Правоохранители и банковский рынок: тренды и риски — PRAVO.UA Правоохранители и банковский рынок: тренды и риски — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Правоохранители и банковский рынок: тренды и риски

Правоохранители и банковский рынок: тренды и риски

  • 04.02.2021 10:54
Денис Бугай, партнер VB PARTNERS

Несмотря на снижение активности НБУ и Фонда гарантирования в части ликвидации банков, доля запросов со стороны банков по проблематике WCC остается высокой. Они касаются как вопросов непосредственно самих банков, так и их клиентов. 

Прошлые годы Фонд был ключевым «поставщиком» уголовных производств. Фондом было подано более 5 690 заявлений о преступлениях. Общая сумма убытков, по их оценке, – 374 925 млн гривен. Предъявлено подозрений – 31, направленно дел в суд – 39.

Но возникла новая зона давления – специализированные подразделения полиции, СБУ, НАБУ, которые создавались под дела, связанные с ликвидированными банками. Они наработали опыт и сейчас активно реализовывают его на банковском рынке. Круг их интересов широк – от вопросов выделения рефинансирования, операций с инсайдерами, дисконтов при уступках, достаточности и качества обеспечений до халатности при оформлении активных операций банка.

Текущий момент нельзя сравнить с пятилетней давностью, когда слова «аккредитив», «корреспондентские счета» пугали следователей. Сегодня как у НАБУ, так и у полиции и СБУ достаточный уровень профессионализма для расследования банковских дел.

Из ключевых производств за последний год – подозрение акционера банка «Аркада», обвинительный по главе правления «АКБ Банка», завершение расследования относительно правления «Вектор Банка», очередное подозрение замглавы правления «Финансы и кредит», подозрения должностным лицам «Банка “Михайловский».

Продолжается эпопея с уголовным производством против акционера «VAB Банка» и должностных лиц НБУ. Этот кейс – свидетельство интереса НАБУ к банковской теме.  В их поле зрения порядка пяти банковских кейсов, расследования по которым идут уже более двух лет. В рамках этих дел проведені сотни следственных действий и десятки международных сотрудничеств по всей Европе – начиная от Литвы, Латвии, заканчивая Австрией, Швейцарией и Люксембургом.

Ключевой целевой аудиторией правоохранителей являются топ-менеджмент и акционеры банков. Также в зоне риска менеджеры, вовлеченные в расследуемые операции, – кредитные менеджеры, специалисты по залогам, оценщики.

Зона их особого внимания – государственные банки, поскольку их статус позволяет правоохранителям при любой неудачной банковской операции говорить о хищении государственных средств.

Значительных успехов достигнуто в сфере международного сотрудничества. Деньги «не видят» границ. Движение денежной массы по одному кейсу может происходить одновременно в пяти юрисдикциях. Правоохранительные органы успешно научились раскрывать банковскую тайну, изымать документы и доказательства не только в Украине, но и за рубежом.

Новый их навык – аресты активов в иностранных банках. Банковская тайна практически перестала существовать. Ключевой тренд – активное сотрудничество следователей – замена принципа взаимности на принцип инициативности. Если прокурор европейской страны видит наличие каких-либо активов в своей юрисдикции, связанных с расследованием в Украине, он по собственной инициативе их блокирует и информирует об этом украинскую сторону. Всячески помогая последней арестовать такой актив. Ранее иностранные прокуроры проявляли активность исключительно по запросу украинских коллег.

Главная сложность работы по банковским делам – их комплексность. Для эффективного расследования или защиты необходимо владеть не только уголовным правом и процессом, но и иметь высокую экспертизу в вопросах корпоративного права, финансового мониторинга, банковского законодательства. Следующее – большие банковские кейсы неизбежно связаны с международным правом, с трансакциями через несколько юрисдикций. Поэтому знание английского языка и понимание функционирования международной банковской системы крайне важны.

Стоит сказать о проблеме принятия решения коллегиальными органами. Бытует мнение, что если решение принято коллегиальным органом (правлением, кредитным комитетом), то это снимает ответственность с его членов. Данный вывод ошибочен. Сегодня правоохранители готовы предъявлять подозрения непосредственно каждому члену коллегиального органа, если констатируется, что решение нанесло ущерб или принято с нарушением требований законодательства, внутренних документов банка.  Более того, практика Антикоррупционного суда по делу «VAB Банка» подтверждает данную позицию.

Чтобы снизить уголовно-правовые риски, необходимо следовать пяти простым правилам.

Первое – строгое соблюдение формальностей, предусмотренных уставом и внутренними положениями банка. Если при проведении операции были малейшие нарушения, правоохранитель будет их трактовать не в пользу менеджмента. Внимание к деталям, их четкое соблюдение – залог исключения проблем в будущем.

Второе – упорядочить вопрос так называемых заочных заседаний, когда решение коллегиальными органами принимается без очных встреч. С одной стороны, это нормальная современная практика решения задач путем опроса, телефонного звонка, e-mail. Но если данный формат не предусмотрен актами самого банка, правоохранительные органы будут трактовать это как грубейшее нарушение.

Третье – исключить из методологических документов банка какие-либо оценочные категории без конкретных критериев. Пример – понятие «орган или должностное лицо осуществляет контроль». Если исследуемый термин не наполнить смыслом и не разъяснить, в чем он проявляется и каким путем реализуется, то следователь даст ему максимально широкую трактовку и, соответственно, получит основание обвинять должностных лиц банка в халатности. 

Четвертое – реакция на индивидуальные акты НБУ. Если регулятор выявил нарушения и дал какие-либо рекомендации, принципиально важно данные пожелания выполнить. В противном случае их невыполнение будет трактоваться как обстоятельства, которые способствовали совершению правонарушения. Независимо от того, связанно ли данное нарушение с рекомендацией регулятора или нет.

И последнее – провести специальную экспертизу бизнес-процессов, внутренних положений на наличие уголовно-правовых рисков. По результату внести соответствующие изменения с целью их исключения. Будет не лишним мини-тренинг для ключевых лиц банка. Опыт показывает, что чем раньше начать профилактику или «абсорбцию» потенциальной проблемы, тем больше шансов завершить их без негативных последствий.

Автор: Денис Бугай, партнер VB PARTNERS

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA