Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда рассмотрел образцовое дело по иску судьи, которая не прошла квалификационную оценку на соответствие занимаемой должности, к территориальному управлению Государственной судебной администрации Украины в Донецкой области.
Истица обжаловала действия ответчика по начислению и выплате ей судейского вознаграждения с применением размера должностного оклада – 15 прожиточных минимумов. Она просила признать такие действия ответчика незаконными и обязать осуществить начисление и выплату вознаграждения на основе расчетной величины, составляющей 15 минимальных заработных плат (с учетом ранее выплаченной суммы), начиная с 4 декабря 2018 года.
Основания требований: выплата судейского вознаграждения должна осуществляться с применением для ее расчета минимальной заработной платы после вступления в силу Решения Конституционного Суда Украины от 4 декабря 2018 года № 11-р / 2018, а не в соответствии с Законом Украины от 6 декабря 2016 № 1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который для такого расчета предусматривает применение прожиточного минимума.
Верховный Суд отказал в удовлетворении иска, указав следующее.
Указанным Решением Конституционный Суд Украины признал неконституционным положение части третьей ст. 133 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (в редакции Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд»).
Данной нормой, до признания ее неконституционной, устанавливался размер должностного оклада судьи местного суда – 10 минимальных заработных плат (для судей, не прошедших квалификационного оценивания).
Конституционный Суд Украины отметил, что изменения в указанный Закон о размере должностного оклада, в результате которых оклад судьи местного суда был уменьшен с 15 до 10 минимальных заработных плат, являются посягательством на гарантию независимости судьи в виде материального обеспечения и предпосылкой влияния как на судью, так и на судебную власть в целом.
Следовательно, КСУ указал на сужение содержания и объема гарантий независимости судей из-за уменьшения гарантированного размера вознаграждения судьи в специальном законе, то есть в связи с изменением абсолютной величины такого вознаграждения.
Зато Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», вступившем в силу 1 января 2017 года, изменен подход к определению размеров должностных окладов и заработной платы работников, а также других выплат (например, для расчета размера платы за предоставление административных услуг в коллективных договорах и соглашениях всех уровней).
То есть данным Законом введена новая расчетная величина для определения размеров тех или иных выплат путем замены минимальной заработной платы на прожиточный минимум.
Итак, с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» изменился не размер судейского вознаграждения, а расчетная величина.
Кроме того, Суд разъяснил, что в соответствии со статьями 7, 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» размер прожиточного минимума для трудоспособного лица с 1 декабря 2016 составил 1600 грн, как и размер минимальной заработной платы (также 1600 грн).
В соответствии со статьями 7, 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» размер прожиточного минимума для трудоспособного лица с 1 января 2017 составил 1600 грн, а размер минимальной заработной платы – 3200 грн.
Из изложенного следует, что до 1 января 2017 размер должностного оклада судьи составлял 16000 грн (10 х 1600 грн минимальной заработной платы), с 1 января 2017 размер должностного оклада судьи, который не прошел квалификационную оценку, также составил 16000 грн (10 х 1600 грн).
Это означает, что размер должностного оклада судьи после изменения расчетной величины на самом деле не изменился, что свидетельствует об отсутствии нарушения гарантии истицы на размер ее материального обеспечения.
К тому же вследствие принятия Конституционным Судом Украины решения от 4 декабря 2018 года № 11-р / 2018 размер судейского вознаграждения для судей, не прошедших квалификационного оценивания, вырос с даты вступления решения в законную силу, поскольку абсолютная величина должностного оклада изменилась с 10 на 15.
Верховный Суд отметил, что Решением Конституционного Суда Украины от 4 декабря 2018 года № 11-р / 2018, на которое сослалась истица, не решался вопрос расчетной величины, которую следует применять для расчета должностного оклада судей, а поэтому правовые выводы, содержащиеся в этом решении, не влияют на конституционность норм Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», в частности п. 3 Заключительных и переходных положений.
Верховный Суд также указал, что изменение расчетной величины с минимальной заработной платы на прожиточный минимум касается не только судей, а распространяется на широкий спектр общественных отношений.
Итак, Верховный Суд не имеет оснований считать, что путем назначения квалификационного оценки и перехода к другой расчетной величине для определения размера должностных окладов и заработной платы работников государство не сдержало «справедливого баланса» между интересами общества и правами судей.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…