Решить уравнение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (1008) » Решить уравнение

Решить уравнение

Корпоративные стандарты в отношении предприятий с государственным участием широко применяются в большинстве стран, поскольку такие предприятия работают, как правило, в приоритетных отраслях экономики. Соответственно, без наличия стратегии корпоративного управления в деятельности предприятий появляется много рисков, в том числе и злоупотребление руководством своими полномочиями, что влечет за собой ряд негативных последствий для предприятия, экономики и конечного бенефициарного собственника, то есть народа. В свою очередь, наличие стратегии развития, прозрачной корпоративной структуры и внутренних политик служит важным фактором развития предприятий государственного сектора. Если проанализировать Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению для предприятий с государственным участием (Руководящие принципы) и Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР, можно сделать вывод, что большая часть положений касается эффективности работы органов управления, разработки политики по назначению членов органа управления, избранию независимых директоров, их подбору и политики мониторинга деятельности органов управления. Таким образом, реформа корпоративного управления должна начинаться с построения правильной корпоративной структуры, создания эффективных органов управления и правильного распределения полномочий между ними. При этом важно помнить, что одной из главных целей корпоративного управления является создание условий, при которых государственное предприятие в своей деятельности не будет отличаться от других частных предприятий отрасли.

Руководящие принципы ОЭСР

В соответствии с Руководящими принципами главная особенность управления предприятиями с государственным участием — осуществление владения в интересах общества (народа), поскольку именно народ является конечным бенефициаром предприятий с государственной долей собственности, а финальной целью управления государственным предприятием должна быть максимизация его стоимости и увеличение прибыли. Исходя из этого, любая стратегия развития должна пересматриваться, если она не приносит должного эффекта в результате реализации. Такая эффективность может быть обеспечена исключительно путем полной операционной независимости, что предусматривает полную независимость в принятии решений органами управления. Государственный орган управления должен обеспечить таким предприятиям полную операционную независимость для достижения целей стратегии и устранить влияние на принятие решений независимым органом управления. Таким образом, полномочия государственного органа должны сводиться к определению стратегии развития предприятия, а также к ее пересмотру в случае необходимости. В то же время какие-либо функции государственного органа должны реализовываться в соответствии с имущественной политикой, которой предусмотрена роль государства в управлении предприятием с государственным участием. Такая политика должна быть долгосрочной, но с постоянным пересмотром в зависимости от изменений в конъюнктуре рынка и интересов основных стейкхолдеров. Однако, несмотря на то что предприятия с государственным участием должны максимально соответствовать нормам корпоративного управления, предусмотренным для частных предприятий, существует ряд положений, способных обеспечивать специальный режим для государственных предприятий, к примеру, более строгие нормы по раскрытию информации или особенности процедуры признания предприятия неплатежеспособным и банкротом.

Государство, будучи собственником, но не бенефициаром, должно эффективно осуществлять права, например право голоса на собрании акционеров, обеспечивать создание эффективного механизма для выдвижения кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять постоянный мониторинг достижения целей, которые определены в стратегии предприятия, мониторинг выполнения финансового плана, разрабатывать и придерживаться политики раскрытия информации, предусматривающей раскрытие публичной и особенной информации, а также мониторинг такого раскрытия, выбрать и вести постоянное сотрудничество с внешним аудитором в рамках разработанных политик и создать независимый наблюдательный совет, обеспечив его работу, включая выплаты вознаграждения.

Важный аспект реформирования корпоративного управления — обеспечение единых конкурентных условий для всех участников рынка конкретной области деятельности. С этой целью необходимо полностью разграничить функции по управлению государственным имуществом и осуществлению иных государственных функций; обеспечить доступ к возмещению убытков с помощью судебного или арбитражного процесса; финансировать расходы, которые относятся к целям государственной политики (при этом информация о таких расходах должна раскрываться); предусмотреть, что предприятия с государственным участием, осуществляющие обычную хозяйственную деятельность, не должны пользоваться специальным налоговым либо валютным режимом; предусмотреть, что при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия с государственным участием не должны получать какую-либо государственную поддержку (например, преференции при финансировании, погашение задолженности по налоговым платежам, особые условия кредитования).

Из «равных правил игры» все же есть исключения, такие как предоставление разрешения обществам, 100 % акций которых принадлежит государству, не проходить процедуру листинга на фондовой бирже, отмена полномочий общего собрания принимать решения по любым вопросам, относящимся к компетенции других органов предприятия, находящегося в государственной собственности.

Дополнительно хотелось сказать о соответствии деятельности государственных предприятий специальным принципам и требованиям, разработанным для определенных отраслей экономики: речь идет об инициативе EITI по раскрытию информации компаниями добывающей отрасли, CoST (инициатива по обеспечению прозрачности в сфере строительства), ASD (Ассоциация авиакосмической и оборонной промышленности), EICC (Гражданская коалиция электронной промышленности). Большинство таких организаций и ассоциаций разработали соответствующие кодексы поведения для компаний и отрасли в целом.

Совет директоров

Формирование совета директоров в предприятиях с государственным участием — важная составляющая реформирования корпоративного управления. От объема полномочий совета директоров, его состава и наличия системы политик регулирования его деятельности зависят качество и уровень корпоративного управления. Руководящими принципами предусмотрено, что для эффективного управления предприятием необходимо обеспечить избрание компетентных и профессиональных членов совета директоров, усилить их независимость и усовершенствовать их функционирование. Например, советы директоров предприятий должны получить полномочия, которые будут четко определены в законодательстве и в документах предприятия. Руководящими принципами рекомендовано к компетенции совета директоров отнести следующие полномочия: 1) формирование, пересмотр и контроль за выполнением корпоративной стратегии предприятия; 2) разработка показателей деятельности и идентификации ключевых рисков; 3) контроль и мониторинг имплементации политик и процедур по управлению финансовыми и операционными рисками; 4) мониторинг процесса раскрытия информации; 5) контроль за деятельностью менеджмента и принятие решений о выплате ему вознаграждения; 6) принятие решений о назначении и увольнении менеджмента предприятия. Однако некоторые полномочия, к примеру, назначение менеджмента, могут относиться к полномочиям собственника в случае, если государство является единственным собственником предприятия.

Объективность и независимость совета директоров обеспечивается четкими критериями номинирования и избрания членов. Так, члены совета директоров должны избираться на основе прозрачного процесса номинирования и избрания. При этом они не должны представлять чьи-либо интересы, а их деятельность не должна попадать под политическое влияние. При формировании совета директоров рекомендовано учитывать баланс возраста, пола, географического происхождения, профессионального опыта и образования. В качестве специфических рекомендаций можно выделить следующие: совет директоров в государственных предприятиях должен быть достаточно многочисленным по составу и независимым в принятии решений исключительно в рамках компетенции. При пересмотре Руководящих принципов в 2015 году полномочия совета директоров были дополнены в части обеспечения исполнения внутренних антикоррупционных и этических политик. Следует отметить: по поводу того, что такие полномочия должны быть отнесены к компетенции совета директоров, поскольку такие функции, как правило, относятся к компетенции юридического департамента предприятия, ведутся дискуссии.

Для эффективной работы совета директоров необходимо создание специальных комитетов (по аудиту, по оценке рисков, по соблюдению политик компании, по социальной ответственности, по развитию бизнеса, по вопросам назначений и определения вознаграждений). В случае если такие комитеты не созданы, при формировании совета директоров они могут быть созданы в соответствии с политикой, которая предусматривает случаи необходимости их создания. Для повышения эффективности работы совет директоров дополнительно должен проводить ежегодное оценивание результатов своей деятельности и эффективности. Как правило, такое оценивание проводится председателем, однако рекомендуется, чтобы оно осуществлялось независимым внешним экспертом, что является наиболее оптимальным и эффективным механизмом проведения оценивания.

Таким образом, Руководящие принципы содержат специфические рекомендации относительно роли ­независимого совета директоров для определения стратегии, при реализации которой предприятие с государственным участием должно стать конкурентным, прибыльным и эффективным. Реализация функций совета директоров должна способствовать осуществлению деятельности государственных предприятий в соответствии с международными стандартами ведения бизнеса.

Последние изменения

В законодательстве Украины предприятия с государственным участием определены как унитарные предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежит государству. Важным событием в реформировании корпоративного управления предприятий с государственным участием стало принятие Кабинетом Министров Украины постановления об утверждении порядка создания и критериев к членам наблюдательного совета (постановление КМУ «Некоторые вопросы управления государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежит государству» от 10 марта 2017 года № 142). В соответствии с постановлением наблюдательный совет создается на государственных предприятиях, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежит государству, а также при наличии определенных критериев, например: 1) стоимость активов государственного предприятия должна превышать 2 млрд грн по данным последней финансовой отчетности; 2) размер чистого дохода по данным последней финансовой отчетности должен превышать 1,5 млрд грн; 3) размер уставного капитала созданного государственного унитарного предприятия, субъекта хозяйствования на дату его создания должен превышать 2 млрд грн; 4) количество акционеров — собственников простых акций такого хозяйственного общества составляет десять или более человек.

Также положением регламентированы порядок создания, организации, деятельности, ликвидации и компетенция наблюдательного совета. Четко определен количественный состав членов наблюдательного совета (не менее пяти, но не более 11). При этом независимые члены наблюдательного совета должны составлять большинство от общего состава, что полностью соответствует Руководящим принципам, описанным выше. Постановлением определен и порядок проведения конкурсного отбора на должность независимых членов наблюдательного совета.

Данный документ был разработан в рамках реализации Стратегии повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики (распоряжение КМУ «Об утверждении Стратегии повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики» от 27 мая 2015 года № 662-р), предусматривающей шаги по реформированию корпоративного управления, а именно: 1) разработку основных принципов государственной политики управления субъектами хозяйствования (политики собственности); 2) усовершенствование корпоративного управления субъектами хозяйствования; 3) реструктуризацию и реорганизацию субъектов хозяйствования, а также прозрачный процесс их приватизации. В соответствии со Стратегий также был разработан проект Основных принципов государственной политики корпоративного управления.

Дополнительно были внесены изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы и другие нормативно-правовые акты. Например, изменения в Закон Украины «Об акционерных обществах» предусматривают отмену требования относительно создания ревизионной комиссии в акционерных обществах, введение требования о наличии внешнего аудитора, наличие обязательств наблюдательного совета перед предприятием вместо представительства интересов акционера. Также были внесены изменения в Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности», которые предусматривали наделение Кабинета Министров Украины полномочиями по определению критериев, в соответствии с которыми создание наблюдательного совета является обязательным. Также изменения касались критериев отбора независимых директоров предприятия, утверждения требований к независимым директорам, порядка проведения конкурсного отбора. Были изменены и полномочия Фонда государственного имущества Украины (речь идет о функциях, касающихся предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, о заключенных контрактах с руководителями субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, определения кандидатуры независимых директоров наблюдательного совета). Кроме того, положениями Закона детализированы полномочия представителей государства для участия в общих собраниях хозяйственных обществ с государственным участием и государственных унитарных предприятий. Полностью были изменены функции, которые касаются полномочий членов наблюдательного совета, с целью обеспечения независимости наблюдательного совета в соответствии с руководящими принципами. Законодателем четко определены особенности управления государственными унитарными предприятиями и субъектами хозяйствования, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежит государству, требования к членам наблюдательного совета, их компетенция и особенности вознаграждения.

Были внесены изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, которые закрепили новый подход к управлению и деятельности государственных предприятий, а именно: уточнено определение субъекта хозяйствования государственного сектора экономики и отменены требования по утверждению финансовых планов предприятия государством.

Данные изменения — важный шаг на пути реформирования законодательства Украины по корпоративному управлению. Необходимо полностью закрепить новый подход, предусматривающий, что государственные предприятия должны осуществлять свою деятельность на основании равных возможностей с другими предприятиями отрасли. Эти нормы могут стать основой для дальнейшей реформы корпоративного управления в государственных предприятиях при наличии политической воли государственных органов, посредством привлечения профессионалов, соответствующих критериям Руководящих принципов, и оперативной работы законодателя.

 

БУКВИЧ Анна — старший юрист Lavrynovych & Partners Law Firm, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Смена у руля

Государство и юристы

Рацион испытания

Провести корпоратив

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утвержден Порядок обследования объектов строительства

Предлагается гуманизировать законодательство УК в части условно-досрочного освобождения

Урегулирован статус частных детективов

Государство и юристы

Не КСУ единым!

Установить вину?

Углубленное толкование

Зависимая экспертиза

Новости из зала суда

Судебная практика

«АрселорМиттал Кривой Рог» не нарушал прав разработчика программ

Приостановление квалифоценивания А. Емельянова незаконно

Новости юридических фирм

Частная практика

Команда Pavlenko Legal Group отстояла интересы банка в ВХСУ

Д. Бугай провел мастер­класс в «Школе реальной юриспруденции»

CMS выступила юридическим консультантом при реструктуризации долга ДТЭК

Baker McKenzie названа «Юри­дической фирмой года на Украине» согласно Chambers Europe Awards

AVELLUM консультировала Комитет держателей облигаций относительно долговой реструктуризации компании «Метинвест»

Отрасли практики

По достаточному принципу

Медиативные технологии

Решить уравнение

В поисках лучшей доли

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Модулирование ситуации

Слияние звезд

Налоги и споры

Бодро пожаловать в будущее

Самое важное

Корпоративный сбор

Оценка движимости

Запрещенный прием

нЕ-декларирование

Судебная практика

Исключение исправил

Тема номера

Остаться с взносом

Спорное продление

Персональный ход

Кочка доступа

Выдавить срок

Частная практика

Ценная формация

Запрос с пристрастием

Інші новини

PRAVO.UA