ВС определил решения местной власти, противоречащие принципу «надлежащего управления» ВС определил решения местной власти, противоречащие принципу «надлежащего управления»
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » ВС определил решения местной власти, противоречащие принципу надлежащего управления

ВС определил решения местной власти, противоречащие принципу надлежащего управления

  • 09.06.2020 16:24

Верховный Суд разъяснил, какие решения местной власти в сфере земельных правоотношений противоречат принципу надлежащего управления.

В частности, ВС постановил: распоряжение местной государственной администрации о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка является не нормативным актом субъекта властных полномочий, а актом его индивидуального действия, который исчерпал свое действие вследствие его выполнения, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для дальнейшей отмены этого акта решением органа исполнительной власти высшего уровня.

Суть спора

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда пересмотрел дело, в котором истец ООО «ДАР. Инфраструктурные решения» обжаловал распоряжение Черкасской областной государственной администрации, которым было отменено распоряжение райгосадминистрации Чигирина о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в аренду на 25 лет для строительства солнечной электростанции.

Райгосадминистрация в соответствии с перечнем инвестиционных проектов, среди которых и проект истца, в январе 2018 года предоставила ему разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 70 га в административных границах сельсовета за пределами населенного пункта.

Таким образом, было удовлетворено ходатайство общества, в котором были указаны цели использования участка как для строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района, так и для размещения, строительства, эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений объектов энергогенерирующих предприятий, учреждений и организаций. Проект землеустройства был разработан в феврале того же года. В августе 2018 года облгосадминистрация отменила распоряжение райгосадминистрации о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства.

Общество обратилось в суд и просило признать указанное решение ОГА противоправным и отменить его. Суды первой и апелляционной инстанций иск удовлетворили.

Решение КАС ВС (постановление от 29 апреля 2020 года по делу № 2340/4521/18)

Верховный Суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций.

Райгосадминистрации на их территории передают земельные участки из земель государственной собственности в собственность или пользование в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов, в частности, для строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района (ст. 122 ЗК Украины).

Соответствующий орган в пределах своих полномочий в месячный срок рассматривает ходатайство лица, заинтересованного в получении в пользование земельного участка, о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по его отводу и дает разрешение на разработку такой документации или мотивированный отказ в его предоставлении (ст. 122, ч. 2, 3 ст. 123 ЗК Украины).

Запрещается отказ в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков, местоположение объектов на которых согласовано соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления (ст. 151 ЗК Украины).

Суды выяснили, что полномочия по передаче земельных участков в собственность или в пользование для строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района, относятся к компетенции районных государственных администраций, а для размещения, строительства, эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений объектов энергогенерирующих предприятий, учреждений и организаций — к областным государственным администрациям.

ВС отметил, что предоставление разрешения на разработку проекта землеустройства не является тождественным передаче земельного участка в собственность или пользование, так как получение разрешения на разработку соответствующего проекта землеустройства свидетельствует о возможных намерениях заявителя относительно разработки проекта землеустройства, соответствующего определения целевого назначения участка в процессе разработки землеустроительной документации, по результатам ее разработки — утверждения такого проекта соответствующим органом и в дальнейшем, возможно, получения земельного участка в собственность или пользование.

Следовательно, предоставление разрешения на соответствующем этапе находилось в пределах полномочий райгосадминистрации, поэтому невозможно утверждать, что при выдаче распоряжения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка райгосадминистрация превысила полномочия, определенные законодательством.

Суд учел, что распоряжение РГА о предоставлении разрешения является актом индивидуального действия, касается только прав и интересов истца. Отмена такого акта наносит ущерб правомерным интересам и «законным ожиданиям» истца, поскольку на момент выдачи разрешения на разработку проекта землеустройства он (истец) действовал правомерно.

Учитывая, что на основании распоряжения РГА по заявлению истца проект землеустройства по отводу земельных участков был разработан, это распоряжение следует считать выполненным.

Кроме того, предоставление разрешения на разработку истцом проекта землеустройства по отводу земельного участка не является гарантией предоставления такого земельного участка в пользование в будущем и не обязывает районную государственную администрацию принять соответствующее решение.

КАС ВС пришел к выводу о противоправности решения ответчика, поскольку оно отвечает признакам произвольного решения; согласно принципу надлежащего управления риск любой ошибки государственного органа должен возлагаться на само государство и такие ошибки, по общему правилу, не могут исправляться за счет лиц, которых они касаются.

Также ранее мы писали о решении Верховного Суда, который постановил: не все земельные участки в черте города подлежат согласованию с подразделениями райгосадминистраций.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA