Вакцинация от COVID-19 и законодательные изменения - что дальше? — PRAVO.UA Вакцинация от COVID-19 и законодательные изменения - что дальше? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Аналітика » Вакцинация от COVID-19 и законодательные изменения – что дальше?

Вакцинация от COVID-19 и законодательные изменения – что дальше?

  • 24.02.2021 14:20

Законопроект №4142 “О системе общественного здоровья” так и не принят окончательно, но вакцинация от COVID-19 в Украине начинается уже сегодня, 24 февраля: первую маленькую партию вакцин уже привезли, очередность вакцинации тех, кому достанется прививка бесплатно, определена. Министерство здравоохранения запустило отдельную страничку, посвященную вакцинации от COVID-19, там есть информация:

  • об этапах вакцинации и количестве людей, которых планируется привить на каждом этапе;
  • об определенных группах людей, которые в приоритете для бесплатной вакцинации;
  • о всех видах вакцин, которые будут в зарегистрированы в Украине;
  • о доступных способах иммунизации.

На сегодняшний день в Украине зарегистрированы две вакцины для экстренного применения:

  1. Oxford/AstraZeneca (производится в Индии под названием Covishield);
  2. Pfizer/BioNTech.

Законопроект об общественном здоровье № 4142

Ситуация с коронавирусом показала в целом, что законодательство о защите населения от инфекционных болезней полезно унифицировать и собрать все нормы в одном акте, во исполнение которого уже будут издаваться подзаконные акты исполнительной властью. Логика в этом есть, но исполнение пока не успевает за скоростью вакцинации – даже достаточно медленной украинской.

Законопроект № 4142 “О системе общественного здоровья” содержал ключевые составляющие: вакцинацию, карантин и отдельный орган, отвечающий за общественное здоровье. Документ прошел первое чтение в парламенте еще 4 февраля с.г. В изначальный текст законопроекта перед голосованием были внесены изменения, однако до сих пор на сайте парламента нет текста документа для повторного голосования. За что проголосовали депутаты в первом, сокращенном, чтении, можно судить только по таблице изменений, которая названа “Заключение комитета от 2.02”.

Перед голосованием Михаил Радуцкий, председатель профильного парламентского комитета, заявил, что были проведены консультации с общественностью, экспертами и международными партнерами из Всемирной организации здравоохранения и USAID, в итоге комитет совместно с Минздравом Украины:

  • определил ряд концептуальных поправок к модели системы общественного здоровья;
  • исключил из законопроекта все положения, касающиеся вакцинации;
  • решил не отменять Закон “О защите населения от инфекционных болезней” – им сейчас регулируются много вопросов, связанных с карантинными мероприятиями;
  • решил не создавать отдельный уполномоченный орган в сфере общественного здоровья, а задействовать имеющиеся ресурсы и создать на базе Центра общественного здоровья Минздрава главное экспертное учреждение в сфере общественного здоровья;
  • решил создать сеть территориальных центров контроля и профилактики заболеваний, которые должны стать составляющей национальной системы биологической безопасности и защиты. Тут можно было вспомнить старые-добрые санэпидемстанции, но пока речь идет о том, что эти центры не будут выдавать разрешения, согласовывать проведение проверок предприятий или применять админсанкции;
  • исключил норму, которая позволяла временно использовать имущество предприятий для осуществления противоэпидемических мероприятий в случае введения карантина.

“Трудовая” вакцинация в законопроекте № 4142 и КЗоТ

Среди причин, по которым украинский парламент собирает полный Мариинский парк – аншлаг митингующих, есть не только евробляхи и налоги, но и страх перед вакцинами. Первое голосование за законопроект № 4142 проходило именно в таких условиях.

Но уже до этого парламентский Комитет пожертвовал бесплатной вакциной от пневмококков (на самом деле оставил в полномочиях Кабмина, и еще есть вероятность, что будущие родители смогут сэкономить тысячу гривен за счет госбюджета), а также исключил все провакцинаторские статьи проекта. Например, те, что запрещали посещение учебных заведений и детских учреждений для оздоровления и отдыха для не привитых по календарю.

Интересно, что норма проекта о том, что представители отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к заражению этих работников и (или) других людей инфекционными болезнями, подлежат обязательным профилактическим прививкам за счет работодателей, была исключена из проекта. Как и то, что в случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок эти работники отстраняются от выполнения указанных видов работ.

«Следует отметить, что в настоящее время Кодекс законов о труде (КЗоТ) допускает возможность отстранения сотрудников от работы в случае отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, – отмечает Оксана Скоробогач, младший юрист ETERNA LAW. – Кроме того, если медицинское освидетельствование является обязательным, отказ или уклонение от его прохождения может трактоваться как нарушение трудовой дисциплины и, соответственно, при определенных условиях может привести к увольнению.

Таким образом, чтобы иметь возможность отстранить работников от работы в случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок, нужно внести соответствующие изменения в Кодекс законов о труде для того, чтобы такие положения соответствовали нормам трудового законодательства».

Говоря об обязательности прививок для некоторых категорий работников, Наталья Ляшенко, юрист ЮКК «Де-Юре», обращает внимание на следующее: «Согласно первой редакции законопроекта отсутствие у работника прививки является основанием для его отстранения от выполнения работы. Данная норма вполне согласуется с действующим трудовым законодательством, поскольку КЗоТ предусматривает возможность отстранения сотрудника от выполнения работы в случаях, предусмотренных законом. Однако профильный комитет парламента норму в такой редакции не одобрил».

Презумпция согласия на прививки

Сейчас в Украине фактически действует презумпция несогласия на прививки. “Анализируя исходные положения законопроекта № 4142, можно отметить, что его нормы предусматривают презумпцию согласия на прививку. Данная презумпция вызвала волну возмущения у населения, потому что такая позиция имеет дискриминационный характер и нарушает нормы Конституции Украины”, – отмечает Оксана Скоробогач, младший юрист ETERNA LAW.

“Не все так однозначно, – говорит о презумпции согласия Наталья Ляшенко, юрист ЮКК «Де-Юре». – Прививка в любом случае является медицинским вмешательством, а значит, на нее в любом случае распространяются требования статьи 43 Закона Украины “Основы законодательства Украины об охране здоровья”, предполагающей обязательное согласие информированного пациента на применение методов диагностики, профилактики и лечения. До тех пор, пока прививки не будут отнесены к исключениям, когда согласие не требуется (например, наличие прямой угрозы жизни пациента в случае, когда получить согласие невозможно по объективным причинам), говорить о презумпции согласия преждевременно”.

 Карантин: изымать транспорт не будут?

“Нельзя не отметить, что проект закона № 4142 систематизирует нормы, касающиеся карантина. Это может стать основой для прекращения различных манипуляций, вызванных разночтениями тех или иных норм либо пробелами в законодательстве. В то же время это будет возможно только при последовательном приведении в соответствие с принятым законом всех подзаконных актов и решений касательно карантина”, – подчеркивает Наталья Ляшенко, юрист ЮКК «Де-Юре».

Преимуществами проекта № 4142 действительно можно назвать следующую “кодификацию” карантинных норм:

  • карантин устанавливается и отменяется Кабинетом Министров Украины по инициативе центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, по представлению главного государственного санитарного врача Украины;
  • решение о введении и отмене карантина доводится до сведения населения через средства массовой информации;
  • в решении указываются обстоятельства, которые привели к этому, определяются границы территории карантина, утверждаются необходимые медико-санитарные и другие мероприятия, их исполнители и сроки проведения, определяются основания и порядок обязательной самоизоляции, обсервации, госпитализации в специализированные учреждения здравоохранения, устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, которые возлагаются на них;
  • карантин устанавливается на период, необходимый для ликвидации эпидемии или вспышки особо опасной инфекционной болезни. На этот период могут меняться режимы работы предприятий, учреждений, организаций;
  • координация проведения карантинных мероприятий осуществляется главными государственными санитарными врачами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;
  • организация и контроль за соблюдением карантина возлагаются на местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

На территориях, где установлен карантин, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предоставляется право:

  1.  привлекать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности к мероприятиям по локализации и ликвидации эпидемии или вспышки инфекционной болезни;
  2.  устанавливать особый режим въезда (перемещения и выезда) на карантинную территорию граждан и транспортных средств, а в случае необходимости – проводить санитарный досмотр вещей, багажа, транспортных средств и грузов;
  3.  устанавливать особый порядок проведения медико-санитарных, в том числе дезинфекционных, и других мероприятий;
  4.  создавать на въездах/выездах из карантинной территории, отдельных административно-территориальных единиц контрольно-пропускные пункты, привлекать в установленном порядке для работы в этих пунктах военнослужащих, работников, материально-технические и транспортные средства предприятий независимо от форм собственности, частей и подразделений центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах обороны и военного строительства, охраны общественного порядка.

Тут стоит отметить, что прямой пункт о привлечении транспортных средств предприятий разных форм из проекта исключили, но вот в абзаце выше такая норма пока осталась. Судить о том, преднамеренно это или случайно, сложно, но текст законопроекта ко второму чтению (и после него!) должен быть доступен для широкого круга интересующихся.

Можно сделать вывод, что у законопроекта № 4142, после исключения норм о вакцинации неплохие шансы на принятие в целом. А вопросы вакцинирования останутся в действующем законодательстве и могут быть детализированы актами Кабмина или Минздрава. Не исключено, что некоторые страны сами инициируют введение “паспортов вакцинации”, разрешив пребывание на своей территории только вакцинированным от COVID-19.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA