Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Полномочия Нацагентства по управлению и распоряжению имуществом возникают только после наложения на него ареста, — напоминают в ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

  • 17.02.2016 17:07
Рубрика Новости

Вчера парламент сделал первый шаг на пути к передаче полномочий Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений не только на сохранение активов, на которые наложен арест в уголовном производстве, но и на владение, пользование и/или распоряжение такими активами, в том числе правом реализации, технологической переработки или передачи в управление активов, конфискованных в уголовном производстве. Соответствующий законопроект №4056 был принят в первом чтении, однако принятие его в целом в тот же день народные депутаты не поддержали.

Иван Божко, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры», прокомментировал «Юридической практике» грядущие нововведения:

«Данным законопроектом предлагается наделить Национальное агентство полномочиями владения, пользования и/или распоряжения активами, на которые наложено арест в уголовном производстве, в том числе правом реализации, технологической переработки или передачи в управление активов, конфискованных в уголовном производстве.

Следует отметить, что подобные положения содержатся в Директиве 2014/42/ЕС Европейского парламента и Совета от 3 апреля 2014 года «О замораживании и конфискации инструментов и доходов от преступлений в Европейском союзе», пункт 32 которой предусматривает, что активы, замороженные в связи с возможной дальнейшей конфискацией, должны подлежать адекватному управлению, чтобы не терять свою экономическую ценность (для этого Государствам-участникам следует принимать необходимые для этого меры, включая возможность продажи или передачи имущества для уменьшения подобных потерь). То есть изменения, предложенные законопроектом, фактически направлены на адаптацию украинского законодательства к законодательству Европейского Союза о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Что касается распоряжения подобного рода активами, то часть 4 статьи 21 Закона Украины «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и иных преступлений», в редакции предложенной законопроектом, предусматривает, что реализация или техническая переработка допускается в случаях, касающихся предметов или крупных партий товаров, хранение которых из-за их громоздкости или иных причин невозможно без чрезмерных трудностей, или расходы по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, или которое быстро теряет свою стоимость, а также имущество в виде товаров или продукции, которые поддаются быстрой порче. С одной стороны, формулировки достаточно размытые и могут допускать двоякое толкование, с другой – в проекте Закона также предусматривается, что Кабинетом Министров Украины будет установлен приблизительный перечень такого имущества. Подобные меры Национальное агентство сможет применять только на основании соответствующего определения следственного судьи или суда, но, в то же время, в законопроекте отсутствуют разъяснения о возможности обжалования таких решений, как и о том, что подача жалобы на определение о передаче активов для реализации или технологической переработки приостанавливает его исполнение.

При защите активов от неправомерных действий, следует учитывать, что полномочия Национального агентства по управлению и распоряжению имуществом возникают только после наложения на него ареста. То есть, защита имущественных прав, как и ранее, будет базироваться на обжаловании или недопущении применения следственным судьей/судом указанной меры обеспечения уголовного производства. В частности, следует акцентировать внимание на необходимости доказывания органами следствия и прокурором того, что данное имущество получено подозреваемым, обвиняемым или осужденным лицом преступным путем или является доходом от совершенного преступления, либо о том, что третье лицо не является законным приобретателем такого имущества, знало или могло знать о его происхождении.

Более детально о применении подобных норм можно будет говорить уже после формирования соответствующей судебной практики».

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Какие направления правовой защиты наиболее актуальны для украинского бизнеса?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Юридическая Практика

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: