Большая Палата Верховного Суда решила исключительную правовую проблему относительно оснований осуществления представительства интересов государства в суде прокурором. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
По делу № 912/2385/18 на решение Большой Палатой ВС были поставлены следующие вопросы:
– свидетельствует ли отсутствие оснований для обращения прокурора в суд в интересах государства об отсутствии процессуальной дееспособности;
– какие возникают правовые последствия, если суд после открытия производства по исковому заявлению, поданному прокурором в интересах государства в лице органа, уполномоченного осуществлять функции государства в спорных правоотношениях, установил отсутствие оснований для обращения прокурора в суд в интересах государства с таким иском.
Рассмотрев дело, Большая Палата ВС указала следующее (постановление от 26 мая 2020 года по делу № 912/2385/18).
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре» прокурор может представлять интересы государства в суде только в двух случаях:
1) если защиту этих интересов не осуществляет или ненадлежащим образом осуществляет компетентный орган;
2) в случае отсутствия такого органа.
Бездействие компетентного органа (неосуществление защиты интересов государства) означает, что компетентный орган знал или должен был знать о нарушении интересов государства, имел полномочия для защиты, но не обращался в суд с соответствующим иском в разумный срок. Прокурор, обращаясь в суд с иском, должен обосновать и доказать бездействие компетентного органа.
Обращаясь к компетентному органу до подачи иска в порядке, предусмотренном ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре», прокурор фактически предоставляет ему возможность отреагировать на предполагаемое нарушение интересов государства, в частности путем назначения проверки фактов нарушения законодательства, выявленных прокурором, совершения действий для исправления ситуации, а именно подачи иска или аргументированного сообщения прокурору об отсутствии такого нарушения.
Непринятие компетентным органом никаких мер в течение разумного срока после того, как этому органу стало известно или должно было стать известно о возможном нарушении интересов государства, должно квалифицироваться как бездействие соответствующего органа.
Разумность срока обращения определяется судом с учетом того, требовали ли интересы государства безотлагательной защиты (в частности, из-за истечения срока исковой давности или возможность дальнейшего отчуждения имущества, которое незаконно выбыло из собственности государства), а также таких факторов, как значимость нарушения интересов государства, возможность наступления неотвратимых негативных последствий из-за бездействия компетентного органа, наличие объективных причин, которые препятствовали такому обращению, и т.п.
Таким образом, прокурору достаточно соблюсти порядок, предусмотренный ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре», и если компетентный орган в течение разумного срока после получения уведомления самостоятельно не обратился в суд с иском в интересах государства, то это является достаточным аргументом для подтверждения судом оснований для представительства. Если прокурору известны причины такого необращения, он обязательно должен указать их в обосновании оснований для представительства, которое содержится в иске. Но если из ответа указанного органа на обращение прокурора такие причины выяснить невозможно или такой ответ вообще не получен, то это не является основанием считать обращение прокурора необоснованным.
В то же время ч. 4 ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре» предусматривает, что наличие оснований для представительства может быть обжаловано субъектом властных полномочий. Такое обжалование означает право на опровержение участниками процесса обстоятельств, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, поданном в интересах государства в лице компетентного органа, для обоснования оснований для представительства.
Если суд после открытия производства по делу с учетом приведенных участниками дела аргументов и предоставленных доказательств установит отсутствие оснований для представительства прокурором интересов государства в суде, суд оставляет исковое заявление, поданное прокурором в интересах государства в лице компетентного органа, без рассмотрения в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 226 ГПК Украины.
Более подробно о судебной практике в вопросах представительства интересов в судах прокурорами читайте в материале Ирины Гончар «Прокурорський погляд».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…