Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 24 ноября 2017 года, 00:24

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Отрасли практики

№ 16 (1008) Судебная реформаот 18/04/17 (Отрасли практики)

В поисках лучшей доли

ЮФ Axon Partners создавалась с условием, что юристы через год получат долю в компании и эта доля со временем будет расти, — молодые партнеры фирмы рассказали о пути в партнерство

 

Юристы Axon Partners (слева направо) Олег ГЕЛЕТКАНИЧ, Оксана КОЧКОДАН, Яна БАКАЛЕНКО, Евгения ГИРЕВА рассказали о том, как быть партнером в компании, где нет корпоративной иерархии

#ШоТамуАксон — хэштег, который на протяжении года привлекал внимание многих юристов. И действительно, компания, которая внесла Bitcoin в уставный капитал, применила Agile-методологию для юридических проектов, работает в коворкинге и сделала среду выходным днем для творчества, вызывает интерес. Не только интригует ответ на вопрос, когда же эти юристы станут серьезными, наденут костюмы и усилят чью-то практику IT-права, но и проявляется любопытство: как же устроена работа в компании и можно ли перенять такую модель работы?

Эти и другие вопросы мы адресовали новым партнерам ЮФ Axon Partners: Яне Бакаленко (Я.Б.), Олегу Гелетканичу (О.Г.), Евгении Гиревой (Е.Г.) и Оксане Кочкодан (О.К.) — все они год назад ушли в юридический стартап и не пожалели, во всяком случае, «ЮП» в этом не признались.

 

— Год назад вы перешли в Axon Partners, не было страшно уходить в бизнес, который только начинается?

О.К.: Все новое поначалу страшно. Да, и тогда было немного страшно, но мы воспринимали это как вызов, как новый этап.

Е.Г.: А мне страшно не было, ведь мы продолжили работать с той же командой, с теми же людьми. Наоборот, был интерес создать что-то новое и крутое. Так и случилось.

Я.Б.: Я в Axon Partners с первого дня создания компании, но до этого не была знакома с командой. Был немного страх неизвестности: какие это люди, сработаемся ли мы? А вот всего масштаба (что это новая компания, все нужно начинать с нуля, и я буду принимать участие в этом) тогда не осознавала.

О.Г.: Это было интересно, ведь мы стояли у истоков собственной, не типичной для Украины фирмы. Рискованная затея, конечно. Но с высоты одного года могу сказать: полет нормальный.

 

— Кто, как и где продвигает юридическую фирму, это задача Яны как главного менеджера компании, партнеров или всех юристов?

О.К.: Вообще, у нас нет цели себя продвигать какими-либо средствами. Мы не ставим баннеры и не пристаем к людям на юридических мероприятиях. Иногда делаем интересные посты в соцсетях, пишем статьи и комментарии. Еще есть бесплатные консультации в креативном пространстве «Часопис» и всякие ивенты, где мы можем не удержаться и рассказать не только об IТ-юриспруденции, но и немного об Axon.

Я.Б.: Этим занимаются все партнеры, в том числе и я. Мы не составляем подробных контент-планов, не планируем количество публикаций в месяц, не устраиваем унылых пресс-завтраков/ланчей/полдников. Но лайки иногда считаем (грешим). Стараемся поддерживать связь с людьми, которые нас «фолловят» в соцсетях — информируем о самых интересных текущих событиях и планах. Если нет ничего интересного, то не засоряем эфир информацией о том, что такой-то партнер принял участие в такой-то конференции в качестве слушателя. Просто молчим. Но общее видение направлений пиара у нас есть. Например, супер-инфоповод — мы создали компанию или открыли офис во Львове. Это те новости, о которых мы думали заранее.

О.К: Так получается, что в результате всех наших фейсбучных и маркетинговых махинаций клиенты к нам сами приходят. И если остаются довольны, советуют другим. Так и живем.

 

Какие клиенты к вам приходят? Это стартапы, малый бизнес или крупный?

О.Г.: Axon Partners позиционирует себя как компания для технократов. Мы не ІТ-бутик, как может показаться на первый взгляд. На самом деле у нас неплохая экспертиза в сфере интеллектуальной собственности, налоговой сфере, в корпоративном структурировании. Большинство клиентов — это компании, занимающиеся разработкой и внедрением софта, электронной коммерцией, аутсорсингом, телеком-, биткоин- и блокчейн-проектами. Также работаем и с различными стартапами. Если видим, что проект из перспективных —денег не берем. В этом случае предлагаем сотрудничество за долю в будущей компании. Это некая инвестиция в будущее. Мы не скрываем, что в основном работаем с компаниями среднего размера. Это не наш осознанный выбор, а ситуация на рынке: на IT-рынке Украины нет компаний, которые по обороту приближались бы к Apple Inc. При этом мы обслуживаем несколько публичных компаний, несколько крупных американских и европейских стартапов уровня BlaBlaCar.

 

— Теперь вы партнеры компании, будете привлекать новых клиентов?

О.Г.: Раньше партнером быть не приходилось, пока не знаю, как это — искать клиентов. Но за прошлый год у нас сформировалось хорошее имя на рынке, о нас знают коллеги-юристы и многие ребята с ІТ-рынка. Так что благоприятные предпосылки уже заложены. А вообще, у нас нет особой разницы, партнер ты или юрист. Помню, нужно было срочно поехать в Харьков, чтобы выступить на тему правового регулирования биткоина, — вызвался стажер. Клиентов не привез, но выступил достойно. Сомневаюсь, что в любой другой компании это было бы возможно.

Е.Г.: В классических фирмах принято, что партнеры приводят клиентов, а юристы делают рисерчи. У нас же случается по-разному. Мы как юристы можем не только работать над документами, но и общаться с клиентами, ходить на встречи, самостоятельно вести некоторые проекты, выступать на конференциях и семинарах. Мы получили огромный опыт, и я не уверена, что мы смогли бы его получить в другой фирме всего за год. При этом партнеры работали так же, как и мы: тоже составляли документы или вносили реквизиты в доверенность. Конечно,  мы понимаем, что от наших правил без правил качество страдать не должно. Поэтому любая работа проходит у нас два или три этапа: сначала делает стажер или юрист, потом юрист или партнер (или оба) проверяют.

 

— У вас есть план ивентов, которые необходимо посетить?

Е.Г.: У нас нет цели посетить все мероприятия, мы ходим на те, которые нам интересны. Если кто-то находит интересную конференцию или семинар, то просто отправляет ссылку на него в наш внутренний мессенджер, и мы решаем — идти или не идти.

Я.Б.: Недавно мы создали таблицу мероприятий прошлого года, которые надо посетить и в этом. Сейчас получается около пяти мероприятий в месяц. И также сделали отдельную колонку прошлых ивентов с пометкой «больше ни за что не участвовать».

 

— Если важное мероприятие пропущено, кто виноват?

Е.Г.: В нашей компании действует принцип no blame culture — мы не ищем виновных. Конечно, проблемы случаются. Но когда они случаются, мы ищем пути их решения, а не кого бы наказать. И это касается не только маркетинга, но и нашей работы в целом.

О.Г.: Когда вместо контроля доверие, то проще работать. Конечно, обостряется чувство ответственности перед самим собой и командой, но мотивации сделать проект и сделать его классно гораздо больше.

Я.Б.: Если пропустили, то, наверное, мероприятие было не таким уж и важным.

— Чем привлекает Axon Partners как работодатель? Дима Гадомский в одном из интервью пообещал, что юристы через год получат опцион на партнерство, это сбылось?

О.Г.: Дима Гадомский обещание сдержал. А вообще, Axon Partners создавалась с условием, что юристы через год получат долю в компании, и эта доля со временем будет расти. Юристы, которые присоединились к нам позже, также получат долю в компании. Конечно, у нас в стране опционы не предусмотрены, это инструмент английского права. Но у нас отношения полностью строятся на доверии, а не на письменном договоре с мокрой печатью в восьми экземплярах.

О.К.: Чем привлекает? Конечно, свободной средой! И еще тем, что после работы на встречу к моим друзьям в костюмах я почти всегда прихожу в кедах (они завидуют, да). А если серьезно, то, безусловно, мне интересно. Тут я могу себя реализовать в том, в чем захочу, ведь можно выбирать, над каким проектом работать. Мы работаем в сфере, где никто не знает точного ответа на большинство вопросов — и это вызов нам и миру юриспруденции. А по поводу доли в компании, которую мы получили, то она дает почувствовать, что мы работаем сами на себя. Теперь мы особенно заинтересованы в успехе компании.

Я.Б.: Для меня финансовая составляющая не была определяющей. Привлекала сама команда, коммуникации и взаимосвязи. Тема прав человека для меня очень болезненна, а классическую иерархию как таковую я рассматриваю как в какой-то степени ограничение равенства прав. В этой компании я вижу, что мое мнение услышано, тут я открыла для себя юриспруденцию как интересное дело, нескучное (хотя были такие стереотипы). Я тут потому, что чувствую себя частью команды, частью очень классного механизма.

Е.Г.: Яна права, это очень ценно. Еще до получения доли в компании мы могли принимать участие в обсуждении и принятии стратегических решений. Все равны, каждый может предложить идею, решения принимаются единогласно. Иногда это бывает непросто, но в конце концов мы находим общее решение. А еще мне, как и Оксане, нравится ходить на работу в casual-стиле и работать в open space, и мне не нужно прятать свой ноутбук, если я зашла на 15 минут в Facebook. В коворкинге мы можем обсуждать наши проекты, искать нестандартные решения в непростых ситуациях, смеяться над шутками друг друга. Все мы понимаем, что не место и одежда влияют на продуктивность и качество работы...

О.К.: … А хороший кофе в коворкинге!

 

— Как вы считаете, жизнеспособна ли ваша модель управления и философия в целом в других юридических фирмах?

Е.Г.: Конечно, самоорганизованные команды — это вообще лучший способ работать вместе. Вся команда прилагает усилия для достижения общей цели, при этом у каждого есть своя роль и каждый решает сам, как будет действовать в пределах этой роли. Такая свобода очень раскрывает человека — проверено на себе. Кроме того, эта модель работы помогает быстро принимать решения и создавать что-то новое. Если в иерархической структуре крутая идея младшего юриста может остаться незамеченной, то в холакратии, когда все равны, эта идея будет воплощена в жизнь. При этом крутость любой идеи можно определить количеством людей, которые готовы ее реализовывать.

Я.Б.: Если партнеры в юридической компании не готовы делиться своей властью с командой, то перейти на холакратию будет непросто. Мышление людей — это единственная преграда для внедрения этой модели управления.

О.К.: А еще не у всех есть желание менять старые привычки. Без гибкости ни в холакратии, ни в Agile-подходе никак. Например, мы постоянно дорабатываем свои внутренние процессы по управлению проектами. Обсуждаем на retro meeting, что помешало нам во время выполнения спринта, и уже следующие спринты проводим намного эффективнее. То же касается и управления компанией.

 

— Кого вы можете назвать своим конкурентом на рынке юридических услуг: крупные юридические фирмы, отдельных частнопрактикующих юристов или роботов?

О.К.: Боты и нейронные сети — это конкуренция по полной программе (в этом месте оживился юридический инженер Андрей Костенко, и, судя по блеску в глазах, он уверен в роботизации юриспруденции — прим. ред.). Может, в ближайшем будущем Legal Tech-решения и не вытеснят юристов полностью, но вполне смогут заменить простую работу юристов, например, такую, как сбор и анализ информации. Чтобы конкурировать с ботами, надо быть оригинальным, делать те вещи, которые пока машина не может делать, идти в ногу со временем. Изменись или умри — это об ІТ-праве.

О.Г.: В Великобритании недавно был запущен бот-юрист, который автоматически готовил шаблонные апелляции на штрафы за нарушение правил дорожного движения и потом сам же их и отправлял в соответствующие органы. К слову, почти половина заявлений была удовлетворена, и бот выиграл дел на 2 миллиона фунтов. И это совершенно бесплатно, представляете, какие гонорары выставили бы английские юристы? Вот откуда идет конкуренция. Уверен: в скором времени подобные проекты появятся и на нашем рынке юридических услуг.

 

— Партнеры-фаундеры будут редактировать это интервью?

— Нет! (хором)

 

(Беседовала Марина БАХОЛДИНА,

«Юридическая практика»)



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 16 (1008) от 18/04/17 Текущий номер

Судебная реформа

№ 16 (1008)
Отрасли практики

По достаточному принципу

Репортаж

Бодро пожаловать в будущее

Тема номера:

Остаться с взносом

Частная практика

Запрос с пристрастием

Какое, на ваш взгляд, главное событие в процессе запуска нового Верховного Суда?

Издание Президентом Украины указа о назначении «верховных» судей

Подписание и опубликование нового процессуального законодательства

Решение Пленума ВС относительно дня начала работы нового Суда

Первое решение Верховного Суда

Все вышеперечисленное

Ничего из перечисленного не считаю главным событием

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
  • aequo
    Патентно-правова фірма «Пахаренко і партнери»
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА