогичное положение содержит и абзац 2 пункта 6 раздела V Правил поставки. При этом в абзаце 3 данного пункта Правил поставки уточняется, что для потребителей, которые обязаны в соответствии с действующим законодательством проводить процедуру закупки природного газа на государственные средства, поставка природного газа поставщиком «последней надежды» осуществляется после заключения договора в соответствии с процедурой, предусмотренной действующим законодательством.

 

Возможные толкования

Таким образом, указанные нормативные документы по сути допускают несколько возможных вариантов толкования момента заключения договора с поставщиком «последней надежды» в связи с наступлением различных юридических фактов.

Один из таких вариантов — договор —  будет считаться заключенным после присоединения потребителя к условиям публичного договора и начала фактической поставки газа поставщиком «последней надежды». Второй — моментом заключения договора считается момент согласования (акцепта) потребителем заявки-присоединения к условиям публичного договора (дата получения заявки поставщиком с точки зрения статьи 640 ГК Украины). И, наконец, третий вариант, предусматривающий, что таким моментом является момент заключения потребителем договора по процедуре, предусмотренной Законом Украины «О публичных закупках» от 25 декабря 2015 года № 922-VIII.

Что касается последнего варианта, то, как видно, неудачная формулировка абзаца 3 пункта 6 раздела V Правил поставки в контексте части 1 статьи 15 Закона № 329-VIII предполагает двойное заключение договора: в ходе процедур закупки и затем в момент начала поставки поставщиком «последней надежды». Очевидно, что в силу специальных норм Закона № 329-VIII такой договор потребителя не может считаться заключенным до начала упомянутой поставки.

Второй вариант, на первый взгляд, не до конца соответствует части 1 статьи 15 Закона № 329-VIII, однако может быть принят в том случае, если поставщик «последней надежды» не имеет права отказать потребителю в заключении договора (пункт 26 части 1 статьи 1 Закона № 329-VIII) в качестве фактического установления законом обязанности осуществить поставку природного газа. Поскольку такая обязанность возникает в момент получения поставщиком «последней надежды» заявки-присоединения потребителя, то с этого момента должна начаться фактическая поставка природного газа (его отбор из ГТС/ГРС потребителем), следовательно, договор по правилу части 1 статьи 15 Закона № 329-VIII будет считаться заключенным.

Тем не менее, если обратиться к формирующейся по данному вопросу судебной практике (например, решения хозяйственных судов по делу № 910/23532/16), подобное толкование может расходиться с позицией поставщика «последней надежды». Нюанс первого варианта также состоит в понимании начала фактической поставки газа поставщиком «последней надежды». Суть проблемы — в позиции, касающейся невозможности заключения договора до оформления поставщиком «последней надежды» номинаций  потребителю и подтверждения объемов природного газа оператором ГТС.

Какой из вариантов толкования момента заключения потребителем договора с поставщиком «последней надежды» будет положительно воспринят судебной практикой, покажет время.

 

СИВАК Андрей — партнер АО «Шкребец и Партнеры», г. Харьков

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Решение восстановить

Акцент

МУС – ТВ

Барьерный гриф

Новости юридических фирм

Частная практика

Sayenko Kharenko — юридический советник Auchan Group в сделке по приобретению сети гипермаркетов «Караван»

Партнеры юрфирм «Василь Кисиль и Партнеры» и Stephenson Harwood рассказали о способах защиты от мошенничества и возврата активов, выведенных за рубеж

Interlegal защитил интересы судовладельца от незаконных действий Государственной экологической инспекции

Киевский офис МЮФ Baker McKenzie консультировал
«BILLA-Украина» по вопросам продажи трех супермаркетов

Отрасли практики

Вещные истины

Честный капитал

Предвиденные обстоятельства

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Благотворительный концепт

Самое важное

Постфатум

Объединительное достижение

Тема номера

Энерговектор

В последний газ

Поучить согласие

Трибуна

Серьезный шах

Частная практика

Платформа и содержание

Тень за днем

Юрдепартаменты

Курс исследования

Агроподделки

Проектная кампания

Пятое измерение

Доктор инхаус

Творческий поход

Сторона света

Состав не доказан?

Семейный подряд

50 ведущих юридических департаментов Украины

Інші новини

PRAVO.UA