V International Compliance Forum: во время пандемии отрасли авиации и туризма пострадали больше всего — PRAVO.UA V International Compliance Forum: во время пандемии отрасли авиации и туризма пострадали больше всего — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » V International Compliance Forum: во время пандемии отрасли авиации и туризма пострадали больше всего

V International Compliance Forum: во время пандемии отрасли авиации и туризма пострадали больше всего

  • 16.09.2020 15:04

Телекоммуникация, банки, авиация и логистика — в фокусе второй сессии V International Compliance Forum, посвященной отраслевому комплаенсу. Модератором сессии выступил советник Asters Орест Стасюк.

Комплаенс в телекоммуникациях

Татьяна Кирик, директор по комплаенс и этике ЧАО «Киевстар», выступила с темой «Особенности реализации комплаенс-программ в телекоммуникациях: как необходимая диджитализация повлияла на всех нас». Процессом диджитализации компланеса г-жа Кирик занимается с 2014 года.

Спикер сообщила, что в конце 2019 года в компании был завершен мониторинг относительно имплементации эффективной комплаенс-программы. И этому во многом поспособствовала диджитализация. Диджитализация — это трансформация бизнеса путем внедрения цифровых технологий. Почему это важно? Это способствует прощению работы с процессами и данными, высокой конкурентоспособности, экономии средств и ресурсов, прозрачности процессов и уменьшению влияния человеческого фактора, построению положительного имиджа компании, повышению лояльности клиентов к бренду.

Г-жа Кирик кратко описала диджитал-продукты «Киевстара», подчеркнула, что во время пандемии популярность этих решений существенно возросла. Говоря о диджитализации комплаенс-функции, спикер отметила, что в их команде есть ІТ-специалисты, которые улучшают не только внешние продукты, но и внутренние комплаенс- процессы. Примечательно, что «решения в цифре» они начали внедрять задолго до пандемии, поэтому во времена карантинных ограничений им было намного легче адаптироваться. В числе таких продуктов Татьяна Кирик выделила: реестр подарков и проявлений гостеприимства (2015 год); онлайн-тренинг по кодексу поведения (2015); система проверки бизнес-партнеров (2015); система управления внутренними расследованиями (2015); онлайн-анкетирование относительно конфликтов интересов (2016), реестр согласования бесплатных услуг (2017), комплексная система учета по аренде базовых станций (2019), согласование спонсорских проектов (2020) и пр.

Учитывая масштабы компании «Киевстар», Орест Стасюк предположил, что такие решения упрощают еще и международное взаимодействие.

Комплаенс и банки

Банки являются драйверами прозрачности функций и процедур, считает модератор. А про новеллы украинского финмониторинга и их влияние на банковский сектор рассказала начальник управления регулирования финансового мониторинга департамента финансового мониторинга Национального банка Украины (НБУ) Ирина Пряженцева. Речь идет об изменениях, внесенных законом № 361-ІХ.

«Комплаенс — это соответствие определенным стандартам, принципам, глобальным ценностям, внутренним политикам»,— подчеркнула г-жа Пряженцева. И комплаенс должен быть на уровне стран — а это соответствие определенным международным стандартам в той или иной сфере. Закон № 361-ІХ гармонизовал украинское законодательство в сфере финансового мониторинга с европейским.

Основной идеей закона, по словам Ирины Пряженцевой, является риск-ориентированный подход. Государство на своем уровне осуществляет национальную оценку рисков, выявляет угрозы на уровне страны и секторов в сфере отмывания средств и финансирования терроризма. Госфинмониторинг, НБУ, Минфин и другие регуляторы детализируют риски и угрозы в нормативных актах, а субъекты первичного финансового мониторинга (банки и небанковские финучреждения) обязаны учитывать результаты национальной оценки рисков в своих внутренних документах.

В числе основных изменений закона:

  • увеличение пороговой суммы (с 150 тис. грн до 400 тыс. грн);
  • уменьшение количества признаков для обязательного отчета об операции с 17 до 4 (если участник операции из страны, которая не выполняет рекомендации FATF, операции PEPs, переводы за рубеж, операции с наличными средствами).

Лектор подчеркнула, что нормы этого закона, как, собственно, и европейское законодательство, ориентированы на результат. По словам лектора, НБУ не применяет мер влияния за технические нарушения, суровые меры применяются за схемные операции, которые банк вовремя не выявил.

Особенности комплаенса в банках осветил начальник отдела контроля исполнения норм комплаенс АО «АЛЬФА-БАНК» Олег Костенко. В своей презентации он остановился на некоторых внутренних банковских инсайдах. За последние несколько лет банковская система получила довольно существенное обновление регуляторных документов: нормализована функция комплаенса, валютная либерализация путем усиления процедур финансового мониторинга и, собственно, сам финансовый мониторинг, основное изменение которого – уход от контроля отдельных операций и фокус на рисках самого клиента.

Говоря об изменении парадигмы сотрудничества с клиентами, г-н Костенко отметил, что, принимая на обслуживание клиента, банк теперь смотрит и на бизнес, который он «приносит в банк», также очень важно понимать страну регистрации клиентов-нерезидентов, интересуют банк трассы платежа, участники цепочки платежа, частота операций, контрагенты клиента, источники происхождения средств… «И это только основные триггеры, которые интересуют банк, на самом деле вопросов может быть намного больше, и не всегда они могут быть обусловлены исключительно требованиями локального законодательства», — добавил Олег Костенко.

Отдельное внимание спикер сосредоточил на международных и национальных санкциях — это тема, которая в последнее десятилетие является очень актуальной.

Комплаенс в авиации во время пандемии

Как изменился комплаенс в авиации во время пандемии? На этот вопрос ответил комплаенс-офицер авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» Станислав Коваленко. Представляя спикера, Орест Стасюк предположил, что отрасль авиации находиться в наибольшей турбулентности в кризисные времена. Г-н Коваленко это подтвердил. «Авиация и сфера туризма, пожалуй, пострадали во время пандемии больше всего», — ответил г-н Коваленко. А для МАУ весь 2020 год стал трагическим: в январе произошла катастрофа Boeing 737 под Тегераном.

Ввиду этих обстоятельств г-н Коваленко отметил, что сотрудников по комплаенсу привлекали к несвойственным для них вопросам: коммуникации с семьями погибших под Тегераном, кибербезопасности, здравоохранения. По словам спикера, изменение операционных вопросов актуализировало тему мошенничества. В связи с этим в МАУ начали частично внедрять решения для усиления контроля, но главный акцент сделали на эмоциональной составляющей команды: от действий каждого сотрудника напрямую зависит благосостояние компании. И когда они начали усиливать контроль по кибербезопасности, увидели, что некоторые решения не могут работать в условиях пандемии, их было необходимо упразднить.

Помимо этого комплаенсу пришлось проверять новые требования разных стран к перевозке пассажиров. И это был огромный объем работы, ведь некоторые страны не удосуживались переводить эти требования на английский язык.

Особенности комплаенса в логистике

В завершении сессии особенностями комплаенса в логистике поделилась Ирина Кравцова, главный юрисконсульт ООО «РАБЕН УКРАИНА». Логистика — не меньше, а иногда и больше процессуально урегулирована комлаенсом в сравнении с другими отраслями. Драйверы логистического комплаенса – это государственные органы и клиенты. И если с клиентами можно о чем-то договориться, согласовать деловые точки прикосновения, то с государством такой диалог настроить не получится: «Если вы не согластны с тем или иным предписанием, то идете его обжаловать», — добавила Ирина Кравцова. И главная сложность в этом контексте – даже не процесс обжалования, а разное видение, толкование той или иной нормы сотрудниками государственных органов.

Говоря о построении функции комплаенса в компании, г-жа Кравцова отметила: главное – соответствовать корпоративному духу, принимать цели, видение и ценности компании. «Роль юристов и комплаенс-офицеров заключается в предоставлении советов и ответов на проблемные вопросы», — напомнила она. Рекомендации и советы не должны идти в разрез с корпоративным духом бизнеса.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA