Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Верховный Суд вынес решение в образцовом деле о расчете оклада для судей, не прошедших квалифоценивание

  • 25.03.2020 10:10

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда рассмотрел образцовое дело по иску судьи, которая не прошла квалификационную оценку на соответствие занимаемой должности, к территориальному управлению Государственной судебной администрации Украины в Донецкой области.

Истица обжаловала действия ответчика по начислению и выплате ей судейского вознаграждения с применением размера должностного оклада – 15 прожиточных минимумов. Она просила признать такие действия ответчика незаконными и обязать осуществить начисление и выплату вознаграждения на основе расчетной величины, составляющей 15 минимальных заработных плат (с учетом ранее выплаченной суммы), начиная с 4 декабря 2018 года.

Основания требований: выплата судейского вознаграждения должна осуществляться с применением для ее расчета минимальной заработной платы после вступления в силу Решения Конституционного Суда Украины от 4 декабря 2018 года № 11-р / 2018, а не в соответствии с Законом Украины от 6 декабря 2016 № 1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который для такого расчета предусматривает применение прожиточного минимума.

Верховный Суд отказал в удовлетворении иска, указав следующее.

Указанным Решением Конституционный Суд Украины признал неконституционным положение части третьей ст. 133 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (в редакции Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд»).

Данной нормой, до признания ее неконституционной, устанавливался размер должностного оклада судьи местного суда – 10 минимальных заработных плат (для судей, не прошедших квалификационного оценивания).

Конституционный Суд Украины отметил, что изменения в указанный Закон о размере должностного оклада, в результате которых оклад судьи местного суда был уменьшен с 15 до 10 минимальных заработных плат, являются посягательством на гарантию независимости судьи в виде материального обеспечения и предпосылкой влияния как на судью, так и на судебную власть в целом.

Следовательно, КСУ указал на сужение содержания и объема гарантий независимости судей из-за уменьшения гарантированного размера вознаграждения судьи в специальном законе, то есть в связи с изменением абсолютной величины такого вознаграждения.

Зато Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», вступившем в силу 1 января 2017 года, изменен подход к определению размеров должностных окладов и заработной платы работников, а также других выплат (например, для расчета размера платы за предоставление административных услуг в коллективных договорах и соглашениях всех уровней).

То есть данным Законом введена новая расчетная величина для определения размеров тех или иных выплат путем замены минимальной заработной платы на прожиточный минимум.

Итак, с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» изменился не размер судейского вознаграждения, а расчетная величина.

Кроме того, Суд разъяснил, что в соответствии со статьями 7, 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» размер прожиточного минимума для трудоспособного лица с 1 декабря 2016 составил 1600 грн, как и размер минимальной заработной платы (также 1600 грн).

В соответствии со статьями 7, 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» размер прожиточного минимума для трудоспособного лица с 1 января 2017 составил 1600 грн, а размер минимальной заработной платы – 3200 грн.

Из изложенного следует, что до 1 января 2017 размер должностного оклада судьи составлял 16000 грн (10 х 1600 грн минимальной заработной платы), с 1 января 2017 размер должностного оклада судьи, который не прошел квалификационную оценку, также составил 16000 грн (10 х 1600 грн).

Это означает, что размер должностного оклада судьи после изменения расчетной величины на самом деле не изменился, что свидетельствует об отсутствии нарушения гарантии истицы на размер ее материального обеспечения.

К тому же вследствие принятия Конституционным Судом Украины решения от 4 декабря 2018 года № 11-р / 2018 размер судейского вознаграждения для судей, не прошедших квалификационного оценивания, вырос с даты вступления решения в законную силу, поскольку абсолютная величина должностного оклада изменилась с 10 на 15.

Верховный Суд отметил, что Решением Конституционного Суда Украины от 4 декабря 2018 года № 11-р / 2018, на которое сослалась истица, не решался вопрос расчетной величины, которую следует применять для расчета должностного оклада судей, а поэтому правовые выводы, содержащиеся в этом решении, не влияют на конституционность норм Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», в частности п. 3 Заключительных и переходных положений.

Верховный Суд также указал, что изменение расчетной величины с минимальной заработной платы на прожиточный минимум касается не только судей, а распространяется на широкий спектр общественных отношений.

Итак, Верховный Суд не имеет оснований считать, что путем назначения квалификационного оценки и перехода к другой расчетной величине для определения размера должностных окладов и заработной платы работников государство не сдержало «справедливого баланса» между интересами общества и правами судей.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Каковы наиболее опасные юридические риски карантина для бизнеса?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: