Бизнес обратится к Минфину с просьбой отменить штраф за несвоевременную регистрацию налоговых накладных — PRAVO.UA Бизнес обратится к Минфину с просьбой отменить штраф за несвоевременную регистрацию налоговых накладных — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Бизнес обратится к Минфину с просьбой отменить штраф за несвоевременную регистрацию налоговых накладных

Бизнес обратится к Минфину с просьбой отменить штраф за несвоевременную регистрацию налоговых накладных

  • 10.07.2019 11:05
Рубрика Новини

Обсудить вопрос правомерности применения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговых накладных собрались участники круглого стола «Штрафы по Налоговому кодексу: как защититься бизнесу», организованного KPMG в Украине. Поучаствовать в дискуссии были приглашены, в частности, представители компании KPMG, Европейской Бизнес Ассоциации, судьи административных судов Украины. Модератором мероприятия выступила Лариса Антощук, руководитель практики по разрешению налоговых споров отдела налогового и юридического консультирования KPMG в Украине.
Эксперты в начале дискуссии обратили внимание на специфику применения пункта 120-1 статьи 120 Налогового кодекса Украины (НКУ) — штрафа за несвоевременную регистрацию налоговых накладных или расчета корректировки, которые не предоставляются получателю, учитывая возможность множественного толкования нормы.
Так, спорная норма — пункта 120-1 статьи 120 Налогового кодекса (НК) Украины — звучит следующим образом: нарушение плательщиками налога на добавленную стоимость граничного строка, предусмотренного статьей 201 этого Кодекса, для регистрации налоговых накладных или расчета корректировка к такой налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных (кроме налоговой накладной, которая не предоставляется получателю (покупателю), составленной на поставку товаров или услуг для операций: которые освобождены от налогообложения или которые облагаются налогом по нулевой ставке) влечет за собой наложение на плательщика налога на добавленную стоимость, на которого в соответствии с требованиями статей 192 и 201 НК Украины возложена обязанность относительно такой регистрации, штрафа.
Формулировка данной нормы позволяет двоякое толкование, так как невозможно определить, какие конкретные основания предусмотрены для освобождения от штрафных санкций, акцентирует внимание Лариса Антощук. Так, налоговые органы толкуют данное положение таким образом, что под исключение подпадают только те налоговые накладные, которые не предоставляются получателю (покупателю) и одновременно составлены на поставки товаров/услуг по операциям: 1) освобождены от налогообложения; 2) облагаются по нулевой ставке. Вместе с тем налогоплательщики и некоторые судьи убеждены, что статья 120-1 НК Украины предусматривает и третью, отдельную категорию — налоговые накладные, которые не предоставляются получателю.
Как пример судебной практики в пользу налогоплательщика г-жа Антощук назвала дело №160/1553/19 от 3 июня 2019 года. Тогда суд первой инстанции отметил, что вариант толкования ГФС статьи 120-1 НК Украины является буквальным без учета контекста правовой нормы и ее внутренней логики, связи с другими нормами НК Украины, а также смысла ведения Системы электронного администрирования НДС. «В таком случае полностью теряется значение первой части исключения в пункте 120-1.1, 121-1.2 НК Украины «кроме налоговой накладной, которая не предоставляется получателю (покупателю)», данная фраза не несет смысловой нагрузки, ее наличие или отсутствие в норме не влияет на возможность применения штрафа (при невозможности определения размера штрафа (базы для его применения) не имеет никакого значения факт предоставления или не предоставления налоговой накладной покупателю), более того, при данном варианте толкования, если вообще исключить полный текст исключения в скобках, то содержание нормы (последствия) никоим образом не изменяется. Факт наложения штрафа за отсутствие регистрации или несвоевременную регистрацию налоговых накладных, которые не предоставляются покупателю, не влияет на результаты налогового учета контрагентов, не приводит к негативным последствиям для бюджета любых третьих лиц» — говорится в решении суда.
Какие меры принимает бизнес-сообщество для того, чтобы защитить интересы налогоплательщиков, рассказала Наталья Артемчук, координатор таможенного и налогового комитетов Европейской Бизнес Ассоциации. «С 2018 года наша ассоциация обращалась в Министерство финансов Украины с просьбой внести законодательные изменения или предоставить налоговые консультации. Так, предлагалось внести изменения в Налоговый кодекс Украины и отменить штрафные санкции. В Министерстве финансов Украины сообщили, что готовы рассмотреть наши предложения. И все же, от представителей профильных комитетов Верховной рады Украины мы так и не получили четкого сигнала, что нас поддерживают», — отметила Наталья Артемчук.
О применении практики ЕСПЧ в налоговых спорах рассказала Наталья Блаживская, судья Кассационного административного суда в составе Верховного Суда. Львиная доля налоговых споров не доходит до судов кассационной инстанции. Этот факт нужно учитывать налогоплательщику при обращении в суд и готовиться к первой инстанции как к последней, подчеркнула г-жа Блаживская. Вместе с тем, обращаясь в суд первой инстанции, необходимо понимать, что простой ссылки на практику ЕСПЧ недостаточно, ведь речь должна идти о релевантном применении, напомнила судья.
По результатам круглого стола будут составлены рекомендации, которые в форме запроса будут направлены в Министерство финансов Украины и профильный комитет парламента.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA