Конституционный Суд РФ признал конституционным законодательство о судьях и установил более широкий перечень видов дисциплинарных санкций для судей — PRAVO.UA Конституционный Суд РФ признал конституционным законодательство о судьях и установил более широкий перечень видов дисциплинарных санкций для судей — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Конституционный Суд РФ признал конституционным законодательство о судьях и установил более широкий перечень видов дисциплинарных санкций для судей

Конституционный Суд РФ признал конституционным законодательство о судьях и установил более широкий перечень видов дисциплинарных санкций для судей

  • 22.07.2011 11:28
Рубрика Новини
Джерело Legis.ru

20 июля 2011 г. Конституционный Суд РФ признал конституционными взаимосвязанные нормы положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8, статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статей 19, 21, 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и статей 1-4,7 Кодекса судейской этики, добавив им конституционно-правовое истолкование. При этом КС считает возможным установить более широкий перечень видов дисциплинарных санкций, уточнить состав дисциплинарного проступка и основания для привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Поводом к рассмотрению дела 2 июня 2011 года явилась жалоба гражданки Матюшенко Анжелики Викторовны.

Как отмечает Суд, для обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти судьям гарантируются независимость, несменяемость и неприкосновенность. Статус судьи – не личная привилегия, а средство, призванное обеспечить каждому гражданину России защиту его прав и свобод.

При привлечении судей к дисциплинарной ответственности должен обеспечиваться баланс между судейской независимостью и их ответственностью перед обществом.

Это обязывает законодателя особенно тщательно подходить к установлению оснований для применения к судьям дисциплинарных санкций, а органов, уполномоченных их применять – к определению наличия таких оснований.

Основанием для досрочного прекращения полномочий судьи должно быть не любое отступление от требований закона, а лишь явно противоречащее конституционному предназначению судебной власти, носителем которой является судья.

В условиях состязательного процесса судья дает собственное толкование нормы права, принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.

В процессе толкования применяемой нормы возможны ошибки, что не дискредитирует априори допустивших их лиц. Такие нарушения подлежат исправлению вышестоящими судебными инстанциями и сами по себе не могут служить основанием для применения к судье такой меры дисциплинарного взыскания, как досрочное прекращение полномочий.

При совершении нарушения ординарного характера поведение судьи не может оцениваться как недобросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям.

Однако вынесение неправосудного судебного акта, не подпадающее под признаки состава преступления, может свидетельствовать о явной небрежности судьи, недопустимой при отправлении правосудия, либо давать основания к выводу о неспособности судьи исполнять свои профессиональные обязанности.

Основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности может быть как однократное грубое нарушение, свидетельствующее о некомпетентности или небрежности судьи, так и нарушения, не носящие такого характера, но совершаемые им систематически.

В любом случае при выборе вида дисциплинарного взыскания квалификационная коллегия судей должна учитывать форму и степень вины судьи, тяжесть наступивших последствий.

Досрочное прекращение полномочий судьи – крайняя мера дисциплинарной ответственности. Для обеспечения стабильности судейского корпуса, сохранения баланса между ответственностью судей и их несменяемостью, в законодательстве предусмотрена такая дисциплинарная санкция, как предупреждение. Законодатель, однако, вправе установить более широкий перечень видов дисциплинарных санкций, уточнить состав дисциплинарного проступка и основания для привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 121 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не противоречат Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как позволяющие привлекать судью к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку, если судья действовал в рамках судейского усмотрения и не допустил при этом грубых нарушений при применении норм материального и процессуального права.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA