Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Успевает ли законодатель угнаться за гиробордами?

  • 21.05.2019 12:00

В больших европейских городах, где водитель из-за загруженности дорог, зачастую не может доехать до пункта назначения на автомобиле, на выручку ему приходит транспорт последней мили. Несмотря на некий фатализм названия, к такому транспорту относят уже привычные нам гироборд, гироскутер, сигвей, моноколесо, электросамокат, электробайк, электроскутер, электромотоцикл… Устали читать? Представьте, каково было мне писать этот, все еще неполный перечень, современных средств передвижения.

Всех эти новомодные штуки объединяет наличие электродвигателя и полная правовая неопределенность.

Давайте попробуем разобраться с тем, чем же, с точки зрения законодательства, являются такие средства передвижения, какой правовой статус имеют люди, управляющие ими и какую ответственность они несут? В дальнейшем, что бы каждый раз не писать весь список, и в угоду Марвел, будем называть их Электро.

Одним из центральных понятий Правил дорожного движения, является понятие «механическое транспортное средство», под которым понимается транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы, а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3кВт.

Итак, чтобы признать Электро механическим транспортным средством, на нем должен быть установлен электродвигатель мощностью более 3кВт (пункт 1.10. ПДД), а это бывает достаточно редко.

Соответственно, если мощность двигателя меньше 3кВт, то такое средство передвижения не является механическим транспортным средством и, как следствие:

— не подлежит государственной регистрации (пункт 30.1 ПДД);

— для их использования не нужно «получать права» (статья 15 Закона Украины «О дорожном движении»);

— можно использовать, независимо от возраста (статья 15 Закона Украины «О дорожном движении»);

— на них можно передвигаться по автодорогам, по тротуарам, да и везде, где на них возможно передвигаться.

Короче, если у тебя Электро с двигателем мощностью менее 3кВт, государству сей прибор не интересен. Но может интересен ты?

Итак, каков же правовой статус лиц, пользующихся Электро?

Думается, что каждый из нас понимает, что к пешеходам их приравнивать нельзя, ибо передвигаются они не за счет ног.

Может приравнять их к велосипедистам? Нет. Согласно пункту 1.10. ПДД, велосипед – транспортное средство, которое приводится в движение мускульной силой человека, который находится на нем. Мы же говорим о транспортных средствах с электродвигателем. Источник тяги принципиально отличается.

Но кое-что про тебя в законодательстве найти можно. Так, согласно статье 15 Закона Украины «О дорожном движении», участниками дорожного движения являются лица, использующие автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды или другие места, предназначенные для передвижения людей и перевозки грузов с помощью транспортных средств. То есть, независимо от того, на чем ты выезжаешь на автодорогу, ты являешься участником дорожного движения и, соответственно, должен соблюдать правила дорожного движения. А что будет, если не соблюдать правила?

За нарушение Правил дорожного движения предусмотрена административная и уголовная ответственность для лиц, управляющих транспортными средствами. Но! Ни электросамокаты, ни электроскутеры(-мотоциклы), с мощностью двигателя менее 3кВт, не являются транспортными средствами в понимании Кодекса Украины об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Украины! Соответственно, лица управляющие этими средствами передвижения, не подлежат привлечению ни к административной, ни к уголовной ответственности за нарушение ПДД.

Даже пешеходов и велосипедистов можно привлечь к административной ответственности за нарушение ПДД (статья 127 КУоАП), а счастливого обладателя электромотоцикла с движком 3кВт, гоняющего со скоростью 70 км/ч – нет.

Но это совсем не говорит о безответственности лиц, использующих Электро. Если во время покатушек будет причинен ущерб имуществу или здоровью другого человека, то такой ущерб будет возмещаться согласно правилам главы 82 Гражданского кодекса Украины.

К слову, поскольку такие транспортные средства не подлежат государственной регистрации, то их собственники не попадают под действие закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств.

Выводы. К сожалению, законодатель не успевает своевременно реагировать на изменения, происходящие в обществе. Уже не первый год дорогами Украины колесят всевозможные сигвеи, гироборды, электроскутеры, а правовой определенности в отношении их статуса до сих пор нет.

Однозначно можно сказать лишь то, что человек, который передвигается по автодорогам на гироскутерах и т.п. является участником дорожного движения и, соответственно, должен соблюдать правила дорожного движения. При этом, привлечь его за нарушения ПДД ни к административной, ни к уголовной ответственности невозможно. Но следует помнить, что в случае причинения ущерба здоровью или имуществу других людей, возмещать таковой придется в полном объеме.

Главное: используя Электро, думайте не о правовой определенности, а о безопасности, своей и окружающих.

Олег Лукьянчиков, к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, хозяйственного и трудового права ХНПУ им.Г.С. Сковороды (г.Харьков)
Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Юридическая Практика

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: