ВС: особенности выплаты зарплаты работнику суда, размещенного на оккупированной территории — PRAVO.UA ВС: особенности выплаты зарплаты работнику суда, размещенного на оккупированной территории — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » ВС: особенности выплаты зарплаты работнику суда, размещенного на оккупированной территории

ВС: особенности выплаты зарплаты работнику суда, размещенного на оккупированной территории

  • 21.05.2020 14:47

Верховный Суд разъяснил, при каких условиях осуществляется выплата заработной платы работнику учреждения, размещенного на временно не контролируемой Украиной территории.

Суть спора:

Кассационный административный суд рассмотрел дело по иску физического лица к территориальному управлению Государственной судебной администрации Украины в Луганской области об обязательстве осуществить начисление заработной платы, взыскание задолженности по заработной плате и среднего заработка в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы.

Истица не получила зарплату и компенсацию за время вынужденного простоя Краснолучского городского суда Луганской области, который расположен на не контролируемой украинской властью территории.

Суд первой инстанции, удовлетворяя частично иск, исходил из того, что право истицы на получение невыплаченной заработной платы за период с 6 августа по 30 ноября 2014 года является обоснованным, поскольку после освобождения она переехала на подконтрольную Украине территорию и обратилась к ТУ ГСА в Луганской области, в обязанности которого входят начисление и выплата заработной платы (в том числе за время простоя), которые не были проведены, что свидетельствует о наличии признаков противоправной бездеятельности ответчика.

Апелляционный суд это решение отменил и принял новое, которым в удовлетворении административного иска отказал. При этом суд исходил из того, что табелей учета рабочего времени, приказов, в частности об объявлении простоя в работе Краснолучского городского суда Луганской области и об определении условий оплаты труда работников аппарата суда во время простоя, приказов о назначении премии и установлении размера надбавок в материалах дела нет, а значит, нет и оснований для удовлетворения иска.

Решение КАС ВС:

Верховный Суд согласился с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска, однако изменил решение суда апелляционной инстанции в части мотивов отказа в удовлетворении иска (постановление от 14 мая 2020 года по делу № 812/1536/15).

Выплата заработной платы за период, когда учреждение (суд) размещалось на временно не контролируемой Украиной территории, возможна только в случае возврата территории под контроль органов государственной власти или перемещения учреждения в населенный пункт, на территории которого органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме, за счет сметы.

Суд указал, что постановлением Кабинета Министров Украины от 7 ноября 2014 года № 595 утвержден Временный порядок финансирования бюджетных учреждений, осуществления социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей (далее —  Порядок), в соответствии с п. 3 которого заработная плата работникам  учреждения за период, когда учреждение размещалась на временно неконтролируемой территории, а в дальнейшем территория была возвращена под контроль органов государственной власти, или учреждение было перемещено в населенный пункт, на территории которого органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме (далее — контролируемая территория), выплачивается в полном объеме за счет сметы (плана использования бюджетных средств ) учреждения.

Согласно п. 4 Порядка выплачивается заработная плата и осуществляются выплаты за время ежегодного отпуска работникам учреждения, которое перемещено на контролируемую территорию, если учреждение продолжает функционировать и работники выполняют свои обязанности. Перемещение учреждения на контролируемую территорию, а также его функционирование на этой территории осуществляется по решению органа высшего уровня.

Расходы на обеспечение деятельности местных общих судов, осуществляющих судопроизводство на контролируемой территории Донецкой и Луганской областей, в том числе выплата судейского вознаграждения и заработной платы работникам аппаратов судов, осуществляются исключительно через территориальные управления ГСА в Донецкой и Луганской областях (п. 10 Порядка).

Решением Совета судей Украины от 23 декабря 2014 года № 76 ГСА Украины обязана обеспечить выплату заработной платы работникам аппаратов судов, зачисленных в аппараты судов, расположенных на территории, подконтрольной украинской власти, за период, в течение которого такие работники аппаратов занимали должности в судах, которые размещались на временно неконтролируемой территории, со дня последнего начисления до дня зачисления в штат суда, но не более чем за четыре месяца (п. 4 решения Совета судей Украины).

Исходя из описанного механизма правового регулирования начисления и выплаты вознаграждения за работу  и гарантированных государством выплат, в том числе по оплате труда за время простоя в условиях проведения на территории г. Красный Луч (г. Хрустальный) антитеррористической операции, указанные выплаты могут быть осуществлены в отдельных случаях с учетом предусмотренных действующим законодательством условий.

Однако, как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Краснолучский городской суд Луганской области не перерегистрирован и не перемещен из г. Красный Луч на контролируемую территорию, работа суда не восстановлена, а истица не исполняет своих должностных обязанностей в соответствии с трудовым договором, следовательно, предусмотренные действующим законодательством условия не соблюдены.

В то же время, несмотря на отсутствие доказательств учета рабочего времени работников суда, приказа о пребывании суда в состоянии простоя, и с учетом того, что непосредственно истица в исковом заявлении отмечает, что суд в спорный период не работал, ее требования в спорных правоотношениях не имеют достаточного основания, а следовательно, и законных ожиданий относительно указанных выплат.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA