Звездные волны: законодатель пытается создать адекватные условия для конкуренции на космическом рынке — PRAVO.UA Звездные волны: законодатель пытается создать адекватные условия для конкуренции на космическом рынке — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Звездные волны: законодатель пытается создать адекватные условия для конкуренции на космическом рынке

Звездные волны: законодатель пытается создать адекватные условия для конкуренции на космическом рынке

  • 01.10.2019 17:27

Нужен ли Украине частный космос? Таким вопросом задались народные депутаты Украины, представители профильных государственных органов, космических организаций и ученые вчера, 30 сентября 2019 года, на круглом столе, организованном Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития. Лейтмотивом круглого стола стало обсуждение законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственного регулирования космической деятельности № 1071 (в первом чтении он был принят 13 сентября 2019 года). Цель законопроекта — предоставить доступ частным компаниям для осуществления своей деятельности в космической отрасли.

Мировой космический рынок оценивается в среднем в 250–300 млрд долларов США. И речь идет только о бюджете частных компаний. Бюджет государственных компаний составляет около 63 млрд долларов США. И эти суммы ежегодно увеличиваются на 10%. Такие цифры озвучил председатель профильного парламентского комитета Дмитрий Наталуха. По его словам, космическую отрасль характеризует феноменальный потенциал и сумасшедшая конкуренция. Украина поставляет на международный рынок только отдельные ракетные технологии. Почему так? Наверное, потому, что процент запуска ракетоносителей, созданных при участии украинских предприятий, остается незначительным. «У Украины есть исторический, кадровый, интеллектуальный потенциал. Чего нет? Условий», — убежден г-н Наталуха.

Заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский акцентировал внимание на необходимости частному сектору выработать единую позицию по вопросу законопроекта, поскольку ее, позиции, по всей видимости, нет. Также представители космической отрасли должны ответить на более глобальные вопросы. Каким отрасль видит свое будущее? Кто должен продавать ракеты — компания производитель или первые лица государства? Украинский космодром — это такая же мечта, как и Hyperloop?

Руководитель сектора «Рыночный контроль и надзор» BRDO (Better Regulation Delivery Office) Владимир Головатенко отметил, что Украине нужно создать рынок, поскольку его сейчас нет. Он подчеркнул, что космическая деятельность включает в себя 10 различных операций; бизнес может заниматься как полным циклом операций, так и отдельными операциями, и регулирование должно быть отдельным для каждой из этих деятельностей.

В законопроекте № 1071 вместо разрешительной системы предлагается применение декларативного принципа. Г-н Головатенко приветствует введение декларативного принципа выхода на рынок, ведь по международным обязательствам, взятым Украиной, государство должно обеспечить авторизацию, а это может быть любой документ, не только лицензия. А что касается технических требований к объектам космической деятельности, то они никуда не деваются, как и сертификация, оценка влияния на окружающую среду, обязательное страхование…

В свою очередь, председатель правления «Днепровский космический кластер» Евгений Рокитский выразил опасение, чтобы с открытием рынка для частных компаний Украина не открыла «ящик Пандоры». Спикер считает, что рынку необходимо определиться со стратегической визией и она должна быть проектной. Также роль регулятора в лице Государственного космического агентства Украины должна быть пересмотрена. Поприветствовал демонополизацию космической отрасли главный экономист ГП «ПО Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова» Дмитрий Никон. Он солидарен с предыдущими спикерами в том, что сейчас рынок отсутствует вообще, по его мнению, украинские спутники морально устарели еще на этапе разработки технического задания. Он считает, что внимание необходимо сосредоточить на разработке собственной системы выведения спутников на орбиту.

Детально проанализировала законопроект юрисконсульт компании Space Logistics Ukraine Мария Кирпачева. По ее словам, на международной арене государственные и частные игроки — весьма условное разделение, ведь в конечном итоге по международным обязательствам отвечает именно государство. В тексте предложенного законопроекта определено, что обеспечение формирования и реализации государственной политики в сфере космической деятельности осуществляется одним и тем же ЦОИВ. Спикер считает целесообразным разделить эти функции. Компромиссным сценарием будет тот, где формирование госполитики осуществлялось бы Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, а реализация — Государственным космическим агентством Украины. Также Мария Кирпачева акцентирует внимание на важности поиска компромисса и внедрения разрешительной системы на осуществление некоторых особенно опасных видов космических операций. Она подчеркнула: не деятельности, а операций. Этот вопрос очень хорошо был прописан в законопроекте Виктора Галасюка, но этот документ парламентом 8 созыва принят не был.

Руководитель направления Noosphere Юрий Забияка согласился с коллегой в том, что нельзя соединять функции формирования и реализации в одном органе, и предложил больше внимание уделять внешнеэкономической деятельности — этот аспект деятельности может стать фундаментом будущего развития отрасли.

Председатель Государственного космического агентства Украины Павел Дегтяренко критически оценил желание некоторых представителей рынка отобрать от агентства функции контроля и передать их… никому. Так быть не может, ведь Украина взяла на себя серьезные международные обязательства. Он также критически относится к попыткам законодателя отменить норму в Законе Украины «О космической деятельности» относительно необходимости получения разрешения от центрального органа исполнительной власти со стороны субъекта космической деятельности Украины для ведения переговоров с иностранными субъектами хозяйствования. «Никто и никогда не запрещал компаниям собираться с международными коллегами на выставках или симпозиумах. Разрешение запрашивалось для проведения предварительных переговоров», — объяснил г-н Дегтяренко и добавил, что разрешение на переговоры запрашивается для того, чтобы Служба безопасности Украина проверила контрагентов.

По результатам обсуждения спикеры сошлись на том, что в Украине необходимо создать разумные, адекватные условия для конкуренции на космическом рынке. Эксперты создадут рабочую группу для доработки законопроекта № 1071 ко второму чтению. Судя по темпам, народные депутаты Украины медлить с вопросом не собираются.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA