16 июня 2020 года Верховной Радой Украины в первом чтении был принят проект Закона Украины “Об акционерных обществах” № 2493 от 25 ноября 2019 года (далее – законопроект № 2493). Законопроектом № 2493 предполагается изложение действующего Закона Украины “Об акционерных обществах” № 514-VI от 17 сентября 2008 года в новой редакции, а также внесение изменений в ряд законодательных актов, регулирующих деятельность обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и участников фондового рынка.
И хотя законопроектом № 2493 предусмотрены многочисленные изменения в регулировании деятельности и управлении акционерных обществ, в данной статье мы остановимся на особенностях корпоративного регулирования в акционерных обществах по новым правилам, предусмотренным законопроектом № 2493.
Структурируем управление по-новому
Основным из нововведений законопроекта № 2493 является структура управления акционерным обществом, которая в зависимости от органов управления и распределения функций между ними может быть одно- или двухуровневой. В частности, одноуровневая структура управления акционерным обществом предусматривает наличие общего собрания акционеров и совета директоров, при этом в совет директоров входят исполнительные и неисполнительные директора. В состав двухуровневой структуры управления входят общее собрание акционеров, наблюдательный совет и исполнительный орган (коллегиальный или единоличный).
Одним из основных отличий между данными структурами является распределение функций управления текущей деятельностью акционерного общества и осуществления соответствующего контроля над выполнением таких функций. Так, в соответствии с законопроектом № 2493 одноуровневая структура управления предусматривает объединение функций контроля и управления в одном коллегиальном органе – совете директоров, при этом функции управления текущей деятельностью осуществляются исполнительными директорами, а неисполнительные директора (в том числе независимые) выполняют функции управления рисками и контроля над деятельностью исполнительных директоров и общества в целом. В то же время для акционерных обществ с двухуровневой структурой предусматривается четкое распределение функций, и функции управления текущей деятельностью акционерного общества, как и раньше, будут осуществляться исполнительным органом, а функции контроля над деятельностью исполнительного органа будет осуществлять наблюдательный совет.
Определение структуры управления акционерного общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, и соответствующие положения о структуре управления акционерного общества должны быть отображены в его уставе. В случае создания акционерного общества с одноуровневой структурой управления общество может принять решение про переход на двухуровневую структуру управления и наоборот, кроме акционерных обществ, к которым одноуровневая структура управления не применима (а именно к предприятиям, представляющим общественный интерес).
Возможность проведения электронного общего собрания акционеров
Законопроектом № 2493 предполагается внесение изменений в порядок созыва и проведения общих собраний акционеров. В частности, предусматривается, что собрание акционеров может быть проведено путем очного голосования на территории Украины по местонахождению общества, кроме случаев, когда на дату принятия решения про созыв собрания 100% акций принадлежит нерезидентам. Также законопроект № 2493 предусматривает, что общее собрание может быть проведено путем электронного голосования (электронное общее собрание), что предполагает созыв и проведение собрания через депозитарную систему Украины и/или авторизированную электронную систему Национального депозитария Украины в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
В общих собраниях акционеров, которые проводятся путем очного голосования, акционер может принять участие дистанционно через автоматизированную электронную систему. Таким образом, акционеру обеспечивается возможность принять участие в обсуждении по вопросам повестки дня. Однако, исходя из положений законопроекта № 2493, смешанная система проведения общего собрания не до конца определена нормами законопроекта и подлежит доработке.
Корпоративный договор и безотзывная доверенность
Одним из важных новшеств законопроекта № 2493 в отношении корпоративных договоров стало положение о возможности для сторон заключать корпоративный договор по иностранному праву. Так, законопроектом № 2493 предусматривается, что стороны корпоративного договора могут выбрать регулирующее право при условии соблюдения положений Закона Украины “О международном частном праве”. И хотя данные положения можно будет считать шагом вперед в корпоративных правоотношениях, поскольку многие инструменты корпоративного управления, имеющие широкое применение в практике иностранного права, в Украине остаются за пределами регулирования, при заключении корпоративного договора с учетом норм Закона Украины “О международном частном праве” стороны корпоративного договора все-таки по-прежнему будут ограничены нормами такого закона в свободе выбора регулирующего права.
Согласно законопроекту № 2493 отныне сторонами корпоративного договора могут быть не только акционеры акционерного общества, но и само общество, а также третьи стороны. Помимо этого, корпоративный договор, стороной которого является государство, государственное или коммунальное предприятие, а также юридическое лицо, в уставном капитале которого 25 и более процентов прямо или опосредованно принадлежит государству или территориальной общине, подлежит раскрытию на протяжении 10 дней с момента заключения такого договора на сайте соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Законопроектом № 2493 также прямо предусмотрена возможность выдачи безотзывной доверенности не только для обеспечения выполнения акционером его обязательств по корпоративному договору, но и в случаях передачи акций в залог с целью обеспечения выполнения обязательств залогодателя в пользу залогодержателя. И хотя практика выдачи подобных доверенностей существовала и до вышеуказанных положений, законопроектом № 2493 такая возможность была закреплена на законодательном уровне. Кроме того, в случае нарушения прав и интересов доверителя представитель по требованию доверителя должен прекратить пользоваться безотзывной доверенностью и отказаться от нее. В то же время законопроектом № 2493 не предусмотрены случаи, при которых права доверителя будут считаться нарушенными, а также механизмы отказа представителя от безотзывной доверенности, учитывая, что такая доверенность выдается в нотариальной форме.
Корпоративный секретарь
В отличие от предыдущих положений законодательства, регулирующих деятельность акционерных обществ, законопроект № 2493 содержит более детальные положения про должность, функции и обязанности корпоративного секретаря, а также определяет порядок его назначения и прекращение его полномочий. В частности, корпоративный секретарь является должностным лицом, выполняющим свои функции на основании трудового или оплачиваемого гражданско-правового договора (контракта). Корпоративный секретарь отвечает за эффективное взаимодействие между акционерным обществом, акционерами и иными инвесторами, обеспечивает подготовку, созыв и проведение общего собрания и выполняет функции секретаря общего собрания. Помимо этого, в случаях, установленных законопроектом № 2493, корпоративный секретарь может выполнять функции председателя счетной комиссии на общем собрании акционеров.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности
Законопроектом № 2493 предполагается, что проверки финансово-хозяйственной деятельности общества по результатам финансового года будут осуществляться независимыми субъектами аудиторской деятельности, если иное не установлено уставом. Таким образом, формирование ревизионной комиссии или назначение ревизора в акционерных обществах отныне не предусмотрено, поскольку законопроектом № 2493 члены ревизионной комиссии, а также ревизор были исключены из списка должностных лиц, как и положения о формировании и деятельности ревизионной комиссии.
Внедряем новые правила: сроки и возможности
Следует отметить, что заключительными положениями законопроекта № 2493 предусмотрена необходимость для акционерных обществ привести свою деятельность, а также уставы и внутренние положения в соответствие с положениями данного закона до 1 мая 2021 года. Учитывая, что принятие законопроекта № 2493 в первом чтении заняло почти полгода, в случае если столько же времени понадобится на его доработку и принятие во втором чтении, данный срок необходимо пересмотреть, чтобы дать возможность акционерным обществам адаптироваться к новым требованиям.
Автор: Юлия Кильчинская, старший юрист EVERLEGAL
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…