Slider

Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Ценно образование

  • 29.11.2019 15:17
27 ноября 2019 года в стенах Национальной академии правовых наук Украины профессор, академик, председатель рабочей группы по вопросам развития юридического образования Комиссии по вопросам правовой реформы при Президенте Украины Наталия Кузнецова собрала всех, кому небезразлична судьба юридического образования и будущее молодых кадров. Представители юридического бизнеса, государственных структур, правовых школ собрались в Legal High School Discussion Hub, чтобы принять участие в обсуждении, какие выпускники вузов необходимы юридическому рынку. В частности, внимание участников дискуссии было сосредоточено на вопросе, касающемся минимального профессионального стандарта знаний и умений, которыми должен обладать молодой юрист; представители юрбизнеса говорили о том, какого младшего сотрудника они хотят видеть в своих юридических фирмах и кого в целом ищут руководители юридических департаментов ведущих предприятий Украины. Также участников интересовал вопрос, где студенту приобрести практические навыки, не жертвуя получением теоретических знаний, и может ли вуз дать минимальный набор практики. Кроме того, во время дискуссии обсуждался актуальный для многих вопрос, как именно практика может помочь науке.

На правах модератора хаба и идейного вдохновителя мероприятия Наталия Кузнецова отметила, что для обеспечения реформы юридического образования и была создана в сентябре специальная рабочая группа, председателем которой она является. Безусловно, рабочей группе очень ценно мнение присутствующих. Так, по словам г-жи Кузнецовой, многие сейчас хотят быть бизнес-адвокатами, к тому же судебная реформа требует наполнения правоприменительных органов соответствующими квалифицированными кадрами, и для этого необходимы определенные стандарты. Как подчеркивает модератор, решение реформировать образование без сотрудничества с ведущими правовыми школами заранее обречено на провал, так как этим правовым школам впоследствии придется осуществлять эти реформы. Таким образом, необходимо знать, какие должны быть первичные предпосылки, чтобы стать хорошим специалистом, другими словами, разработать профессиональные стандарты и подходы к получению профессионального образования. Наталия Кузнецова указала также на возможный концепт «практикоцентризма» в обучении и рассказала о формах сотрудничества правовых школ и работодателей. Модератор уверена: необходимо, чтобы новации, которыми сейчас наполнен юридический рынок, находили отображение в рабочем учебном процессе правовых школ.
Валентин Гвоздий, адвокат, управляющий партнер ЮФ GOLAW подчеркнул, что сегодня качество юридического образования в Украине требует действительно качественного реформирования и структурных изменений на нескольких уровнях. Первое, на что стоит обратить внимание, — это сама система обучения. По мнению спикера, современные студенты забыли, что такое библиотеки, и это очень плохо: студенты должны работать с первоисточниками и получать глубокие теоретические знания, изучать различные авторитетные мнения. Без глубоких знаний, которые сейчас большинство высших учебных заведений не может предоставлять на достойном уровне, не будет первоклассного специалиста, так как это просто невозможно, считает спикер. Г-н Гвоздий также указал на слишком низкие требования к студентам со стороны самих вузов, приведя в пример опыт Германии, Франции и Великобритании, где процент времени, который студент посвящает самообразованию, значительно превалирует над лекционными часами.
Что касается сдачи государственных экзаменов, то, как отметил Валентин Гвоздий, девять из десяти сегодняшних выпускников юридических факультетов не имеют элементарных знаний о функционировании института адвокатуры в Украине, а это недопустимо. «Я могу привести статистические данные относительно юридического образования в Германии: 60 % студентов вузов не доходят до сдачи государственного экзамена. А из тех, кто все же дошел до стадии сдачи экзамена, 40 % проваливают его. Такой жесткий отбор имеет вполне логический результат — невероятно высокая профессиональная подготовка юристов, в том числе адвокатов», — сказал спикер. Как утверждает г-н Гвоздий, проблема есть. «Уровень образования нужно повышать, и мы готовы помогать в этом», — заверил он.
В свою очередь, Аминат Сулейманова, соуправляющий партнер ЮФ AVELLUM, утверждает, что в глобальном плане новое поколение не приучено к самостоятельной работе, и это также проявляется в обучении. По словам докладчика, молодое поколение не научили, как нужно учиться самим. По мнению г-жи Сулеймановой, необходимо большее количество контролируемой самостоятельной работы, и далеко не все по завершении обучения должны получать дипломы.
Константин Соляр, партнер Asters, обратил внимание на следующее: несмотря на то что мир меняется, наша система пока не готова своевременно адаптироваться. По словам г-на Соляра, самое основное — это умения (skills), а юристами становятся через 15 лет практики, причем в определенной сфере. Спикер считает, что очень важно, чтобы в учебном процессе студенты и преподаватели слышали друг друга. Преподаватель должен уважать мнение каждого студента. Ответ студента может быть неправильным, но важна его аргументация. По мнению докладчика, практическую пользу принесет создание специальных кейсбуков и переформатирование лекций. Как отмечает г-н Соляр, необходимы концентрация молодого поколения на skills и возможность работать с позитивным международным опытом.
Алексей Кот, управляющий партнер ЮФ «Антика», считает, что иногда из вузов выходят не юристы, а просто люди с дипломом юриста. Основная проблема, по его мнению, заключается в построении учебного процесса, в котором очень не хватает практики. Алексей Кот уверен, что необходимо решать проблемы консервативного учебного процесса, искать баланс с практически ориентированными курсами. В контексте магистратуры это в первую очередь возможность выбирать лекции преподавателей, которые студент сам хотел бы послушать, а также возможность прямого общения с лектором. Г-н Кот считает, что целесообразно обеспечить интерес юристов-практиков к преподаванию, возможно, в формате «точечного» участия.
Представитель академического сообщества, декан факультета правовых наук Национального университета «Киево-Могилянская академия» (КМА) Денис Азаров, напротив, отметил, что практики на данный момент имеют доступ к преподаванию, приводя в пример опыт КМА. Однако ключевой проблемой является финансирование, и именно система финансирования— это первый пункт, который необходимо изменить.
Участник обсуждения из инхаус-сектора Ольга Лукьянова, руководитель юридического департамента офицер по соблюдению корпоративных стандартов группы компаний «Хенкель Украина», убеждена, что частично проблема состоит в том, что в Украине слишком рано получают образование. Как следствие — молодые выпускники совсем не умеют аргументировать и доносить свои мысли, soft skills отсутствуют напрочь, а самое основное — нет понимания, чем впоследствии нужно будет заниматься. «У нас в профессию попадают дети и выходят дети», — уверена Ольга Лукьянова.
Максим Корчагин, партнер ЮФ «Антика», уверен, что теоретические знания студентов не стоит проверять до экзамена. Эффективен формат семинарских занятий, где теория будет усваиваться уже во второй раз. Таким образом, контроль должен быть на экзаменах, а самостоятельная работа должна выполняться студентом в процессе.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Как вы относитесь к сокращению количества судей Верховного Суда?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: