21 октября с.г. Конституционный Суд Украины обнародовал решение по делу по конституционному представлению пятидесяти одного народного депутата Украины относительно официального толкования положений пункта шестого части первой статьи 106 Конституции Украины (дело о провозглашении Президентом Украины всеукраинского референдума по народной инициативе).
Напомним, что депутаты просили разъяснить, являются ли полномочия Президента Украины относительно провозглашения «всенародного» референдума по народной инициативе конституционной нормой обязывающего характера, которая возлагает на него обязанность обеспечить реализацию права на осуществление волеизъявления через референдум как форму непосредственной демократии. Также депутаты просили разъяснить, является ли подписание Центральной избирательной комиссией протокола о соблюдении условий и наличии оснований относительно назначения референдума по народной инициативе в контексте части второй статьи 72 Конституции Украины правовым основанием для немедленного провозглашения Президентом Украины всеукраинского референдума по народной инициативе.
Проведя системный анализ положений Конституции Украины и других правовых актов, Конституционный Суд пришел к следующим выводам. Право украинского народа на непосредственную реализацию власти путем референдума закреплено в статье 69 Конституции Украины. Инициатива граждан относительно проведения такого референдума в случае соблюдения конституционной процедуры должна быть реализована в соответствии с законодательством. Необходимо отметить, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, и отсутствие детальной процедуры проведения референдума не освобождает Президента от обязанности его провозглашения. Исключительное право народа как носителя суверенитета и единственного источника власти на Украине на осуществление волеизъявления через референдум не может быть ограничено Президентом Украины. Таким образом, положение, согласно которому Президент Украины провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе, следует понимать так, что Президент Украины обязан провозгласить такой референдум, если его инициировано с соблюдением установленных Конституцией и законами Украины требований относительно организации и порядка проведения всеукраинского референдума по народной инициативе.
Что касается вопроса немедленного провозглашения Президентом Украины всеукраинского референдума по народной инициативе, то ни Конституция Украины, ни соответствующие законы не предусматривают конкретных сроков провозглашения референдума. Организация и порядок проведения референдума регулируются исключительно законами, поэтому сроки, в течение которых Президент обязан издать соответствующий указ, должны быть определены законом. Устранить этот пробел путем толкования конституционных норм невозможно. Исходя из вышеизложенного, Конституционный Суд Украины прекратил производство по данному вопросу как неподведомственному Конституционному Суду Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…