Механизм возмещения налога на добавленную стоимость, принятый накануне 2016 года, себя не оправдал. Более того, эксперты единогласно заявляли о коррупционной составляющей, которая присутствовала и на этапе подачи заявки на возмещение, и на этапе принятия решения о возмещении НДС налоговым органом.
Речь идет о норме, которая вступила в силу 1 февраля 2016 года и предусматривала создание двух реестров: реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, соответствующим критериям пункта 200.19 статьи 200 Налогового кодекса (НК) Украины, и реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, которые не соответствуют критериям пункта 200.19 статьи 200 НК Украины.
Практически сразу же на рассмотрение парламента был подан законопроект, предусматривающий введение единого публичного реестра заявлений о бюджетном возмещении вместо двух, но изменить механизм удалось лишь поправками к Налоговому кодексу Украины (так называемый антикоррупционный законопроект, разработанный Министерством финансов Украины совместно с бизнесом и независимыми общественными экспертами), которые вступили в силу уже в этом году. Согласно изменениям, функция возмещения НДС перешла от Государственной фискальной службы Украины к Министерству финансов.
Во исполнение пункта 200.7.1 НК Украины (в новой редакции) был разработан и одобрен Кабинетом Министров Украины (КМУ) порядок ведения реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (постановление КМУ от 25 января 2017 года № 26).
Порядок, в частности, предусматривает, что формирование и ведение реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения осуществляется на основании баз данных ГФС и Казначейства. Кроме того, предусмотрено автоматическое внесение заявлений в реестр, осуществляемое в течение операционного дня в хронологическом порядке поступления таких заявлений. В таком же хронологическом порядке происходит возврат согласованных сумм бюджетного возмещения.
На ГФС возлагается обязанность вносить в реестр целый ряд сведений (перечень определен документом), в их числе — наименование плательщика налога, дата подачи соответствующего заявления, дата направления налогоплательщику органом ГФС сообщения об отказе в принятии налоговой декларации или уточняющего расчета (в случае их предоставления), сумма налога, заявленная к бюджетному возмещению. Кроме того, к таким сведениям законодатель отнес дату начала и окончания проведения проверки, дату составления и вручения налогоплательщику акта проверки, дату и номер налогового уведомления-решения и сумму бюджетного возмещения по каждому заявлению с учетом уточняющего расчета (в случае их предоставления), не согласованную с органом ГФС; дату начала обжалования налогового уведомления-решения, сумму согласованного с органом ГФС бюджетного возмещения по каждому заявлению и дату ее согласования и пр.
Отметим следующее: документом предусматривается, что в случае если по результатам проверки данных налоговой декларации или уточняющего расчета налогоплательщик начинает процедуру административного или судебного обжалования, орган ГФС не позднее следующего рабочего дня после получения уведомления от налогоплательщика или постановления суда об открытии производства по делу обязан внести соответствующие данные в реестр.
После окончания процедуры административного обжалования или вступления в силу решения суда орган ГФС на следующий рабочий день после получения соответствующего решения обязан внести в реестр сведения о согласованной сумме бюджетного возмещения.
Данные по бюджетному возмещению органами Казначейства в порядке бесспорного списания налога на добавленную стоимость по судебным решениям предоставляются Казначейством для формирования реестра отдельно на следующий рабочий день после осуществления такого возмещения. На ГФС возложена обязанность отображать такую информацию в реестре.
Наиболее важной нормой является положение о том, что информация о согласованности бюджетного возмещения и его сумме отражается в реестре в автоматическом режиме на следующий рабочий день после возникновения случаев, когда органом ГФС не внесены в реестр сведения о дате начала и окончания проведения проверки данных налоговой декларации или уточняющего расчета (в случае их предоставления) с обязательной отметкой о виде проверки и дате составления акта проверки.
Согласованная сумма бюджетного возмещения становится доступной органу Казначейства для исполнения на следующий операционный день после ее отображения.
Таким образом, Казначейство осуществляет бюджетное возмещение НДС на основании данных реестра, а Министерство финансов обеспечивает ежедневное обновление реестра на своем официальном сайте, кроме информации о реквизитах текущего счета налогоплательщика для перечисления бюджетного возмещения. Обновление данных не производится в выходные, праздничные и нерабочие дни.
Раньше возмещение НДС осуществлялось на основании заключений Государственной фискальной службы относительно его правомерности, которые фискальная служба направляла Государственному казначейству. Именно такой механизм содержал коррупционную составляющую, поскольку ГФС имела возможность манипулировать суммами, заявленными к возмещению, путем задержки либо ненаправления заключений в Казначейство. Более того, эксперты неоднократно заявляли о том, что значительная часть информации относительно возмещения НДС была скрытой, а та, к которой доступ был открыт, содержала недостоверные сведения.
Таким образом, отныне возмещение НДС будет осуществляться без передачи в органы Казначейства заключений органов фискальной службы относительно суммы, заявленной к возмещению. Забрали у ГФС и функцию администрирования реестра, автоматически передав ее Минфину.
В результате от нового механизма ожидается существенное снижение коррупционной составляющей, установление равных условий для всех налогоплательщиков. Кроме того, такой механизм должен позволить осуществлять возмещение НДС своевременно и прозрачно.
Постановление правительства вступило в силу 1 февраля с.г., но предусматривает, что непосредственно порядок ведения реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость будет действовать с 1 апреля 2017 года, до этого времени возмещение будет осуществляться в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года на основании обобщенной информации об объемах сумм бюджетного возмещения НДС и заключений органов Государственной фискальной службы Украины.
К слову, как сообщает Государственное казначейство, «по состоянию на 9.00 2 февраля 2017 года органами Казначейства при наличии заключений органов ГФС относительно бюджетного возмещения НДС обеспечено выполнение обобщенной информации на сумму 2 186,8 млн грн».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…