QUO VADIS? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

QUO VADIS?

Рубрика Тема номера

Для наших читателей отнюдь не является секретом тот факт, что работа в сфере юриспруденции специфична и, принося моральное и материальное удовлетворение, в свою очередь, выдвигает целый ряд достаточно серьезных требований к человеку, решившему заняться юридической практикой. Одним из них является вопрос внутренней организации — каким образом необходимо распределять рабочее время и время досуга для достижения максимальной эффективности собственной деятельности. Печально, но факт: в сутках всего лишь 24 часа, и каждый из нас время от времени сталкивается с элементарным дефицитом времени, когда не просто идет кругом голова, а увеличивается на пару градусов температура в офисе. Более того, работа в режиме максимальной отдачи истощает организм, и чтобы понять это, совершенно не обязательно быть врачом. Естественно, рано или поздно возникает необходимость в отдыхе и расслаблении, и вот здесь-то и располагается та самая точка сборки, о существовании которой многие догадываются, но никто не знает толком, где же она, собственно, находится.

TO BE OR NOT TO BE…

Каждой юридической фирме рано или поздно приходится сталкиваться с необходимостью проведения мероприятий, обычно обозначаемых в программах конференций заголовком «Разное». Имеются в виду неофициальные собрания сотрудников с целью празднования дней рождений, новых годов, дней солидарности трудящихся, дней взятия Бастилии и т. п. Обычно руководство фирмы старается выработать единый подход к подобным мероприятиям, к употреблению алкогольных напитков в офисе даже после окончания рабочего дня, к правилам субординации, вернее, к их нарушению и т. д. В ходе проведенного мини-исследования мы пришли к выводу, что в целом юридические фирмы разделяются на два типа: те, где происходит коллективное празднование различных мероприятий в неофициальной обстановке, и те, где от этой практики отказались. Причем, что интересно, даже на фирмах, где праздники отмечаются сообща, такую практику скорее терпят, нежели приветствуют, мотивируя это тем, что подобные гуляния отрицательно сказываются на деловых взаимоотношениях в коллективе.

Мы попросили прокомментировать сей любопытный факт вице-президента юридической фирмы «Салком» Наталью Кузнецову: «Наша фирма образовалась довольно давно, и поэтому прошла уже несколько этапов развития. Соответственно, у нас выработались свои, традиционные подходы к отмечанию различного рода праздников. Мы сразу же категорически отказались от идеи так называемых «офисных посиделок». Раньше мы практиковали общее собрание сотрудников в ресторане, когда именинник устраивал угощение для своих коллег. Впоследствии мы отказались и от этой традиции, поскольку поняли, что, во-первых, не все могут позволить себе трату значительной суммы денег, а, во-вторых, в силу специфики отношений между некоторыми сотрудниками, именинник может быть не особенно рад видеть кое-кого из коллег на собственном дне рождения. Поэтому на данный момент мы выработали для себя следующий алгоритм: в обеденный перерыв сотрудники собираются в нашем конференц-зале, где имениннику дарится букет и маленький подарок, после чего обычно виновник торжества угощает всех кофе, соком и выпечкой. Алкоголь как форма общения нами исключен полностью и категорически. На наш взгляд, это наиболее оптимальный способ, позволяющий избежать многих никому не нужных осложнений».

Да, действительно, совместные посиделки сотрудников, с одной стороны, саботируют работу офиса. Однако попробуем подойти к вопросу несколько под другим углом зрения. Как быть с фирмами, где сотрудники — не просто коллеги, но, кроме этого, еще и давние знакомые, друзья? Классическим примером такой юридической фирмы, на наш взгляд, является фирма «Василь Кисиль и партнеры», и свое видение проблемы описал нам партнер фирмы Олег Макаров:

«Так уж исторически сложилось, что мы все (я имею в виду руководство нашей фирмы) давно знаем друг друга. У нас уже выработались некие «каноны», связанные с работой и досугом, и мы стараемся по мере возможности их соблюдать. Мы привыкли все вместе праздновать на работе дни рождения и, на мой взгляд, сумели найти ту самую золотую середину, когда, с одной стороны, всем весело, но, с другой стороны, все находится в определенных рамках. Хотя, со своей стороны, я не считаю сложившуюся у нас практику единственно правильной и непогрешимой. Мы скорее исключение, нежели правило, и опять же, произошло это в силу особенностей взаимоотношений руководства фирмы».

Что ж, резюмируя сказанное выше, можно отметить, что единого подхода к веселью на производстве у юридических фирм не выработалось, что, собственно, и к лучшему, ведь каждая фирма, по большому счету, уникальна в особенностях своего создания, порядка работы и сложившихся в коллективе взаимоотношений. Безусловно, нет единого рецепта, как все же устраивать неформальную жизнь юридического офиса, однако главный вывод, который можно сделать в этой связи: умеренность, взвешенность и взаимное уважение коллег являются приоритетными в работе всякой фирмы, и особенно фирмы юридической.

БЕЛОЕ НЕ НАДЕВАТЬ, ОБТЯГИВАЮЩЕЕ НЕ НОСИТЬ

Практическая юриспруденция требует от своих адептов соответствующего внешнего вида. «Встречают по одежке, провожают по уму», и юристам особенно необходимо производить наиболее выгодное впечатление своим внешним видом. Здесь задействован целый комплекс факторов — стиль одежды, умение ее носить, поведение, манера речи, активный словарный запас, деловые аксессуары и т. д. Давно установлено, что такие мелочи, как грязная обувь, неухоженные руки и прическа отрицательно влияют на впечатление, которое человек производит на окружающих. И дело не только и не столько в личных, субъективных факторах: просто к юристам обращаются люди, отягощенные проблемами и сложностями, которые они сами разрешить не могут, и человек, приходя за помощью в юридическую фирму или адвокатское бюро, стремится обрести надежду на удачное разрешение своего дела. Поэтому клиент, подсознательно отмечая такие мелочи, делает выводы, так или иначе влияющие на его отношение к репутации фирмы. Схема здесь проста: как человек преподносит себя, так он и работает. Во многих фирмах именно поэтому уделяется повышенное внимание внешнему виду сотрудников, ведь юридическая фирма в целом — это команда, работающая сообща, и если клиент отказывается от услуг конкретного юриста, то он тем самым отказывается и от услуг всей фирмы. А корпоративное реноме фирмы — большая ценность, его создание — это процесс нескольких лет кропотливого труда. Поэтому даже если некоторые из нас придерживаются мнения, что внешний вид вторичен по отношению к деловым качествам, все же следует признать, что работа в коллективе налагает определенные обязательства и в отношении внешнего вида работника.

Так, общая практика свидетельствует о том, что совершенно недопустимо являться в офис в одежде, которая не отвечает общим представлениям о деловом стиле. Всякие там джинсы, свитера, майки с надписью «Led Zeppelin» могут быть одеты на работу лишь в том случае, когда в ходе аврала что-то срочно доделывается в субботу или в воскресенье, и клиент никогда не узнает о музыкальных пристрастиях персонала.

Еще раз хочется выразить свое сочувствие прекрасной половине юридического мира — гендерная сегрегация не сдает своих позиций, и дамы не могут появляться в офисе с оголенными ногами. Даже летом, даже в жару — колготки, туфли с закрытым носком и пяткой тоже. Увы…

Однако все эти мелочи меркнут по сравнению с проблемой подбора соответствующих аксессуаров для рабочего дня. Дамам — украшения, джентльменам — длина волос. Мы находимся во власти бюрократического диктата, с которым ничего поделать не можем. Учитывая, что в нашем обществе, как это ни прискорбно, растет средний возраст населения, люди старой закалки продолжают управлять радикальной молодежью, и поэтому разнообразные сережки в самых неожиданных местах фронтальной части головы могут скорее навредить, нежели подчеркнуть индивидуальность и нестандартность мышления. То же самое касается черных ногтей и африканских косичек. Это и есть условности из разряда sine qua non.

Это же относится и к манере выражения собственных мыслей. Как бы грамотно юрист ни умел составлять документы, какими бы знаниями ни обладал, все равно первичное впечатление о нем будет получено клиентом в начальные десять минут беседы. Естественно, речь здесь идет не о нестандартной лексике, скорее хотелось бы обратить внимание читателя на тот факт, что при ведении деловых переговоров люди обычно переключаются на совершенно иной способ построения фраз в речи, задействуется специальная юридическая терминология, изменяется формулировка субъективных суждений.

ДЕ ДІЛО?

Документооборот — вещь серьезная. Потерянный документ — это не просто неприятность, это где-то даже трагедия, поскольку зачастую в документах содержится ни много ни мало — судьба человека. Более того, некоторые документы носят конфиденциальный характер, поскольку содержат данные, разглашение которых может повлечь за собой самые неблагоприятные последствия. В этой связи юридическая фирма обычно применяет целый ряд мер: во-первых, создается архив для хранения документации, организовывается соответствующий учет и контроль; во-вторых, сотрудникам создаются условия для хранения конфиденциальной документации. Это может быть сейф, это может быть запаролированный жесткий диск компьютера. Кроме того, практикуется ограничение доступа посетителей к рабочим местам персонала. Если к сотруднику приходят посетители для ведения деловых переговоров, то таковые обычно проводятся в специально отведенных для этого помещениях. Если же визиты совершают друзья, родственники и знакомые, то применяется индивидуальный порядок: встреча вне офиса, встреча в холле и т. д. Такие меры способствуют поддержанию дисциплины и деловой обстановки в рабочее время.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЯТИМИНУТКИ

Напряженный график работы истощает организм и может приводить к самым неблагоприятным последствиям. Время от времени работнику необходима разрядка, дабы привести мысли и чувства в порядок и с новыми силами взяться за исполнение служебных обязанностей. У каждого человека имеются собственные представления о способах психологической разрядки во время рабочего дня. Некоторые предпочитают разложить в компьютере пару пасьянсов и через пять минут снова приступить к работе, кому-то необходимо выйти на перекур с чашкой кофе и парой коллег, дабы обсудить не только деловые вопросы, но и обменяться несколькими фразами для разрядки обстановки. Есть и такие, которым для упорядочения мыслей нужно задействовать моторные функции организма — это так называемые «перипатетики», они обычно покидают офис на 5—10 минут и гуляют по улицам. Многие рассматривают музыку как фактор расслабления и рассеивания внимания.

Таким образом, мы видим, что существует масса вариантов организации рабочего времени и отдыха. Собственно, каждая фирма может выработать для себя оптимальную модель, главное — это проследить за тем, чтобы выбранный путь не мешал продуктивной работе и позитивно сказывался на доходах.

***

В целом же хотелось бы просто напомнить всем нашим читателям о том, что любая работа приносит радость, материальное и моральное удовлетворение, а сама процедура осуществления трудовой деятельности все же вторична, а посему остается лишь пожелать нашим читателям новых творческих и профессиональных свершений в наступающем году.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA