Законопроект № 6232 «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» (законопроект) содержит ряд прогрессивных, необходимых в современных правовых реалиях изменений. Вместе с тем определенные нормы представляются несколько «опасными», если учитывать практику правоприменения судами законодательства Украины.
Отдельно стоит обратить внимание юридического сообщества на часть 6 статьи 12 проекта ХПК Украины, которая предусматривает следующее: «Если суд приходит к выводу, что закон или иной правовой акт противоречит Конституции Украины, суд не применяет такой закон или иной правовой акт, а применяет нормы Конституции Украины как нормы прямого действия. В таком случае суд после принятии решения по делу обращается в Верховный Суд для решения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины (КСУ) представления о конституционности закона или иного нормативно-правового акта, решение вопроса о конституционности которого относится к юрисдикции КСУ». Аналогичную норму предлагается внести также в Гражданский процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины.
В действующих сегодня ГПК Украины и КАС Украины существует норма, предусматривающая действия суда в случае возникновения у него сомнения при рассмотрении дела о соответствии закона или иного нормативно-правового акта Конституции Украины, в действующем же ХПК Украины отсутствует норма, регламентирующая действия суда в таких ситуациях. Вместе с тем действия суда в случае неопределенности в вопросе соответствия примененного закона или закона, подлежащего применению в конкретном деле, определены постановлением Пленума Верховного Суда Украины «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» от 1 ноября 1996 года № 9, которое предусматривает приостановление производства по делу и обращение в ВСУ для решения вопроса о внесении в КСУ представления о конституционности закона или иного нормативно-правового акта.
Законодатель посредством этой нормы фактически предлагает наделить все суды Украины полномочиями по решению вопросов конституционности закона или иного нормативно-правового акта, которые в соответствии со статьей 150 Конституции Украины относятся к исключительным полномочиям Конституционного Суда Украины. На данном этапе судебной реформы сложно предвидеть практическое применение судами этой процедуры, ведь истинные намерения законодателя мы сможем оценить только после принятия законопроекта в данной редакции, будут ли они положительными — покажет исключительно время…
ОЛЬШЕВСКИЙ Иван — помощник юриста ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…