Кассационный административный суд в составе Верховного Суда рассмотрел дело о полномочиях контролирующих органов относительно выявления самовольного строительства. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
ВС пересмотрел в кассационном порядке административное дело, в котором управляющий (эксплуатирующая организация) обжаловал приказ Департамента по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской городской государственной администрации об отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ и декларации о готовности к эксплуатации объекта, а также просил обязать ответчика внести в реестр декларацию о готовности к эксплуатации объекта на ул. Радужной в Днепровском районе г. Киева.
Истец утверждал, что ответчик не выполнил порядка проведения проверки, поэтому у него не было законных оснований для отмены регистрации деклараций.
Верховный Суд согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые отказали в удовлетворении иска, мотивировав решение тем, что оспариваемый приказ Департамента ГАСИ законный, поскольку издан в связи с нарушением предписаний ст. 39-1 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», с учетом следующего.
Суды выяснили, что во время проверки с выездом на местность контролирующим органом установлено, что на земельном участке для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства расположен 6-этажный многоквартирный жилой дом.
Коллегия судей КАС ВС не приняла во внимание ссылки истца на то, что проверка ответчиком не проводилась и порядок ее проведения не соблюден, несмотря на то что у ответчика были все основания для проведения внеплановой проверки, назначенной приказом Департамента ГСК г. Киева. В то же время доступ к объекту строительства был ограничен, поскольку ответственные лица субъекта градостроительства отсутствовали на момент проверки.
Верховный Суд отметил, что противоправный административный акт может быть признан недействительным с обратным действием, если иное не предусмотрено законом. Административный орган принимает решение об отзыве или признании недействительным административного акта для восстановления законности и защиты публичных интересов.
Учитывая положения ст. 36 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», согласно которой заказчик строительства самостоятельно несет ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации о начале выполнения строительных работ, достаточным и необходимым основанием для отмены органом архитектурно-строительного контроля регистрации декларации о начале выполнения строительных работ и декларации о готовности объекта к эксплуатации является установление факта указания в ней заказчиком недостоверных данных, служащих основанием считать объект самовольным строительством.
Таким фактом была проектная документация, переданная заказчику строительства для выполнения строительных работ на объекте, разработанная без получения исходных данных для проектирования, а именно градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, чем нарушены требования ч. 2 ст. 26 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и ст. 26 Закона Украины «Об архитектурной деятельности».
Суд также обратил внимание, что при этих обстоятельствах после выдачи спорных деклараций может возникнуть угроза жизни и здоровью физических лиц вследствие возведения дома без градостроительных условий.
Кроме того, отмена регистрации декларации о начале строительных работ может быть следствием самостоятельного выявления органом государственного архитектурного контроля недостоверных данных, установления факта, что на дату регистрации декларации информация, указанная в декларации, не соответствовала действительности и/или выявления расхождений между данными, указанными в декларации.
Относительно доводов жалобщика на то, что в момент действия регистрации спорной декларации, инвесторы, которые инвестировали в жилой дом, получили право собственности на свои квартиры, Суд отметил, что получение инвесторами права собственности на свои квартиры не является основанием для отмены обжалуемого приказа ответчика, поскольку ответчик, отменяя спорные декларации, действовал на основании и в пределах полномочий, предусмотренных законом.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…