Законопроект №4142 “О системе общественного здоровья” так и не принят окончательно, но вакцинация от COVID-19 в Украине начинается уже сегодня, 24 февраля: первую маленькую партию вакцин уже привезли, очередность вакцинации тех, кому достанется прививка бесплатно, определена. Министерство здравоохранения запустило отдельную страничку, посвященную вакцинации от COVID-19, там есть информация:
На сегодняшний день в Украине зарегистрированы две вакцины для экстренного применения:
Ситуация с коронавирусом показала в целом, что законодательство о защите населения от инфекционных болезней полезно унифицировать и собрать все нормы в одном акте, во исполнение которого уже будут издаваться подзаконные акты исполнительной властью. Логика в этом есть, но исполнение пока не успевает за скоростью вакцинации – даже достаточно медленной украинской.
Законопроект № 4142 “О системе общественного здоровья” содержал ключевые составляющие: вакцинацию, карантин и отдельный орган, отвечающий за общественное здоровье. Документ прошел первое чтение в парламенте еще 4 февраля с.г. В изначальный текст законопроекта перед голосованием были внесены изменения, однако до сих пор на сайте парламента нет текста документа для повторного голосования. За что проголосовали депутаты в первом, сокращенном, чтении, можно судить только по таблице изменений, которая названа “Заключение комитета от 2.02”.
Перед голосованием Михаил Радуцкий, председатель профильного парламентского комитета, заявил, что были проведены консультации с общественностью, экспертами и международными партнерами из Всемирной организации здравоохранения и USAID, в итоге комитет совместно с Минздравом Украины:
Среди причин, по которым украинский парламент собирает полный Мариинский парк – аншлаг митингующих, есть не только евробляхи и налоги, но и страх перед вакцинами. Первое голосование за законопроект № 4142 проходило именно в таких условиях.
Но уже до этого парламентский Комитет пожертвовал бесплатной вакциной от пневмококков (на самом деле оставил в полномочиях Кабмина, и еще есть вероятность, что будущие родители смогут сэкономить тысячу гривен за счет госбюджета), а также исключил все провакцинаторские статьи проекта. Например, те, что запрещали посещение учебных заведений и детских учреждений для оздоровления и отдыха для не привитых по календарю.
Интересно, что норма проекта о том, что представители отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к заражению этих работников и (или) других людей инфекционными болезнями, подлежат обязательным профилактическим прививкам за счет работодателей, была исключена из проекта. Как и то, что в случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок эти работники отстраняются от выполнения указанных видов работ.
«Следует отметить, что в настоящее время Кодекс законов о труде (КЗоТ) допускает возможность отстранения сотрудников от работы в случае отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, – отмечает Оксана Скоробогач, младший юрист ETERNA LAW. – Кроме того, если медицинское освидетельствование является обязательным, отказ или уклонение от его прохождения может трактоваться как нарушение трудовой дисциплины и, соответственно, при определенных условиях может привести к увольнению.
Таким образом, чтобы иметь возможность отстранить работников от работы в случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок, нужно внести соответствующие изменения в Кодекс законов о труде для того, чтобы такие положения соответствовали нормам трудового законодательства».
Говоря об обязательности прививок для некоторых категорий работников, Наталья Ляшенко, юрист ЮКК «Де-Юре», обращает внимание на следующее: «Согласно первой редакции законопроекта отсутствие у работника прививки является основанием для его отстранения от выполнения работы. Данная норма вполне согласуется с действующим трудовым законодательством, поскольку КЗоТ предусматривает возможность отстранения сотрудника от выполнения работы в случаях, предусмотренных законом. Однако профильный комитет парламента норму в такой редакции не одобрил».
Сейчас в Украине фактически действует презумпция несогласия на прививки. “Анализируя исходные положения законопроекта № 4142, можно отметить, что его нормы предусматривают презумпцию согласия на прививку. Данная презумпция вызвала волну возмущения у населения, потому что такая позиция имеет дискриминационный характер и нарушает нормы Конституции Украины”, – отмечает Оксана Скоробогач, младший юрист ETERNA LAW.
“Не все так однозначно, – говорит о презумпции согласия Наталья Ляшенко, юрист ЮКК «Де-Юре». – Прививка в любом случае является медицинским вмешательством, а значит, на нее в любом случае распространяются требования статьи 43 Закона Украины “Основы законодательства Украины об охране здоровья”, предполагающей обязательное согласие информированного пациента на применение методов диагностики, профилактики и лечения. До тех пор, пока прививки не будут отнесены к исключениям, когда согласие не требуется (например, наличие прямой угрозы жизни пациента в случае, когда получить согласие невозможно по объективным причинам), говорить о презумпции согласия преждевременно”.
“Нельзя не отметить, что проект закона № 4142 систематизирует нормы, касающиеся карантина. Это может стать основой для прекращения различных манипуляций, вызванных разночтениями тех или иных норм либо пробелами в законодательстве. В то же время это будет возможно только при последовательном приведении в соответствие с принятым законом всех подзаконных актов и решений касательно карантина”, – подчеркивает Наталья Ляшенко, юрист ЮКК «Де-Юре».
Преимуществами проекта № 4142 действительно можно назвать следующую “кодификацию” карантинных норм:
На территориях, где установлен карантин, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предоставляется право:
Тут стоит отметить, что прямой пункт о привлечении транспортных средств предприятий разных форм из проекта исключили, но вот в абзаце выше такая норма пока осталась. Судить о том, преднамеренно это или случайно, сложно, но текст законопроекта ко второму чтению (и после него!) должен быть доступен для широкого круга интересующихся.
Можно сделать вывод, что у законопроекта № 4142, после исключения норм о вакцинации неплохие шансы на принятие в целом. А вопросы вакцинирования останутся в действующем законодательстве и могут быть детализированы актами Кабмина или Минздрава. Не исключено, что некоторые страны сами инициируют введение “паспортов вакцинации”, разрешив пребывание на своей территории только вакцинированным от COVID-19.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…