Участники VI Ukrainian Antitrust Forum проанализировали перспективы законодательных изменений в сфере конкурентных правоотношений — PRAVO.UA Участники VI Ukrainian Antitrust Forum проанализировали перспективы законодательных изменений в сфере конкурентных правоотношений — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Участники VI Ukrainian Antitrust Forum проанализировали перспективы законодательных изменений в сфере конкурентных правоотношений

Участники VI Ukrainian Antitrust Forum проанализировали перспективы законодательных изменений в сфере конкурентных правоотношений

  • 08.07.2020 15:39

Первая сессия VI Ukrainian Antitrust Forum продолжилась открытым диалогом «Конкуренционный ландшафт Украины», модератором которого выступил партнер, руководитель практики корпоративного права и М&А Юридической группы LCF Сергей Бенедисюк. Участники дискуссии обсудили перспективы законодательных изменений в сфере конкурентных правоотношений, заполнение пробелов в действующем законодательстве.

Так, по мнению судьи Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда Ирины Булгаковой, создание в Украине специального суда по вопросам экономической конкуренции приветствуется как судьями, так и представителями бизнеса, в том числе и иностранными инвесторами. Но в предложенных на сегодняшний день вариантах, а именно — в передаче рассмотрения споров в сфере экономической конкуренции в Специализированный суд по вопросам интеллектуальной собственности, соответственно переименовав его, и в создании отдельного специализированного суда по вопросам защиты конкуренции есть свои изъяны. В частности, при реализации первого варианта фактически необходимо будет обнулить начатый конкурс в Специализированный суд по вопросам интеллектуальной собственности. В то же время г-жа Булгакова отметила, что создание отдельного специализированного суда — это идеальный вариант для Украины. Но нужно определить, необходимо ли это, если количество споров относительно небольшое. По ее словам, данная категория составляет 10 % от общего количества споров, рассматриваемых специализированной палатой Кассационного хозяйственного суда. Выход из ситуации Ирина Булгакова видит во внедрении специализации судей в хозяйственных судах первой и апелляционной инстанции.

Дарья Чередниченко, заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины — государственный уполномоченный, рассказала о реформировании института контроля за концентрациями. Она напомнила, что сегодня существует несколько конкурирующих законопроектов по усовершенствованию конкурентного законодательства Украины, но некоторые из них противоречат европейскому законодательству. По словам г-жи Чередниченко, в ходе реформы предлагается расширить понятие контроля, изменить определение группы субъектов хозяйствования, расширить права участников концентрации. Целью реформы контроля является сосредоточение внимания именно на конкуренции на украинских рынках, уменьшение административного давления на бизнес и недопущение ограничения конкуренции, в частности путем монополизации украинских рынков.

Заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Светлана Панаиотиди рассказала о перспективах введения в Украине скрининга иностранных инвестиций. Она отметила, что, по сути, скрининг иностранных инвестиций — это проверка на правительственном уровне допустимости осуществления инвестирования в стратегические направления, имеющие влияние на национальную безопасность страны. В частности, предполагается создание межведомственной комиссии при Кабинете Министров Украины, которая будет в пределах своей компетенции анализировать влияние конкретной инвестиции на национальную безопасность. Преимущество для инвесторов заключается в том, что после получения соответствующего разрешения не будут проводиться расследования относительно такого влияния.

«То есть фактически принятие законопроекта о скрининге иностранных инвестиций — это четкое определение полномочий специального органа и лишение АМКУ несвойственных полномочий, возложенных сегодня на него», — подчеркнула Светлана Панаиотиди.

На вопрос модератора Сергея Бенедисюка, не будут ли инвесторы воспринимать такие комиссии как административный барьер, заместитель министра ответила, что инвесторы в первую очередь воспринимают данный механизм как гарантию своей безопасности в будущем.

В свою очередь Галина Загороднюк, партнер, руководитель практики конкурентного права МЮФ DLA Piper, отметила, что законопроектом предлагается ввести контроль за иностранными инвестициями в оборонно-промышленный комплекс и телекоммуникационную деятельность. В то же время существуют страны, в которых такой контроль проводится во всех сферах экономики. Международная практика разнится в подходах по возложению функций скрининга иностранных инвестиций на определенные органы.

«В некоторых странах создаются отдельные органы или комиссии, а в некоторых такие функции выполняют антимонопольные органы», — подчеркнула Галина Загороднюк.

Партнер Asters Александр Вознюк обратил внимание, что инструменты реформирования конкурентного законодательства должны быть соразмерны, чтобы достичь цели защиты конкуренции, при этом сохраняя права и свободы участников таких правоотношений. По словам г-на Вознюка, сегодня система построена так, что Антимонопольный комитет Украины находится под значительным политическим давлением. Комитет должен руководствоваться исключительно законом и фактом. И законодатель должен исключить все внешние факторы, влияющие на его работу.

Александр Мельниченко, глава экспертного совета Общественной организации C.A.S.E.S. International, остановился на основных проблемах действующего конкурентного законодательства, которые предлагается решить законопроектом № 2730. В частности, он обратил внимание, что среди украинских чиновников укоренилось мнение, что конкурентная политика — это дело лишь АМКУ. Г-н Мельниченко считает: развивать конкуренцию должны центральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а АМКУ к этому процессу имеет опосредованное отношение. А вот защита конкуренции — это функция, присущая АМКУ. Поэтому в указанном законопроекте предусмотрено, что Кабинет Министров Украины, органы центральной власти и местного самоуправления являются субъектами конкурентной политики.

«То есть теми, кто отвечает за развитие конкуренции», — подчеркнул г-н Мельниченко.

Ольга Лукьянова, руководитель юридического отдела, комплаенс-офицер группы компаний «Хенкель в Украине», рассказала о конкуренционных вызовах для бизнеса во время карантина. По ее словам, одним из вызовов стала рекламная политика компании. В частности, было принято решение исключить рекламу, которая могла бы вызвать негативные эмоции у людей, находящихся на карантине. Также в «Хенкель» скорректировали медиапланы и решили проводить работу в соцсетях, направленную на соблюдение гигиены. Ольга подчеркнула и своевременность разъяснений АМКУ по ценовой политике во время карантина.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA