600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (999) » Капитальные инвестиции

Капитальные инвестиции

В парламенте предпринята очередная попытка упростить процедуры капитализации и реорганизации банков. Одноименный законопроект № 6010 зарегистрирован 1 февраля с.г. и спустя неделю уже был поддержан профильным комитетом по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. Отметим, что этот законопроект внесен руководством упомянутого комитета, а в повестку дня прошлой сессии не был включен законопроект № 5539, который также был направлен на урегулирование вопросов докапитализации и реструктуризации банков.

В обоснование необходимости дополнительного законодательного урегулирования капитализации и реструктуризации банков (упрощения процедур для проведения капитализации за счет дополнительных вкладов в уставный капитал и с помощью процедуры реорганизации банков путем присоединения) субъекты законодательной инициативы отмечают, что еще в 2014 году были существенно повышены требования к минимальному размеру уставного капитала новых банков, а действующие банки были обязаны в течение десяти лет привести размер своего уставного капитала к необходимому уровню. В то же время на начало 2017 года уставный капитал достаточно большого количества банков не соответствует законодательным требованиям с учетом установленного Национальным банком Украины графика.

«Увеличение размера уставного капитала банка за счет дополнительных взносов пока является единственным быстрым путем выполнения требований капитализации. Кроме такого способа соблюдения банками требований законодательства возможным представляется присоединение банков (то есть проведение реорганизации банка путем его присоединения к другому банку). Однако такие инструменты сейчас почти не используются банками из-за сложности и продолжительности процедур. Основным недостатком существующей процедуры присоединения является также то, что она не учитывает специфику банковской деятельности. Предусмотренные на законодательном уровне механизмы существенно затягивают соответствующие процедуры присоединения и прекращения деятельности по каждому ее участнику, при этом не обеспечивают дополнительных преимуществ», — сказано в пояснительной записке к законопроекту № 6010.

Кроме того, по мнению авторов законопроекта, в действующем законодательстве недостаточно урегулированы процедуры и порядок прекращения учреждением банковской деятельности по решению ее акционеров, с соответствующим отзывом лицензии, в случае полного расчета по имеющимся обязательствам перед вкладчиками и другими кредиторами — соответствующие предложения также содержатся в законопроекте № 6010.

 

Основные новации

Упрощенную процедуру капитализации и реорганизации банков планируется применять до 1 августа 2020 года. Среди прочего предлагается уменьшить сроки рассмотрения документов и оптимизировать процедуры капитализации и реорганизации банков путем присоединения для обеспечения последовательных и согласованных действий со стороны регулирующих органов. Также планируется урегулировать вопросы прекращения осуществления банковской деятельности без ликвидации юридического лица. Это позволит банкам, которые не могут выполнить требования Национального банка Украины по капитализации, оставить банковский рынок без нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц, уверены авторы законопроекта, при этом подчеркивая, что сейчас такая возможность в законодательстве отсутствует и является новаторской. Также предлагается решить проблему обеспечения непрерывности обслуживания клиентов банка, который присоединяется, в течение проведения всей процедуры реорганизации. Для этого предусмотрены: сокращение сроков и исключение отдельных существующих процедур при проведении процедуры присоединения; пересмотр существующей процедуры взаимодействия банков, участвующих в присоединении, с НБУ и другими государственными органами при присоединении; определение момента возникновения правопреемства по обязательствам банка, который прекращает деятельность вследствие присоединения.

 

Упрощенная реорганизация

Особенности проведения процедур реорганизации банка путем присоединения описываются в статье 1 законопроекта № 6010. Конструкция законодательной нормы предполагает, что слияние может затронуть больше двух банков — это будет способствовать вовлечению в процесс небольших банков, когда слияние двух банков не позволит достичь установленных экономических нормативов, в том числе размера уставного капитала. Для начала процедуры банки-участники должны подать в НБУ проект плана реорганизации путем присоединения, утвержденный наблюдательными советами каждого из банков участников. На предварительное одобрение такого плана НБУ отводится десять дней.

Присоединение банка по упрощенной процедуре предусматривает, что созыв и проведение всех общих собраний акционеров банков-участников осуществляется по упрощенной процедуре; НБУ, АМКУ, НКЦБФР предоставляют необходимые согласования и одобрения в сокращенный срок; конвертация акций присоединяемого банка в акции банка-правопреемника осуществляется без необходимости получения согласия участников (все простые и привилегированные акции присоединяемого банка, независимо от класса, конвертируются в обыкновенные акции банка-правопреемника, за исключением акций, не подлежащих конвертации). Кроме того, не применяются положения законодательства относительно необходимости уведомления всех кредиторов присоединяемого банка о решении общего собрания о присоединении и удовлетворения требований кредиторов в связи с присоединением. Что касается правопреемства в отношении имущества, прав и обязанностей, то в законопроекте № 6010 предложены следующие правила. Момент возникновения правопреемства определяется передаточным актом, утвержденным общими собраниями каждого из банков. Банк-правопреемник приобретает все права по переданным ему активам (включая права по договорам обеспечения, в том числе поручительства), а также приобретает обязанности должника по требованиям кредиторов (вкладчиков) по переданным обязательствам без необходимости внесения изменений в соответствующие договоры. Банк-правопреемник принимает по передаточному акту от присоединяемого банка также имущество и средства, на которые наложены обременения (в том числе публичные) и ограничения на распоряжение (в том числе аресты с сохранением таких обременений и ограничений на распоряжение).

 

Прекращение без ликвидации

В части прекращения осуществления банковской деятельности без ликвидации юридического лица предлагаются следующие новации. Устанавливается, что банк вправе принять решение о прекращении осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица в результате ликвидации. Для этого необходимо подать в НБУ заявление установленного содержания, протокол общего собрания и утвержденный план прекращения, который должен соответствовать требованиям НБУ и определять все меры, которые предпримет банк с целью прекращения осуществления банковской деятельности. Предусматривается, что обязательным условием согласования НБУ плана прекращения банка будет отсутствие признаков, по которым этот банк может быть отнесен к категории проблемных или неплатежеспособных.

Прекращение осуществления банковской деятельности предусматривает исполнение банком всех обязательств, связанных с осуществлением банковской деятельности, в том числе перед вкладчиками и другими кредиторами такого банка, кроме субординированного долга, и закрытие вкладных (депозитных), текущих и корреспондентских счетов всех клиентов банка, а также корреспондентских счетов самого банка, который прекращает свою деятельность. На реализацию плана прекращения банковской деятельности законопроект № 6010 отводит 180 дней, допуская также досрочное его выполнение (включая право расторжения договоров в одностороннем порядке).

Для ситуации, когда вкладчик или другой кредитор банка отсутствует на месте исполнения обязательства или уклоняется от его принятия, предусмотрена возможность перечисления банком, который прекращает деятельность, суммы вклада и начисленных процентов, денежных средств, ценных бумаг, принадлежащих клиенту или другому кредитору, на депозит нотариуса, нотариальной конторы в соответствии с законодательством Украины. Для другой распространенной ситуации, связанной с наличием в банке имущества или денежных средств клиентов, на которые наложены обременения (в том числе публичные) и ограничения на распоряжение (в том числе аресты), предписывается, что банк, прекращающий свою деятельность, должен обратиться к лицам, которыми установлены соответствующие обременения и ограничения, для принятия ими соответствующих мер в отношении такого имущества и денежных средств, а также письменно сообщить об этом лицам, в чьих интересах эти обременения или ограничения на распоряжение установлены.

После реализации плана прекращения банк должен обратиться в НБУ с ходатайством об отзыве банковской лицензии. На этом этапе проводится повторная проверка отсутствия оснований для отнесения банка к категории неплатежеспособных. После отзыва банковской лицензии и исключения из Государственного реестра банков сведений о банке, который прекратил деятельность, юридическое лицо, прекратившее осуществлять банковскую деятельность, может заниматься другими видами деятельности.

Напомним, что ввиду последних решений НБУ банки обязаны довести минимальный размер уставного капитала до 200 млн грн уже до 11 июля 2017 года. Докапитализироваться предстоит около 40 банкам, для части из них единственным решением может стать реорганизация и присоединение к другим банковским учреждениям. В НБУ подано несколько заявлений о слиянии банков, но из-за сложности и зарегулированности этого процесса банки сейчас не очень охотно идут на такой шаг, выжидая в том числе обещанного упрощения, то есть принятия законопроекта № 6010 или альтернативного акта, если таковой будет внесен в парламент.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
Slide

Зміст

Тролли розданы

Акцент

Порок в своем отечестве

Государство и юристы

Возмещению нет предела

Изменения для присяжных

Добро обжаловать

Капитальные инвестиции

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается заключать договоры в виде электронного документа

Регламентирован порядок добровольного присоединения территориальных общин

Доверие между банками и клиентами предлагают повысить

Государство и юристы

Форменный порядок

Джентльмены отдачи

В пределах банкротства

Неделя права

Ренейминг заседателей

Неделя права

Новости из-за рубежа

Английских судей попросили быть лаконичнее

Неделя права

Зеленый свет

Рентное возмещение

Из адвокатов в судьи

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ отказал в пересмотре постановления ВАСУ по делу члена ВСЮ

ВАСУ не удовлетворил иск к ВККС адвоката, которому было отказано в допуске к конкурсу

Новости юридических фирм

Частная практика

LEMAN International Law Group расширяет международные связи

Ярослав Петров избран сопредседателем Комитета по топливу и энергетике ЕВА

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы «Львовской политехники» в ВСУ

«ЕПАП» Украина защитила интересы лизинговой компании

Aequo консультирует Сбербанк по вопросам реструктуризации кредитной линии

Sayenko Kharenko и AVELLUM — юрсоветники в связи с дебютным выпуском еврооблигаций Kernel

Отрасли практики

По линии Фонда

Необходимая миру

Прогноз на смарт

Конечная установка

Рабочий график

Анонимное тестирование

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Обучены на успех

Долговое ожидание

Открытый запрос

Трудный путь

Судебная практика

Судебные решения

Применение налоговой социальной льготы при оплате труда осужденных правомерно

Судебная практика

Трудовая повинность

Ничто не вещно

Судебная практика

Судебные решения

Налоговая консультация не является обязательной для исполнения

Тема номера

Равняйсь, СМИрно

Дьявол роется в деталях

Марш-медиа

Форма управления

Ремонтные заботы

Частная практика

Рисковое производство

Сила предупреждения

Інші новини

PRAVO.UA