По горючим следам — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (597) » По горючим следам

По горючим следам

Дотянуть качество сервиса до европейского продавцам авиатоплива не удается…
в отличие от цен

ГП МА «Борисполь» — главные воздушные ворота страны, чья доля в грузовых и пассажирских авиаперевозках Украины составляет около 80 %. Ежедневно множество самолетов совершают взлет, посадку, а также заправку в аэропорту «Борисполь». Именно на услуги по заправке в конце прошлого года обратил внимание Антимонопольный комитет Украины, начав расследование по факту завышенных цен на авиатопливо в МА «Борисполь».

В поле зрения АМКУ попали: АО «Укр­татнафта», ООО «ЛУК АВИА ОЙЛ», ЗАО СП «Кребо», ООО «Кребо Интер­нешнл» и сам аэропорт «Борисполь». Специалистами Комитета было установлено, что в период с августа по декабрь 2008 года цены на авиатопливо на ­мировом

рынке снизились на 45—50 %, в то время как в аэропорту «Борисполь» снижение цен составило всего 26 %. Кроме этого, по результатам расследования, АМКУ пришел к выводу, что МА «Борисполь» и ЗАО СП «Кребо» устанавливали завышенные цены на специализированные услуги аэропорта, предоставляемые авиакомпаниям при обеспечении самолетов топливом. Учитывая данные обстоятельства, АМКУ пришел к выводу, что подобное завышение цен не могло произойти в условиях существования конкуренции на рынке и является последствием злоупотреб­ления монопольным положением. В связи с этим на открытом заседании АМКУ было принято решение о наложении штрафных санкций на указанных субъектов. В частности, ЗАО СП «Кребо» было оштрафовано на 125 млн грн, АО «Укр­татнафта» — 110 млн грн, ООО «ЛУК АВИА ОЙЛ» — на 20 млн грн и ГП МА «Борисполь» — на 10 млн грн.

Специалисты АМКУ называют рынок авиатоплива олигопольным, это означает, что на рынке не может работать большое количество субъектов хозяйствования. Инфраструктура аэропорта «Борисполь» предполагает, что тут должно быть некое оптимальное количество субъектов хозяйствования, способных качественно предоставлять соответствующие услуги. Однако такое положение вещей создает предпосылки для возможных зло­употреблений.

Дело по факту завышенных цен на топ­ливо в МА «Борисполь» было возбуждено 24 декабря 2008 года по собственной инициативе Антимонопольного комитета Украины, внимание антимонопольщиков привлекли цены на авиатопливо, которые превышали европейские. По словам исполняющего обязанности председателя Антимонопольного комитета Украины Александра Мельниченко, информация о том, что АМКУ действовал в интересах неких коммерческих структур, не соответствует действительности, а поводом для начала расследования стали сведения, размещенные в средствах массовой информации. Cпециалисты АМКУ установили объекты расследования, а именно: АО «Укртатнафта», ООО «ЛУК АВИА ОЙЛ», ЗАО СП «Кребо», ООО «Кребо Интернешнл», а также МА «Борисполь».

Получив официальную информацию о деятельности этих субъектов, специалисты АМКУ осуществили юридический и экономический анализы правомерности их поведения на рынке.

Необходимо отметить, что в качестве третьих лиц по данному делу были привлечены девять ­международных авиапе­ревозчиков, которые входят в Евро­пейскую бизнес-ассоциацию. Все они поддержали решение АМКУ, отметив, что цены на авиатопливо и услуги являются необоснованными и завышенными. Авиаперевозчики сообщили АМКУ, что такие цены заставляют их по возмож­ности обходить МА «Борисполь», стараясь заправляться в других аэропортах.

Основываясь на полученной информации, АМКУ также установил, что завышены тарифы как на терминальные услуги МА «Борисполь», так и на услуги, которые предоставлялись указанными субъектами хозяйствования при заправке авиатоплива «в крыло».

Результатом расследования стало решение о наложении штрафа, общая сумма которого составила 265 млн грн. Как говорят специалисты АМКУ, в данном случае был применен значительный штраф, ставший рекордным в истории АМКУ. Однако в Антимонопольном комитете настаивают, что это далеко не максимальные штрафы, которые могли бы быть применены в соответствии с законом. Согласно законодательству о конкуренции, штраф может составлять до 10 % годового дохода предприятия-нарушителя. Размеры штрафа антимонопольщики мотивируют тремя основаниями. Во-первых, это огромные доходы оштрафованных предприятий. Во-вторых — вызывающее поведение ответчиков, которые отказались признать нарушение. И в-третьих — социальное значение необходимости наведения порядка на рынке авиационного горючего, так как в значительной мере именно от этого зависит стоимость авиабилетов для пассажиров.

Заметим, что ЗАО СП «Кребо» и ООО «ЛУК АВИА ОЙЛ» уже попадали в поле зрения АМКУ пару лет назад, однако тогда санкции были не столь суровыми. Это обстоятельство, а также тот факт, что первое привлечение к ответственности, по мнению АМКУ, не дало результатов, и повлияли на размер штрафа.

На данный момент решение принято по четырем субъектам из пяти, дело в отношении ООО «Кребо Интернешнл» выделено в отдельное производство. В АМКУ пояснили, что это связано с необходимостью изучения информации, которая не была получена и проанализирована на момент принятия решения.

Не ограничившись субъектами хозяйствования, АМКУ также возбудил дело в отношении Минтранса Украины, усмотрев в его действиях признаки бездеятельности в сфере наведения правопорядка в МА «Борисполь». В настоящее время по данному вопросу проводится расследование, решение будет принято после анализа всех необходимых документов и материалов публично, с привлечением средств массовой информации и самого Минтранса Украины.

Сложившуюся ситуацию прокомментировал исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Украины Александр Мельниченко. «Мне очень жаль, что субъекты хозяйствования, привлекавшиеся к ответственности, не пошли на сотрудничество с АМКУ в части исполнения его требований, которые были абсолютно законны и сводились к следующему. Во-первых, следует снизить цену как на авиатопливо, так и на услуги, предоставляемые в МА «Борисполь». Во-вторых, необходимо создать условия, чтобы этот рынок стал более открытым для вхождения в него новых игроков. В-третьих, нужно разработать систему мер, которая позволит в результате снижения цен на авиатопливо снизить цены на авиабилеты. Главной целью нашего расследования было не только наведение порядка в предоставлении услуг и ценообразовании, но и последующее снижение цен на авиабилеты. Считаю, что для этого есть все основания.

Не теряю надежды, что эти субъекты хозяйствования примут необходимые меры для исполнения требований АМКУ по снижению цен и тарифов, наведению правопорядка в целом в аэропорту, а также по повышению качества услуг, которое, к сожалению, сегодня уступает европейскому.

В противном случае на этот рынок должны прийти другие. Если кто-то не способен создать культуру конкуренции, его должны сменить те, кто может и хочет привнести такую культуру и создать высокий уровень сервиса.

Помимо прочего, мы обратились с письмом к премьер-министру Украины, и я знаю, что КМУ подготовлено поручение, в частности министру транспорта и связи, о разработке серии нормативных актов, которые будут способствовать улучшению сложившейся ситуации».

Сами субъекты хозяйствования, ставшие объектом расследования АМКУ, с выводами и решением Комитета не согласны и считают их необоснованными. Впрочем, узнать подробнее о позиции противоположной стороны конфликта не удалось. Так, ЗАО СП «Кребо» и ООО «ЛУК АВИА ОЙЛ» отказались давать комментарии, мотивируя это нежеланием раскрывать карты перед возможными судебными разбирательствами. МА «Борисполь» на запрос редакции не ответил, несмотря на неоднократные обращения. Чуть более многословным оказалось АО «Укртатнафта». Там сообщили, что компания готовит иски в суд, а также сослались на слова главы правления АО «Укртатнафта» Павла Овчаренко, который заявил: «Мы считаем, что штраф начислен несправедливо. Будем оспаривать его в суде. Мы везде все оспариваем».

Согласно законодательству, решение АМКУ должно быть исполнено в течение двух месяцев. Можно предположить, что оштрафованные субъекты хозяйствования будут оспаривать решение АМКУ в суде. Впрочем, в Антимонопольном комитете в своей правоте уверены и к судебным разбирательствам готовы. По сообщению пресс-службы, в случае необходимос­ти АМКУ готов отстаивать свое решение, даже если придется дойти до Верховного Суда Украины. АМКУ уже имеет подобный опыт: оштрафованные на почти 100 млн грн несколько лет тому днепро­петровские нефтетрейдеры ООО «Сентоза» и ООО «Авиас» проиграли все суды. В результате компании обанкротились.

Впрочем, г-н Мельниченко надеется, что требования АМКУ будут выполнены добровольно.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Украинская делегация посетила Канаду

Киевсовет взял «заложников»

Законодательная практика

«Литровый» автоналог

Комментарии и аналитика

На банк надейся, а сам не плошай

Правовой «замок» банковской тайны

Украденное возмещает потерпевший

Неделя права

Шуфрич засовмещался

Минюст против коррупции

Обжалованию подлежит?

Председатель-назначенец

Все нотариусы равны!

Новости законотворчества

Ассоциации местного самоуправления узаконены

На подготовку законопроекта — не более трех месяцев

Эффективнее на местах

Новости из зала суда

Бронислав Стычинский восстановлен в должности

Игорю Рыбакову вернули депутатский мандат

Суд восстановил в должности Анатолия Могилева

Суд объявил перерыв в деле о ликвидации «Укргаз-Энерго»

Новости из-за рубежа

В Калифорнии запрещены однополые браки

К «Коммерсанту» подан иск на 6,761 млрд рублей

В России совершенствуют юридическое образование

Новости профессии

Прошел форум по вопросам реформирования нотариата

Состоялось заседание Совета судей Украины

Присвоены звания «Заслуженный юрист Украины»

Судья займется подготовкой международных договоров

Совет юридических высших учебных заведений организовал Съезд представителей юридических вузов

Новости юридических фирм

Старшие партнеры ЮФ «Салком» приняли участие в бизнес-форуме в Кувейте

ЦИС «Смотров, Селиванов и Партнеры» принял участие в конференции, посвященной памяти профессора А.А. Пушкина

ЮФ «Саенко Харенко» консультировала The Royal Bank of Scotland plc

Реестр событий

ВККС избрала свое руководство

Аты-баты, в адвокаты! По-новому…

Расширить границы до бесконечности

Служебная лестница

Увольнения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

По горючим следам

Судебные дела недели

ГП «Укррыба» выиграло дело

Дело по иску ООО «Партенитинвест» направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

О праве регрессного требования страховщика к страховщику по договору ОСГОСТС

Тема номера

Страхование коммерции в космосе

Частная практика

Единство адвокатуры в рамках круглого стола

Юристы обсудили расширение профессии во Франции

Лучше меньше, чем ничего

Юридический форум

Юристы СМИ идут в атаку

Жизнь — это не одна юриспруденция

Необходима новая формация молодых!

Інші новини

PRAVO.UA