6 ноября 2020 года начал свою роботу форум «Банковский сектор: эпоха перемен», организатором которого выступила ЮК «АМБЕР» совместно с компанией «Финансовый клуб» и издательством «Юридическая практика».
Честь открыть мероприятие выпала Семену Ханину, управляющему партнеру ЮК «АМБЕР». Первая сессия была посвящена вопросам банковского комплаенса и финмониторинга, ее модератором выступил Руслан Черный, управляющий партнер компании «Финансовый клуб.
Владимир Дубей, председатель правления АО «ТАСкомбанк», отметил, что финмониторинг на сегодня – одно из стратегических направлений деятельности банка. Спикер уверен, что отношения с клиентами будут меняться, и этот процесс творческий и обоюдный.
Основные принципы обслуживания в «ТАСкомбанке»: наличие правильного прозрачного структурированного бизнеса клиента, зависимость лояльности банка от продолжительности отношений с клиентом, а также утверждение, что банк не враг, а партнер.
«Мы как были финансовыми посредниками, так и остаемся ими. Согласно новому законодательству банк стал агентом государственных функций по выявлению РЕР, реальных бенефициаров и приведению данных ЕГР в соответствие нормам. Также банк является контролером, финансовым и налоговым экспертом», – констатировал г-н Дубей.
Необходимой целью спикер считает развитие культуры финансового мониторинга среди клиентов. Основная идея закона – риск-ориентированный подход, где банк должен фокусироваться на высокорисковых клиентах, а не на операциях обычных граждан или реального бизнеса. В то же время банки несут ответственность за необоснованный отказ клиенту в обслуживании или за отказ в обслуживании в условиях, когда можно было управлять рисками клиента вместо их избежания (де-рискинг). Банк не должен полагаться на данные о бенефициаре, указанные в ЕГР.
Владимир Дубей считает, что главными вызовами рынка являются:
Дмитрий Бакуменко, директор департамента комплаенса АО «Укрэксимбанк», проанализировал систему управления комплаенс-рисками на практике. Спикер проиллюстрировал нюансы вопроса практическими примерами, а также констатировал, что понятие комплаенса намного шире, чем просто понятие финмониторинга.
На данный момент украинская модель базируется на европейской, на практиках Австрии, Германии. Есть случаи, когда финансовый мониторинг существует отдельно, а бывает, что непосредственно входит в состав комплаенса. При этом «регуляторка» – обязательный элемент.
Сергей Панов, председатель правления АО “Банк Кредит Днепр”, остановился на влиянии последних изменений в сфере финмониторинга на взаимодействие с клиентами банка, а также ответил на вопрос, чего боится потребитель банковских услуг. Спикер уверен, что финмониторинг, который мы знаем сейчас, – это уже и есть часть банка. В новый закон о финмониторинге, действующий с июня этого года, уже внесли два изменения.
Говоря о нюансах работы с клиентами, г-н Панов подчеркивает, что, как правило, клиент ознакомляется с правилами финмониторинга тогда, когда ему отказывают в платеже или блокируют счет. И эти знания клиент получает в негативном аспекте.
Одним из важных вопросов Сергей Панов считает то, как банк будет отвечать вызовам, связанным с коронакризисом, ведь, к примеру, многие небольшие города остались без отделений.
«Кризис должен научить нас лояльности и пониманию клиента. Наша задача – строить финмониторинговую грамотность клиентов, налаживать коммуникацию и понимание его основ», – уверен спикер.
По мнению Сергея Панова, построение правильной деловой репутации – это один из важнейших факторов, необходимых для ведения успешного бизнеса.
Андрей Сегал, директор ЮК «АМБЕР», сосредоточился на особенностях использования агентов для проведения процедур идентификации и верификации клиентов. В своем докладе он обратил внимание на то, что сегодня налоги понижаться не могут, так как 50% экономики находятся в тени. В ближайшем будущем ожидается введение в действие закона о нулевом декларировании, а также закона о е-резидентстве.
Андрей Сегал подчеркнул, что для банков на данном этапе главное – это экономия времени, а также выбор клиента. На текущий момент банковская тайна стала совершенно не банковской. Поэтому Андрей Сегал говорит о реалиях привлечения агента для предоставления консультаций бизнесу, как семейного врача.
Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «АМБЕР», привел релевантную статистику. Спикер отметил, что де-факто имея в Украине банковскую систему намного меньше, чем, например, в Швейцарии, мы отправляем в 150 тыс. раз больше сообщений о подозрительных операциях. Безусловно, недостаток комплаенса и финмониторинга создает подоплеку для коррупции и неуплаты налогов. Однако их избыток приводит к бегству бизнеса из страны, экономика умирает.
По мнению Семена Ханина, законодательство говорит о риск-ориентированным подходе, однако на практике благодаря недальновидной политике все происходит с точностью до наоборот. Банки имеют дело с неопределенными событиями, а клиент каждый день разный. Ввиду этого система нуждается если не в реформировании, то в качественном изменении и переосмыслении.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…