Основания для представительства прокурором интересов государства - позиция БП ВС — PRAVO.UA Основания для представительства прокурором интересов государства - позиция БП ВС — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Основания для представительства прокурором интересов государства – позиция БП ВС

Основания для представительства прокурором интересов государства – позиция БП ВС

  • 22.07.2020 09:40

Большая Палата Верховного Суда решила исключительную правовую проблему относительно оснований осуществления представительства интересов государства в суде прокурором. Об этом сообщает пресс-служба ВС.

По делу № 912/2385/18 на решение Большой Палатой ВС были поставлены следующие вопросы:

– свидетельствует ли отсутствие оснований для обращения прокурора в суд в интересах государства об отсутствии процессуальной дееспособности;

– какие возникают правовые последствия, если суд после открытия производства по исковому заявлению, поданному прокурором в интересах государства в лице органа, уполномоченного осуществлять функции государства в спорных правоотношениях, установил отсутствие оснований для обращения прокурора в суд в интересах государства с таким иском.

Рассмотрев дело, Большая Палата ВС указала следующее (постановление от 26 мая 2020 года по делу № 912/2385/18).

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре» прокурор может представлять интересы государства в суде только в двух случаях:

1) если защиту этих интересов не осуществляет или ненадлежащим образом осуществляет компетентный орган;

2) в случае отсутствия такого органа.

Бездействие компетентного органа (неосуществление защиты интересов государства) означает, что компетентный орган знал или должен был знать о нарушении интересов государства, имел полномочия для защиты, но не обращался в суд с соответствующим иском в разумный срок. Прокурор, обращаясь в суд с иском, должен обосновать и доказать бездействие компетентного органа.

Обращаясь к компетентному органу до подачи иска в порядке, предусмотренном ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре», прокурор фактически предоставляет ему возможность отреагировать на предполагаемое нарушение интересов государства, в частности путем назначения проверки фактов нарушения законодательства, выявленных прокурором, совершения действий для исправления ситуации, а именно подачи иска или аргументированного сообщения прокурору об отсутствии такого нарушения.

Непринятие компетентным органом никаких мер в течение разумного срока после того, как этому органу стало известно или должно было стать известно о возможном нарушении интересов государства, должно квалифицироваться как бездействие соответствующего органа.

Разумность срока обращения определяется судом с учетом того, требовали ли интересы государства безотлагательной защиты (в частности, из-за истечения срока исковой давности или возможность дальнейшего отчуждения имущества, которое незаконно выбыло из собственности государства), а также таких факторов, как значимость нарушения интересов государства, возможность наступления неотвратимых негативных последствий из-за бездействия компетентного органа, наличие объективных причин, которые препятствовали такому обращению, и т.п.

Таким образом, прокурору достаточно соблюсти порядок, предусмотренный ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре», и если компетентный орган в течение разумного срока после получения уведомления самостоятельно не обратился в суд с иском в интересах государства, то это является достаточным аргументом для подтверждения судом оснований для представительства. Если прокурору известны причины такого необращения, он обязательно должен указать их в обосновании оснований для представительства, которое содержится в иске. Но если из ответа указанного органа на обращение прокурора такие причины выяснить невозможно или такой ответ вообще не получен, то это не является основанием считать обращение прокурора необоснованным.

В то же время ч. 4 ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре» предусматривает, что наличие оснований для представительства может быть обжаловано субъектом властных полномочий. Такое обжалование означает право на опровержение участниками процесса обстоятельств, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, поданном в интересах государства в лице компетентного органа, для обоснования оснований для представительства.

Если суд после открытия производства по делу с учетом приведенных участниками дела аргументов и предоставленных доказательств установит отсутствие оснований для представительства прокурором интересов государства в суде, суд оставляет исковое заявление, поданное прокурором в интересах государства в лице компетентного органа, без рассмотрения в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 226 ГПК Украины.

Более подробно о судебной практике в вопросах представительства интересов в судах прокурорами читайте в материале Ирины Гончар «Прокурорський погляд».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA