V Business & Legal Energy Forum: эксперты прогнозируют имплементацию финансово сбалансированной модели рынка электроэнергии уже в 2021 году — PRAVO.UA V Business & Legal Energy Forum: эксперты прогнозируют имплементацию финансово сбалансированной модели рынка электроэнергии уже в 2021 году — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » V Business & Legal Energy Forum: эксперты прогнозируют имплементацию финансово сбалансированной модели рынка электроэнергии уже в 2021 году

V Business & Legal Energy Forum: эксперты прогнозируют имплементацию финансово сбалансированной модели рынка электроэнергии уже в 2021 году

  • 18.11.2020 13:31

В Киеве проходит V Business & Legal Energy Forum, организованный газетой «Юридическая практика». Генеральный партнер форума — Asters, экспертный — ЮФ Aequo.

Первая сессия прошла в формате открытого диалога на тему «Болевые точки» рынка электроэнергии”. Ее модератором выступил старший партнер Asters Армен Хачатурян. Эта тема активно обсуждается экспертами в 2020-м, однако, к сожалению, разговоры пока не привели к улучшению.

«Проблемы, которые мы сегодня будем артикулировать, остаются», — говорит г-н Хачатурян. Несмотря на введение новой модели рынка, старая система еще не сломана.

Он надеется, что сегодняшняя дискуссия приведет и изменению подходов, мышления, к корректировке системы.

Идеальный шторм

О стабилизации ситуации на рынке поговорил Александр Мартынюк, и.о. гендиректора Директората электроэнергетического комплекса и развития рынка электрической энергии Министерства энергетики Украины. Он напомнил, что рынок электроэнергии был введен в достаточно сжатые сроки — два года. Эти два года, продолжил напоминать г-н Мартынюк, были сложными в силу таких факторов:

  • обновления всех ветвей власти на момент запуска нового рынка,
  • пандемии и, как следствие, карантина,
  • изменения структуры потребления,
  • падения потребления электроэнергии промышленностью,
  • аномально теплой зимы, что привело к топливной разбалансировке,
  • недостатка опыта,
  • несовершенства тендерных правил и процедуры.

Нерешенными остались также проблемы старой модели рынка.

«Участникам рынка пришлось работать в условиях идеального шторма: все плохое, что могло произойти, произошло», — подчеркнул Александр Мартынюк.

Последствия долго себя ждать не заставили: в связи с разбалансированностью рынка появилась задолженность в сумме 37 млрд грн, и к концу года эта цифра может вырасти еще на 1,5–2 млрд грн. Спикер заверил, что обо всех проблемах известно на всех государственных уровнях: правительству, профильному министерству, парламенту. Предпринимаются меры для стабилизации ситуации в электроэнергетическом комплексе в целом. В апреле был создан Антикризисный энергетический штаб при участии всех стейкхолдеров под руководством премьер-министра Украины.

Александр Мартынюк прогнозирует разработку и имплементацию финансово сбалансированной модели рынка электроэнергии уже в 2021 году, мониторинг и функционирование рынка, своевременное обновление нормативно-правовых актов, разрешение проблем в сфере возобновляемой электроэнергетики.

Европейская интеграция

«Мы интегрируемся с Европой не только в политическом или экономическом плане, но и в энергетической сфере», — отметил Максим Юрков, член правления НЭК «Укрэнерго». Он сосредоточился на Плане интеграции ОЭС Украины с ENTSO-E.

ENTSO-E — это аналоги «Укрэнерго» в европейских странах. Данный план был подписан в 2017 году и предусматривает различные мероприятия на пять лет. И «Укрэнерго» уверенно двигается в этом направлении. Почему это важно?

«Для Украины быть частью большой системы всегда технологически безопаснее и экономически выгоднее, поскольку предусмотрены варианты действий в тех или других кризисных ситуациях», — поделился г-н Юрков.

Сейчас Украина технологически объедена с Россией и Беларусью, и к таким техническим перетокам есть вопросы, ведь Украина может оказаться в «режиме острова». В перспективе нескольких ближайших лет, по прогнозам г-на Юркова, Украина сможет присоединиться к европейской системе.

Тем временем европейцы анализируют Украину, нашу энергетическую инфраструктуру, и сейчас глобальных технологических проблем нет.

«Даже в существующем состоянии энергетической сети мы сможем интегрироваться, вопрос только в формальной части», – объясняет спикер.

Одним из рисков, помимо потенциального противодействия России (для них это стратегический вопрос), является то, что согласно указанному плану «Укрэнерго» должно находиться в таком же статусе, как и системные операторы Европы, а это означает, что «Укрэнерго» должно быть сертифицированным. Фактически сейчас компания не отвечает критериям, предусмотренным Законом «О рынке электроэнергии». Статья 32 этого закона предусматривает, что системный оператор должен быть собственником системы передач. А закон о приватизации это запрещает. Г-н Юрков обращает внимание на законопроект № 3364 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно урегулирования кризиса неплатежей на рынке электроэнергии и вопроса сертификации оператора системы передачи)», который исправляет ситуацию.

Война на всех фронтах

«Лучше бы рынок не запускался» — такими упадническими настроениями с участниками Форума поделился Андрей Жупанин, председатель подкомитета по вопросам газовой, газотранспортной отрасли и политике газоснабжения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг.

По его словам, проблемы, существующие на рынке, масштабные и не соразмерные с объемом проблем, к которым за 20 лет своей деятельности привела предыдущая модель рынка. К примеру, за два десятка лет размер долгов составил 30 млрд грн, в большей мере за счет территорий, которые попали в оккупацию. За последнее два года только перед производителями по «зеленому” тарифу долги составляют около 25 млрд грн.

Где брать средства для погашения этих долгов? Есть несколько путей: промышленность, население или государственный бюджет. Какой из этих вариантов самый приемлемый?

«Деятельность рынка стала войной между потребителями и производителями, и эта война ведется на всех фронтах», — утверждает спикер.

Г-н Жупанин говорит, что все лучшие европейские механизмы и практики разбиваются о жестокую реальность Украины. «Технократический подход для решения проблем или незаметен, или может исправить в глобальном измерении очень несерьезные проблемы», — резюмировал народный депутат Украины.

Дело в КСУ

В середине 2020 года 47 народных депутатов обратились в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением о признании неконституционными некоторых положений Закона Украины «О рынке электроэнергии» и Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии». Фактически народные депутаты Украины хотят признать неконституционными «зеленые” тарифы.

Ярослав Чекер, советник, руководитель практики энергетики и природных ресурсов АО Arzinger, отметил, что такое представление стало резонансной новостью, поскольку под сомнение попал фундамент, на котором держится весь рынок, благодаря которому Украине удалось привлечь огромные объемы иностранных и “домашних” инвестиций.

В сентябре 2020 года КСУ решил рассматривать это дело в письменном производстве. Г-н Чекер проанализировал аргументы заявителей. В их числе то, что Верховная Рада Украины превысила полномочия во время определения критериев для установления «зеленого” тарифа производителям и «отобрала» эти полномочия у органа исполнительной власти.

«По нашему мнению, этот аргумент не имеет достаточной правовой силы», – поделился Ярослав Чекер. Верховная Рада Украины вправе устанавливать правила игры на рынке.

«Мы продолжаем вести войну, и не только на востоке Украины, но и внутреннюю. И сегодняшний диалог свидетельствует о том, что напряжение на рынке электроэнергии продолжает существовать», — отметил г-н Хачатурян.

Новое законодательство

Максим Сысоев, партнер МЮФ Dentons, проанализировал новое законодательство, которое, может, и незаметно для энергетической отрасли, однако касается ее. Летом этого года был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов». Данный документ изменяет три закона: о рынках капитала, о ценных бумагах и фондовом рынке, о товарных биржах.

«Этот закон очень прогрессивен, внедряет ряд европейских директив (MIFIDII, MIFIR, EMIR, FCAD и SFD)», — отметил Максим Сысоев.

Большинство положений закона вступит в силу 1 июля 2021 года, хотя много положений заработали уже с 16 августа 2020 года. По словам спикера, обновленный закон о рынках капитала в целом распространяется на все финансовые инструменты относительно энергетических продуктов, в частности опционы, фьючерсы, свопы и другие деревативные контракты, базовым активом которых является энергетический продукт, которые могут быть выполнены в виде физической поставки.

Конкурентный контроль

Рынок электроэнергии сквозь призму конкурентного законодательства проанализировала Мария Нижник, эксперт, экс-первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Она напомнила, что предыдущая модель рынка предполагала жесткое регулирование со стороны государства. И роль АМКУ была сосредоточена на антиконкурентных действиях именно органов государственной власти.

Новая модель рынка кардинально отличается от предыдущей и декларирует свободный выбор электропоставщиками потребителей, а потребителями — электропоставщика. В таком случае роль Комитета имеет огромное значение. В числе проблем г-жа Нижник выделила следующие:

  • большая концентрированность рынка;
  • несовершенная модель ПСО;
  • установление ценовых ограничений;
  • отсутствие рынка вспомогательных услуг;
  • не совсем прозрачный и сегментированный рынок двусторонних договоров.

Аудит рынка

Алексей Захарчук, директор по регуляторным и правовым вопросам DTEK, среди прочего акцентировал внимание на отсутствии правовой культуры исполнения решений судов или законов: каждый делает что хочет, осознавая, что ему за это ничего не будет. Это привело к тому, что государство приняло законы, не понимая, как они будут работать.

«Как оказалось, новый рынок ничем не отличается от старого: административные ресурсы в руках государства как находились, так и находятся», — сетует г-н Захарчук.

Сердце и двигатель нового рынка — «Укрэнерго», он выполняет много функций, и главная — это функция диспетчерского управления. Алексей Захарчук напомнил о существовании огромного долга «Укрэнерго». Он предположил, что эти долги связаны с неэффективной диспетчеризацией: команды либо даются непродуманно, либо содержат какой-то умысел. Он считает, что необходимо провести аудит «Укрэнерго» как системного оператора, а также аудит самого рынка.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA