«Литровый» автоналог — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (597) » «Литровый» автоналог

«Литровый» автоналог

«Кто заправляется, тот едет, а кто едет, тот, соответственно, портит автомобильные пути и экологию, а кто их портит, тот и должен за свой счет их возобновлять». Именно на таком принципе основывается законопроект, предложенный народными депутатами Украины Борисом Тарасюком, Вячеславом Ковалем и Александром Черноволенко, предусмат­ривающий введение на Украине налога на топливо с собственников транспортных средств, других машин и механизмов. Этот налог должен сменить взимаемый ныне транспортный сбор. Как известно, транспортный сбор рассчитывается с учетом объема двигателя автомобиля, при этом не принимается в расчет интенсивность его фактической эксплуатации. Соответственно, такой сбор является дискриминационным по отношению к собственникам транспортных средств, использующим их относительно редко — все собственники транспортных средств несут солидарную налоговую ответственность за вред, причиненный транспортными средствами окружающей среде и дорожному покрытию. В то же время транспортный сбор не уплачивают иностранные физические и юридические лица, также эксплуатирующие транспортные средства на территории Украины.

По мнению авторов законопроекта, для устранения вышеуказанных проб­лем следует изменить идеологию транспортного сбора и взимать налог, исходя из фактически потребленного горючего. То есть такой налог будет учтен в каждом литре приобретенного на Украине бензина или другого топлива. При этом авторы законопроекта допускают сохранение и транспортного сбора, рассчитанного в зависимости от объема двигателя, но только при первой регистрации транспортного средства.

Примечательно, что субъектами налогообложения будут все лица, владеющие не только колесными (гусеничными) транспортными средствами (тракторами, тягачами, автомобилями легковыми и грузовыми, мотоциклами, мопедами и велосипедами с установленным двигателем, автомобилями специального назначения), но и водными транспортными средствами (яхтами и судами парусными со вспомогательным двигателем, лодками моторизованными), а также строительной, лесозаготовительной, сельскохозяйственной, садовой техникой.

Интерес представляет механизм определения ставки налога на топливо. Согласно законопроекту, расчет среднего размера налога на топливо с собственников транспортных средств и других машин и механизмов на 2010 год осуществляется Кабинетом Министров Украины на основании данных Госкомстата Украины путем деления общей годовой суммы поступлений в Государственный бюджет от налога с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов за 2009 год на общее количество литров горючего, реализованного потребителям в 2009 году, с учетом коэффициента инфляционного процесса. В дальнейшем средний размер налога вычисляется путем деления общей годовой суммы поступлений в Государственный бюджет от налога на горючее с собственников транспортных средств и других машин и механизмов за предыдущий год на общее количество литров горючего, реализованного потребителям в предыдущем году с учетом коэффициента инфляционного процесса.

В качестве примера в Пояснительной записке к законопроекту ­приводятся следующие данные. «По информации Госкомстата Украины (письмо от 13 апреля 2009 года № 08/1-3/50), на протяжении 2008 года было продано в розницу бензина моторного — 3 682,0 тыс. т, дизельного горючего — 1 590,2 тыс. т, сжатого газа для автомобилей — 197,3 тыс. т, сжиженного газа для автомобилей — 202,5 тыс. т, что вместе составляет 5 672,0 тыс. т или 7 270 281 609,2 литров.

По информации Государственной налоговой администрации Украины (письмо от 10 апреля 2009 года № 202/4/17.0313),

за январь — декабрь 2008 года в специальные фонды местных бюджетов поступило 1 558,4 млн грн налога с собственников транспортных средств.

Налог на горючее с собственников транспортных средств и других машин и механизмов в 2009 году определяется как 1 558 400 000 грн/7 270 281 609,2 л=0,22 грн

с каждого литра горючего». Механизм понятен, но не безупречен, так как, согласно Конституции Украины, налоговые ставки должны определяться исключительно законом, а в данном законопроекте этот ­вопрос отнесен к компетенции правительства.

Предложенный законопроект, в случае его принятия, должен вступить в силу с 1 января 2010 года. Однако такой оптимистический прогноз вызывает определенные сомнения. Прежде всего, это крайне сложно с технической точки зрения. Как объясняют специалисты Главного научно-экспертного управления парламента, соответствующие данные относительно общей годовой суммы поступлений в соответствующие бюджеты (а не в Государственный бюджет, как это отмечается в проекте) от налога с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов за 2009 год, которые необходимы для расчета налога на горючее, не будут еще обсчитаны до 1 января 2010 года в силу объективных обстоятельств. В частности, согласно статье 5 Закона Украины «О налоге с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», юридические лица платят в бюджет этот налог ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, который наступает за отчетным кварталом. То есть последний платеж за 2009 год юридические лица перечислят 15 января 2010 года.

Отметим, что на рассмотрение парламента внесен и альтернативный законопроект народного депутата Украины Александра Сочки. Он также предлагает ввести налог с горючего, а ставку этого налога установить в размере 6 % от стоимос­ти проданного конечным потребителям топлива (с учетом НДС). Одновременно предлагается установить налоговые льготы для сельхозпроизводителей (им возвращается 50 % уплаченного налога) и предприятий, учреждений, организаций, которые в соответствии со своими функциональными обязанностями используют автомобили специального назначения, в частности «скорую помощь», пожарные автомашины и тому подобное (возвращается 100 %).

При этом 6-процентная ставка налога ничем не обоснована. Законопроектом г-на Сочки также предлагается закрепить цели использования налога с горючего — налог перечисляется в соответствующий местный бюджет по местонахождению пункта отпуска топлива и может быть направлен исключительно для финансирования расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог в пределах населенных пунктов, сельских дорог, а также на ремонт и содержание улиц в населенных пунктах, которые являются коммунальной собственностью и совмещаются с автомобильными дорогами общего пользования государственного значения.

Очевидно, что взимание «налога на горючее» — наиболее справедливая разновидность налога с собственников транспортных средств. Так что актуальность и своевременность предложенных законодательных изменений не вызывает сомнения, а все шероховатости достаточно легко устранимы при доработке законопроекта, который примут за основу. Очевидно, будет доработан механизм определения ставки налога, которая должна быть достаточно стабильной и не зависеть от конъюнктурных решений правительства, а также устранена коллизия с возможным двойным налогообложением собственников транспортных средств (которые, уплатив предусмотренный действующим законодательством налог с собственников транспортных средств, будут обязаны платить еще и налог с горючего).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Украинская делегация посетила Канаду

Киевсовет взял «заложников»

Законодательная практика

«Литровый» автоналог

Комментарии и аналитика

На банк надейся, а сам не плошай

Правовой «замок» банковской тайны

Украденное возмещает потерпевший

Неделя права

Шуфрич засовмещался

Минюст против коррупции

Обжалованию подлежит?

Председатель-назначенец

Все нотариусы равны!

Новости законотворчества

Ассоциации местного самоуправления узаконены

На подготовку законопроекта — не более трех месяцев

Эффективнее на местах

Новости из зала суда

Бронислав Стычинский восстановлен в должности

Игорю Рыбакову вернули депутатский мандат

Суд восстановил в должности Анатолия Могилева

Суд объявил перерыв в деле о ликвидации «Укргаз-Энерго»

Новости из-за рубежа

В Калифорнии запрещены однополые браки

К «Коммерсанту» подан иск на 6,761 млрд рублей

В России совершенствуют юридическое образование

Новости профессии

Прошел форум по вопросам реформирования нотариата

Состоялось заседание Совета судей Украины

Присвоены звания «Заслуженный юрист Украины»

Судья займется подготовкой международных договоров

Совет юридических высших учебных заведений организовал Съезд представителей юридических вузов

Новости юридических фирм

Старшие партнеры ЮФ «Салком» приняли участие в бизнес-форуме в Кувейте

ЦИС «Смотров, Селиванов и Партнеры» принял участие в конференции, посвященной памяти профессора А.А. Пушкина

ЮФ «Саенко Харенко» консультировала The Royal Bank of Scotland plc

Реестр событий

ВККС избрала свое руководство

Аты-баты, в адвокаты! По-новому…

Расширить границы до бесконечности

Служебная лестница

Увольнения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

По горючим следам

Судебные дела недели

ГП «Укррыба» выиграло дело

Дело по иску ООО «Партенитинвест» направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

О праве регрессного требования страховщика к страховщику по договору ОСГОСТС

Тема номера

Страхование коммерции в космосе

Частная практика

Единство адвокатуры в рамках круглого стола

Юристы обсудили расширение профессии во Франции

Лучше меньше, чем ничего

Юридический форум

Юристы СМИ идут в атаку

Жизнь — это не одна юриспруденция

Необходима новая формация молодых!

Інші новини

PRAVO.UA