Недоимка по ЕСВ не может быть препятствием для возврата переплаты по налогам — PRAVO.UA Недоимка по ЕСВ не может быть препятствием для возврата переплаты по налогам — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Блог » Недоимка по ЕСВ не может быть препятствием для возврата переплаты по налогам

Недоимка по ЕСВ не может быть препятствием для возврата переплаты по налогам

  • 14.04.2020 09:37
Андрей Качковский, адвокат, юрист KPMG Law Ukraine

На практике налогоплательщикам часто отказывают в возврате переплаты по налогам в связи с наличием недоимки по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ).

Налоговый орган при обосновании своего отказа вернуть переплату, как правило, ссылается на ст. 43 Налогового кодекса Украины (НК Украины). Норма данной статьи предусматривает, что излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату плательщику, кроме случаев наличия у такого плательщика налогового долга. То есть недоимка по ЕСВ, согласно позиции налоговиков, фактически приравнивается к налоговой задолженности, что в соответствии со ст. 43 НК Украины является препятствием для возвращения переплаты по налогам.

Правомерно ли подобное толкование норм налоговым органом?

Согласно с пп. 14.1.175 п. 14.1. ст. 14 НК Украины налоговый долг сумма согласованного денежного обязательства, неуплаченного налогоплательщиком в установленный данным Кодексом срок, и непогашенной пени, начисленной в порядке, определенном данным Кодексом.

То есть для отнесения суммы согласованного денежного обязательства к категории налогового долга необходимо, чтобы одновременно были соблюдены два следующих условия:

— денежное обязательство возникло относительно налогов и сборов, определенных НК Украины;      

— денежное обязательство не оплачено в срок, установленный НК Украины.      

В соответствии со ст. 8 НК Украины, в Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы. При этом к общегосударственным налогам относятся налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизный налог, экологический налог, рентная плата и пошлина (ст. 9 НК Украины), а к местным налогам и сборам — налог на имущество, единый налог, сбор за парковку транспортных средств и туристический сбор (ст. 10 НК Украины).

Из содержания указанных статей становится очевидным, что ЕСВ не является в понимании НК Украины общегосударственным или местным налогом и сбором.

Вместе с тем правовые и организационные основы обеспечения сбора и учета ЕСВ, условия, порядок его начисления и уплаты регулирует специальный нормативно-правовой акт — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (Закон № 2464).

Именно в Законе № 2464 содержится определение понятия «ЕСВ», под которым понимается консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.

То есть ЕСВ не относится к налогам и сборам в соответствии с НК Украины, а является страховым взносом в системе общеобязательного государственного социального страхования, порядок сбора, начисления и уплаты которого регулируется отдельным нормативно-правовым актом — Законом № 2464.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные Законом № 2464, является недоимкой.

Таким образом, сумма своевременно не начисленного и не уплаченного ЕСВ в сроки, установленные Законом № 2464, не является налоговым долгом в понимании НК Украины, а является недоимкой в соответствии с Законом № 2464.

Что по этому поводу заявляют суды?

Правовая позиция относительно того, что недоимка по ЕСВ не является налоговым долгом, неоднократно поддерживалась судами и нашла свое отражение в ряде судебных решений.

В частности, по делу № 805/1479/17-а (постановление от 22.08.2019) Верховный Суд отметил, что сумма единого взноса, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в установленные сроки, не считается налоговым долгом, а является недоимкой.

К аналогичным выводам пришел Днепропетровский окружной административный суд по делу № 160/11678/19 (решение от 24.01.2020), Запорожский окружной административный суд по делу № 808/442/18 (решение от 10.05.2018), а также Донецкий окружной административный суд по делу № 805/4128/17-а (решение от 28.02.2018 ).  

Интересно, что налоговый орган в некоторых случаях, не связанных с возвращением переплаты по налогам, соглашается с вышеуказанной позицией. Так, в Индивидуальной налоговой консультации Главного управления ГФС в г. Киеве от 06.06.2019 № 2581/В/26-15-13-06-12-ИПК указано, что недоимка по ЕСВ не является налоговым долгом, поэтому ее наличие не является основанием для аннулирования регистрации плательщика единого налога.

Возникает закономерный вопрос: почему именно при возврате переплаты по налогам появляется «второй» стандарт толкования одних и тех же норм действующего законодательства? Латинское выражение «cui prodest» («кому выгодно»), пожалуй, поможет найти ответ на этот вопрос.

Таким образом, недоимка по ЕСВ не может быть основанием для отказа в возврате переплаты по налогам, поскольку такая недоимка не является налоговым долгом. ЕСВ не относится к общегосударственным или местным налогам и сборам, а порядок его сбора, начисления и уплаты регулируется специальным нормативно-правовым актом — Законом № 2464.

Если заявление о возврате переплаты было подан в пределах 1095 дней с даты возникновения переплаты и на дату подачи заявления налоговый долг отсутствует, то налоговый орган обязан выполнить законодательно установленную обязанность и вернуть переплату по налогам. Отказ в возврате переплаты со ссылкой на наличие налогового долга в связи с недоимкой по ЕСВ является противоправным и может быть основанием для обращения налогоплательщика в суд для защиты своих прав и законных интересов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA