Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

МУС – ТВ

Рубрика Акцент
Правительство планирует выпустить «в эфир» правила сотрудничества с МУС до ратификации Украиной Римского статута

После трагических событий на Майдане зимой 2014-го вопрос ратификации Украиной Римского статута Международного уголовного суда (МУС) снова был реанимирован, а необходимость сотрудничества с МУС приобрела особую остроту. Не так давно Кабинет Министров Украины внес на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сотрудничества с Международным уголовным судом» (№ 7179). В связи с тем, что пока Римский статут не является частью национального законодательства, правительство предложило создать необходимую законодательную базу для эффективного взаимодействия отечественных компетентных органов с МУС в случае, если последний решит принять в свою юрисдикцию дела, переданные нашим государством в заявлениях.

 

Вектор перемен

Следует напомнить, что еще несколько лет назад Украина воспользовалась возможностью, предоставленной частью 3 статьи 12 Римского статута государствам, не являющимся его участниками, передавать на рассмотрение МУС конкретные ситуации. В апреле 2014 года МУС зарегистрировал заявление украинского парламента о признании нашим государством юрисдикции МУС относительно совершения преступлений против человечности высшими должностными лицами государства, повлекших особо тяжкие последствия и массовые убийства граждан во время мирных акций протеста в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. А в феврале 2015-го парламент принял постановление «О Заявлении Верховного Совета Украины «О признании Украиной юрисдикции МУС относительно совершения преступлений против человечности и военных преступлений высшими должностными лицами Российской Федерации и руководителями террористических организаций «ДНР» и «ЛНР», повлекших особо тяжкие последствия и массовые убийства украинских граждан».

Намерение ратифицировать Римский статут было задекларировано не только на политическом уровне, но и в прошлом году на законодательном — на уровне Основного Закона. Конституционными изменениями в части правосудия, которые, как известно, вступили в силу 30 сентября 2016 года, было предусмотрено, что Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом (часть 6 статьи 124 Конституции Украины). Правда, соответствующая конституционная «опция» пока что не активна: указанное предписание Основного Закона вступит в силу через три года со дня, следующего за днем опубликования Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», то есть 30 июня 2019 года.

Сделаем небольшой экскурс в историю этого конституционного вопроса, напомнив: еще в 2001 году Конституционный Суд Украины (КСУ) принял решение, которым признал Римский статут, подписанный от имени Украины 20 января 2000 года и внесенный на тот момент в парламент для предоставления согласия на его обязательность, не соответствующим Конституции Украины в части, касающейся положений абзаца 9 преамбулы и статьи 1 Статута, согласно которым «Международный уголовный суд… дополняет национальные органы уголовной юстиции». Камнем преткновения для КСУ в этом случае стал тот факт, что указанные международные предписания не согласовывались с положениями Конституции Украины (статей 124 и 125), не допускающими делегирование функций национальных судов другим органам и создание судов, не предусмотренных Основным Законом.

 

Временная почва

Если говорить о правилах сотрудничества с МУС, которые правительство предложило прописать в Уголовном процессуальном кодексе (УПК) Украины, то их можно отнести к категории временных мер, поскольку при подготовке предложений о ратификации Римского статута после вступления в силу части 6 статьи 124 Конституции Украины (с целью полной имплементации обязательств, предусмотренных в Статуте для государств, которые становятся его участником) их придется корректировать.

Временно, на «переходном» этапе законодатели предложили урегулировать порядок сотрудничества органов государственной власти Украины с Международным уголовным судом, прокурором, судьей, секретарем или палатами МУС на основании просьб Суда о сотрудничестве, в том числе об оказании помощи, об аресте и передаче лиц. Для этого УПК Украины среди прочего предлагается дополнить новым разделом ІХ2, в котором, в частности, прописать, что сотрудничество с Международным уголовным судом заключается в принятии необходимых мер по просьбе МУС (просьбе, направленной прокурором, судьей, палатой или секретарем Суда) с целью содействия в расследовании преступлений, подпадающих под его юрисдикцию, и в уголовном преследовании за такие преступления, и охватывает оказание международной правовой помощи, арест и передачу лиц, а также другие формы сотрудничества. При этом оговаривается, что термины «прокурор МУС», «судья МУС», «палата МУС», «секретарь МУС», «ордер», «передача», которые вводятся в отечественный уголовно-процессуальный лексикон, употребляются в значении, которое им предоставляется в Римском статуте.

Центральными органами Украины по сотрудничеству с МУС в соответствии с законопроектом № 7179 являются Генеральная прокуратура Украины и Министерство юстиции Украины: они взаимодействуют с МУС непосредственно или дипломатическим путем. Объем их функциональных обязанностей и порядок осуществления сотрудничества также детально регламентируются в УПК, равно как и алгоритм предоставления правовой помощи по просьбе МУС, решение вопросов об аресте и передаче лиц МУС. В последней части устанавливается, что по просьбе Международного уголовного суда об аресте и передаче лицо может быть взято под стражу на территории Украины с целью дальнейшей его передачи в МУС. В случае если в отношении лица, о передаче которого направлена просьба МУС, в нашей стране осуществляется уголовное производство или такое лицо отбывает наказание за преступление, отличное от того, к которому относится просьба о передаче, соответствующий центральный орган Украины после принятия своего решения об удовлетворении просьбы консультируется с МУС относительно условий и сроков передачи лица. Фактическую передачу лица в МУС предлагается осуществлять в порядке, предусмотренном статьей 593 УПК, а способы и сроки такой передачи будут определяться центральным органом Украины совместно с МУС.

Что касается расходов, связанных с выполнением просьб МУС, то авторы законодательной инициативы предлагают отнести их к категории процессуальных издержек. Центральный орган Украины будет согласовывать с МУС порядок возмещения им целого ряда затрат. В частности, речь идет о транспортных расходах и расходах, связанных с обеспечением безопасности свидетелей и экспертов или передачей в МУС лиц под стражей; расходах на письменный и устный перевод, составление стенограмм, оплату работы экспертов. При этом расходы, касающиеся выполнения просьбы МУС об аресте лица, а также затраты, необходимые для оказания правовой помощи такому лицу, предлагается покрывать за счет средств государственного бюджета Украины.

Изменениями в УПК также предложено урегулировать порядок выполнения функций МУС на территории Украины. Прописывается, что в случае необходимости прокурор Суда может непосредственно выполнять на территории нашего государства процессуальные действия, указанные в просьбе МУС, если они не связаны с применением любых мер принуждения, в том числе: опрос лица или получение от него доказательств на добровольной основе; осмотр без изменений любого общественного объекта или иного общественного места. А палата МУС может проводить все судебные заседания или часть судебных заседаний, касающихся уголовных правонарушений, по которым Украина имеет одностороннее обязательство сотрудничать с МУС, на территории Украины. Согласие на проведение заседаний на территории нашей страны будет предоставлять соответствующий центральный орган Украины.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Содержание

VOX POPULI

Самое важное

Решение восстановить

Акцент

МУС – ТВ

Барьерный гриф

Новости юридических фирм

Частная практика

Sayenko Kharenko — юридический советник Auchan Group в сделке по приобретению сети гипермаркетов «Караван»

Партнеры юрфирм «Василь Кисиль и Партнеры» и Stephenson Harwood рассказали о способах защиты от мошенничества и возврата активов, выведенных за рубеж

Interlegal защитил интересы судовладельца от незаконных действий Государственной экологической инспекции

Киевский офис МЮФ Baker McKenzie консультировал
«BILLA-Украина» по вопросам продажи трех супермаркетов

Отрасли практики

Вещные истины

Честный капитал

Предвиденные обстоятельства

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Благотворительный концепт

Самое важное

Постфатум

Объединительное достижение

Тема номера

Энерговектор

В последний газ

Поучить согласие

Трибуна

Серьезный шах

Частная практика

Платформа и содержание

Тень за днем

Юрдепартаменты

Курс исследования

Агроподделки

Проектная кампания

Пятое измерение

Доктор инхаус

Творческий поход

Сторона света

Состав не доказан?

Семейный подряд

50 ведущих юридических департаментов Украины

Другие новости

Slider

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: