Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

V Международный налоговый форум: глобализация теснее связывает государства, а консервативная налоговая система не успевает за изменениями

  • 13.04.2018 10:40
Рубрика Новости

Влияние мировых налоговых тенденций на украинское законодательство эксперты обсудили на первой панельной дискуссии V Международного налогового форума. В числе участников дискуссии: первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий, бизнес-омбудсмен в Украине Альгирдас Шемета, президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе, партнер практики налогообложения и бизнес-эффективности АО Juscutum Наталья Радченко и директор правового департамента корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» Сергей Ткаченко. Модератор дискуссии – Ярослав Романчук, управляющий партнер EUCON Международный правовой центр.

Участники дискуссии делились мнениями по поводу таких вопросов: международные и национальные тенденции регулирования налоговых правоотношений, повестка дня для украинского законодателя, ключевые налоговые новации для бизнеса, инициативы по созданию Бюро финансовой безопасности, криптовалюты в налоговом планировании.

Эпоха глобализации

Традиционно, раз в год на этой площадке, напомнил г-н Романчук, представители юридического бизнеса, общественных организаций, юрисконсульты, судьи и народные депутаты собираются для того, чтобы подвести итоги года и спрогнозировать перспективы развития сферы в будущем. К примеру, еще совсем недавно юристы неохотно дискуссировал о BEPS, мол, для Украины это явление еще не ко времени. Но теперь все изменилось.

«Тренды в отношении налогообложения развиваются очень быстро», — отметил Альгирдас Шемета. Это связано в том числе с мировым кризисом, когда пострадала экономика многих мировых стран. Актуализировалась такая проблема, как уклонение от налогообложения. Эксперты подсчитали, что в связи с уклонением от уплаты налогов Европейский Союз в год теряет примерно 1 триллион евро. «В эпоху глобализации связи государств становятся все теснее, а консервативная налоговая система за этими изменениями не успевает», — считает г-н Шемета. Европейское сообщество начало внедрять несколько инструментов для исправления этой ситуации. Первый инструмент — система автоматического обмена банковской информацией. Второй — BEPS. Цель мер, предложенных этой системой, — облагать налогом компании в той стране, где они осуществляют свою деятельность. Украина также намерена внедрить некоторые элементы системы, и чтобы это внедрение прошло безболезненно для бизнеса, государство (в лице Министерства финансов Украины) должно эффективно сотрудничать с бизнесом.

Законодательная пауза

Андрей Журжий признался, что «горячих дискуссий» в профильном парламентском комитете по поводу законодательных инициатив чуть поубавилось. На повестке дня комитета — какие-то точечные вопросы («евробляхи», льготы), но нет системных вещей, касающихся налоговой политики. Спикер положительно отозвался о законопроекте относительно налога на выведенный капитал (это предоставит Украине конкурентное преимущество на европейской арене), но скептически отметил, что Верховной Раде Украины ныне не до этого: чтобы реализовать нормотворческие положения, Украине придется сократить расходы. Г-н Романчук высказал мнение, что интегрированность Украины в мировые процессы неизбежны и являются лишь вопросом времени.

Более оптимистические прогнозы дает Григол Катамадзе, но при этом все же заявляет, что за два года в правовом налоговом регулировании практически ничего не изменилось. Бизнес не доверяет государственным органам, и в этом заключается одна из главных проблем, считает докладчик. Он согласен с г-ном Журжием, что следует говорить о системных изменениях законодательства, а не о точечных. Григол Катамадзе верит, что украинские депутаты все же найдут в себе силы, чтобы либерализовать налоговое законодательство, тем самым сделав шаг навстречу бизнесу. Также он видит целесообразность во внедрении «налоговой амнистии». Андрей Журжий, в свою очередь, провел аналогию с проблемой «евроблях». Народный депутат Украины считает, что идея «если вас соберется много, то государство нарушение легализирует» — шаг в никуда.

Провел параллели с прошлым годом Сергей Ткаченко. Он выделил несколько моментов: повышение требований к сути хозяйственных операций, которые являются фундаментальными для налогообложения, переход от теории к практике при реализации BEPS. Г-н Ткаченко поделился наблюдениями: работать бизнесу в старом формате неудобно, а в будущем станет невозможно. И речь идет не только о налоговых правилах, но и об антимонопольных, о повышении требований к прозрачности. «Бизнес ищет новые форматы работы и структурирования, а мировые государства ищут возможности для унификации налоговых правил», — подчеркнул спикер.

Криптобудущее

Говоря о криптовалютах, Сергей Ткаченко обратил внимание на решение высшего суда Польши месячной давности, который признал, что биткоин — это форма имущественных прав, а операции по трейдингу облагаются налогом как минимум в Польше. Г-н Романчук обратил внимание на отсутствие правового регулирования криптовалют. Это достаточно новое явление, и для лиц, которые этим занимаются, наступил период «романтического бизнеса» — делать то, что хочешь, и за это ничего не будет.

Развеяла мифы романтизма криптоотрасли Наталья Радченко. Она напомнила, что капитализация рынка криптовалют составляет 300 млрд долларов США. Криптовалюта — это технология и даже не будущего, а настоящего. Темой криптовалюты несколько спекулируют, но это естественный процесс любого нового явления. По мнению г-жи Радченко, криптовалюта не будет способом оптимизации налогов. Украина могла бы еще в прошлом году оказаться в авангарде развития криптоотрасли — стать в один ряд с мировыми государствами. Наталья Радченко отметила, что коллеги работают над новым законопроектом, который дает ответы на все вопросы. Вскоре этот документ будет представлен обществу.

В завершение сессии эксперты обсудили реалии и перспективы работы Бюро финансовой безопасности. На рассмотрение парламента в течение нескольких недель были поданы несколько законопроектов «О Национальном бюро финансовой безопасности» (рег. №8157 от 19 марта с.г.) под авторством группы народных депутатов во главе с Ниной Южаниной, «О Национальном бюро финансовой безопасности» (рег. №8157-1 от 20 марта с.г.) под авторством группы народных депутатов во главе с Андреем Журжием и «О правовых основах организации и деятельности Финансовой полиции» (рег. №8157-2 от 3 апреля с.г.), автором которого выступила группа народных депутатов во главе с Татьяной Остриковой.

Г-н Журжий убежден, что Бюро не может стать реинкарнацией налоговой полиции или ознаменоваться простой сменой вывески. Философия нового органа должна кардинально отличаться от налоговой полиции, в том числе и в вопросе кадров. Альгирдас Шемета отметил, что Совет бизнес-омбудсмена давно агитировал за принятие законодательства о службе финансовых расследований. Сегодня будет нарабатываться общая позиция с бизнесом по поводу законопроекта о Бюро финансовой безопасности. Докладчик согласен с тем, что основной законопроект содержит много рисков, в частности, по поводу кадрового наполнения. Кадры в Бюро должны иметь совсем другой менталитет.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Где молодому юристу лучше начинать свою профессиональную карьеру?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Юридическая Практика

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: