Уже прошло более двух лет со дня ратификации Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС и больше года с момента временного применения ее так называемой экономической части.
По Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС наша страна должна привести свое законодательство в соответствие с директивами и решениями ЕС.
В частности, Украина обязана адаптировать свое законодательство к положениям, предусмотренным Директивой № 2002/21/ЕС (Рамочная директива), Директивой № 2002/20/ЕС об авторизации, Директивой № 2002/19/ЕС о доступе, Директивой № 2002/22/ЕС об универсальных услугах, Директивой № 2002/77/ЕС о конкуренции на рынках телекоммуникационных сетей и услуг.
Кроме того, Украина должна в целом интегрировать в свою систему законодательства решение № 676/2002/ЕС о политике в отношении радиочастотного спектра.
Вялая позиция
Но сегодня украинское телекоммуникационное законодательство все еще остается тем же старым зданием с вывеской «телефон-почта», быть может, слегка подретушированным с фасада.
Конечно, формальный срок для выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС еще не истек. Напомним, что Украина должна провести адаптацию своего телекоммуникационного законодательства с acquis ЕС в течение четырех лет. Однако настораживает вялая позиция государства в отношении мер по адаптации телекоммуникационного законодательства Украины к законодательству ЕС и к реалиям отрасли вообще. Украина пока еще игнорирует очевидный для других стран факт, что телекоммуникационная отрасль является основным драйвером в развитии страны.
Уже давно признано, что цифровая экономика, интернет вещей, M2M, массивы данных и другие подобные явления всецело зависят от развитой телекоммуникационной инфраструктуры и услуг.
Сейчас в ЕС широко обсуждается Коммуникационный кодекс Европы, который должен изменить подходы к регулированию телекоммуникационной отрасли. Европейская комиссия подчеркивает важность телекоммуникационной инфраструктуры для развития и объединения стран ЕС.
Отдельные тенденции
Справедливости ради необходимо отметить, что есть отдельные тенденции, которые способствуют развитию отрасли.
Прежде всего это законодательные инициативы парламентского комитета по вопросам информатизации и связи — законопроекты об электронных коммуникациях, о радиочастотном ресурсе и другие. Немногие из них были приняты парламентом. Например, 7 февраля 2017 года парламент принял во втором чтении законопроект об использовании существующих объектов инфраструктуры и жилого фонда в целях телекоммуникаций. К сожалению, все остальные инициативы пока еще пылятся на полках парламентского комитета.
Кроме того, следует отметить отдельные попытки Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), урегулировать нюансы новой реальности фактически молотообразным инструментарием, находящимся в ее распоряжении.
Яркий пример — активность НКРСИ по внедрению мобильной связи четвертого поколения.
Нюансы 4G
Так, первые лицензии 4G запланированы правительством к концу 2017 года. Однако есть несколько, мягко говоря, небольших нюансов, без учета которых лицензии 4G не появятся.
Нюанс первый. Весь подходящий радиочастотный ресурс уже занят другими технологиями, поэтому необходимо каким-то образом освободить его для 4G, то есть осуществить так называемый рефарминг. При этом понятно, что при осуществлении рефарминга не должны быть нарушены законные интересы существующих владельцев радиочастотного ресурса.
Кроме того, следует учитывать, что высвобождение подходящего для 4G ресурса весьма осложняется отсутствием сильного желания со стороны пользователей самого лакомого куска (800 МГц) — аналоговых телевещателей.
Не упрощает проблему и тот факт, что пользование также самым «вкусным» радиочастотным ресурсом (например, в некоторых диапазонах 900 МГц) осуществляется военными. Сколько необходимо денег на конверсию радиочастотного ресурса, используемого военными, трудно предположить. Скорее всего, много. Грубую оценку может дать опыт конверсии частот под 3G.
Нюанс второй. Освобожденный под 4G и существующий радиочастотный ресурс должны быть перераспределены между мобильными операторами таким образом, чтобы ни один из них не приобрел конкурентных преимуществ вследствие этого распределения. Данный процесс далеко не тривиален, если учесть сегодняшнее радиочастотное неравенство мобильных операторов.
Нюанс третий. Лицензии на радиочастотный ресурс для 4G должны быть технологически нейтральными, то есть по новым лицензиям операторы должны иметь возможность предоставлять мобильную связь по любой технологии: 2G, 3G, 4G (LTE) или 4G (WiMax).
Технологическая нейтральность лицензий является общемировым трендом. Кроме того, технологическая нейтральность предусмотрена и в одной из директив ЕС, условия которой должны быть внедрены в украинское законодательство.
Нуждается в ремонте
Конечно, указанные выше вопросы можно решить и без принятия новых законов. Собственно говоря, НКРСИ это и делает.
Так, например, предложенные НКРСИ изменения в постановление Кабинета Министров Украины № 993 от 1 августа 2007 года в части добровольного высвобождения радиочастотного ресурса по сути вводят в украинское законодательство механизм «вторичной продажи ресурса», который используется при посредничестве регулятора (механизм, известный в практике стран ЕС и США как secondary trading).
Пусть и в усеченном варианте, но такой механизм можно назвать своего рода инновацией в украинском телекоммуникационном законодательстве.
Однако, несмотря на значимость подобных процессов, законодательные новации все равно, на наш взгляд, остаются лишь ретушью фасада здания, которое давно нуждается в капитальном ремонте.
КОТЛЯРОВ Юрий — руководитель практики телекоммуникаций АО Juscutum, г. Киев
Полезный опыт
Оксана ЛЕГКАЯ, старший юрист ЮФ Asters
В конце 2016 года НКРСИ опубликовала проект постановления КМУ «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 22 февраля 2006 года № 200 и от 1 августа 2007 года № 993» (проект), разработанный с целью внедрения мобильной связи четвертого поколения.
Согласно проекту, субъект конверсии (то есть пользователь радиочастотного ресурса (РЧР), применяющий радиотехнологию, относительно которой предполагается конверсия) имеет право обратиться в НКРСИ с заявлением о намерении высвободить определенную полосу радиочастот для обеспечения внедрения перспективной радиотехнологии. На основании заявления НКРСИ принимает решение о проведении конверсии, а также о выдаче лицензии в рамках конкурса. После этого субъект конверсии обращается в НКРСИ для переоформления ранее выданной ему лицензии в связи с уменьшением полосы радиочастот или для аннулирования этой же лицензии — в зависимости от ситуации. Победитель конкурса получает лицензию на пользование высвобожденным таким образом РЧР.
С принятием проекта все же будет рано утверждать о полномасштабном введении механизма вторичной продажи РЧР в том формате, который практикуют страны ЕС и США, ввиду существующего в нашей стране законодательного запрета на передачу другим лицам права на пользование РЧР под угрозой аннулирования лицензии, а также в связи с тем, что проект предполагает высвобождение РЧР для внедрения связи нового поколения и проведение конкурса на выдачу лицензии. Несмотря на это, опыт, полученный в результате использования предусмотренного проектом механизма, несомненно, будет полезным при разработке дальнейших законодательных изменений в части передачи РЧР другим лицам.
Ожидаемые инициативы
Дмитрий СИМБИРЕВ, юрист ЮФ AVELLUM
К концу 2017 года государство планирует внедрить технологию 4G. Поскольку внедрение такой технологии требует освобождения радиочастот, которые заняты GSM-связью, для участников рынка и регулятора чрезвычайно актуальным стал вопрос проведения рефарминга и обеспечения технологической нейтральности.
Для решения этой задачи Кабинет Министров Украины предлагает, в частности, определить в законодательстве понятия «рефарминг» и «технологическая нейтральность».
Участники рынка ожидают принятия проекта закона об электронных коммуникациях, направленного на создание современного регуляторного поля в сфере телекоммуникаций и устранение административных барьеров для выхода на рынок телекоммуникаций.
Для рынка телекоммуникаций также было важным принятие законопроекта о доступе к инфраструктуре объектов строительства, транспорта, электроэнергетики для развития телекоммуникационных сетей. Цель этого документа — защитить провайдеров телекоммуникационных услуг от злоупотреблений со стороны собственников объектов инфраструктуры при определении условий доступа к этим объектам.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…