Зачем современной юридической фирме офис? — PRAVO.UA Зачем современной юридической фирме офис? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Блог » Зачем современной юридической фирме офис?

Зачем современной юридической фирме офис?

  • 10.03.2021 17:04

Коронакризис поднял один важный и интересный вопрос: зачем нужен офис и каким он должен быть в юридической компании?

С точки зрения бизнеса, офис во время локдауна представляется ненужной статьей затрат. В среднем офис как инфраструктура тянет порядка 10–15% расходов юридической фирмы. Речь идет не только об аренде. Помещение нужно оборудовать, поддерживать его состояние, иметь персонал по уборке, секретарей. Кроме того, рабочие места требуют сисадмина. То есть за ценой одного квадратного метра в месяц кроется большая статья затрат, чтоб физические метры действительно стали офисом. При этом напрямую офис не приносит доходов.

Юристы часто говорят, что самое ценное в фирме – это люди. Многие за период локдауна, когда арендодатели стали делать скидки, внезапно ощутили, что если не платить за офис, а если еще и платить сниженные зарплаты, то маржа бизнеса становится прямо-таки очень привлекательной. Со временем все устали от локдауна, стали  выходить в свет, и вроде как начала возвращаться докарантинная ситуация. Ситуация вернулась, а вопрос остался. А что делать в офисе? Точнее, что делать с офисом? И зачем он нужен? Я знаю целый ряд юридических компаний, которые отказались от офисов. Они либо перешли в форматы коворкингов, не всегда открытые, либо же просто делят офис с другими компаниями, в основном пользуясь переговорной. Должен сказать, пока мне кажется, что эти два лагеря – классических фирм и фирм со свободным посещением – смотрят друг на друга с опаской.

Я попытаюсь изложить свои мысли о том, какую роль должен играть офис в жизни современной юридической фирмы. Любопытно, что модель нового партнерства заставила меня задуматься об этом чуть раньше. Возможно, если бы не коронавирус, я бы мог претендовать на какую-то уникальность или эксклюзивность в своих размышлениях. Сейчас же я приведу пример, возможно, банальных вещей, просто постараюсь их по крайней мере сделать чуть более систематизированными.

Во-первых, мне кажется, что современная юридическая фирма все-таки без офиса не может. Этот соблазн — полностью вычеркнуть статью затрат и повысить маржу — упирается в то, что сохранить коллектив как единый организм без постоянного общения практически нереально. Нарушу собственное правило и сошлюсь на популярную бизнес-литературу. Большая книга о Pixar акцентирует важность общения людей. Там вся работа построена на том, чтобы люди общались в офисе. Мол, в общении между ними кристаллизуются, рождаются новые идеи. Для юристов речь идет скорее о другом. Коллектив начинает сплачиваться. Без него дома юристы начинают деградировать. Самодисциплины хватает лишь малому количеству людей, чтобы постоянно поддерживать себя в профессиональной форме. Нужно много сил тратить на то, чтобы просто оставаться в контексте. При этом вот этого, казалось бы, абсолютно незаметного обмена мнениями и знаниями, которое происходит почти так же неуловимо, как и обмен вирусами, очень сильно недостает в профессиональной жизни. Поэтому, на мой взгляд, та фирма, которая перешла к формату полной удаленки и периодически встречается для совещаний в разных местах, со временем придет к угасанию энергии сотрудников. На сегодняшний день мне не известен способ их удержать.

Второй важный фактор — офис все-таки выполняет функцию продаж. Естественно, мы ездим к клиенту, а сейчас почти все делаем в Zoom. Но если говорить о серьезном рынке, рынке более весомых заказов, то у людей по-прежнему осталась необходимость видеть подтверждение успешности своего потенциального партнера. В прошлое ушли часы Rolex, крокодиловые туфли. Сегодня люди больше обращают внимание на регалии, публичную информацию и внешний вид. Но при личном общении наличие серьезного офиса остается окончательным подтверждением того, что фирма способна каждый месяц нести большие затраты. Это значит, что ей платят деньги, то есть ей доверяют другие люди.

Для меня эти два аргументы стали основными. При этом я понимаю, что стандартный офис с количеством рабочих мест, которое соответствует количеству сотрудников, тоже медленно отмирает. Вот один простой пример. Если сейчас в описании вакансии одним из условий указать график с 9:00 до 18:00, количество соискателей сократится процентов на тридцать. Причем это будут далеко не худшие люди. Людям важна свобода.

Офис все-таки должен выполнять функцию магнита. Он должен быть местом, куда хочется приходить. Мне кажется, фирма должна переходить от обустройства галеры, где количество столов соответствует количеству поголовья в штатном расписании, к формированию специальных профессиональных пространств, в которых люди могут и будут хотеть работать. Где будут собираться проектные команды, где можно встречаться с клиентами и куда человек захочет приезжать несмотря на то, что у него нету такого прямого обязательства.

В Juscutum я пытаюсь сделать именно такой офис. Причем наши попытки здесь тоже не уникальны. Есть много фирм с красивыми классными офисами. Мы же идем немного другим путем. Мы анализируем те функции, которые должен выполнять офис. Таким образом мы пришли к комнате релакса – к комнате, в которой можно, условно говоря, помедитировать. На это, кстати, нас вдохновил один из юристов, который практикует медитации. Большое общее пространство у нас переоборудуется во что-то ближе к коворкингу. Именно общее пространство, в котором сотрудники смогут проводить время, чилить либо работать в положении лежа. Даже этот тренд мы пытаемся интегрировать мягко, потому что многим по-прежнему хочется иметь свой уголочек, где-то поставить кактус и знать, что его ждет персональное рабочее место. Так мы стараемся перейти к концепции офиса-магнита. И я думаю, что за этим будущее.  Я желаю каждому найти свой офис, точно так же, как и свое место на рынке, при этом сохраняя свою маржу.

Автор: Артем Афян, управляющий партнер адвокатского объединения Juscutum

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA