В последнее время получили широкую огласку скандалы, связанные с проверками и задержаниями судов в морских портах сотрудниками Государственной экологический инспекции Украины. Незаконные проверки и задержания судов экологами приводят как к убыткам для судовладельцев в виде штрафов и простоя судов, так и просто к отказу от захода в порты Украины. По оценке бизнес-сообщества, общая сумма потерь от неправомерной деятельности экологических инспекторов составляет до 200 млн долларов в год в виде несозданного ВВП и недополученных государством и бизнесом доходов.
Однако Украина постепенно становится на путь цивилизованного экологического контроля в морских портах. И 2019 год внес существенные коррективы в правовое регулирование данного вопроса. Представителям бизнес-сообщества удалось вынести необходимость разрешения этого вопроса и соответственно снижения коррупционных рисков в портах на уровень премьер-министра Украины и Президента Украины.
Первым позитивным нормативным изменением стало принятие постановления Кабинета Министров № 367 «О некоторых вопросах дерегуляции хозяйственной деятельности» от 27.03.2019, которым внесены изменения в Правила охраны внутренних морских вод (постановление КМУ № 269 от 29.02.1996). В частности, был отменен контроль судового изолированного балласта (т.е. забортной воды, принятой на судно для контроля его устойчивости, крена и т.п.), процедура выявления сбросов загрязняющих веществ с судов приведена в соответствие с требованиями Конвенции МАРПОЛ-73/78, а проверки на судах экологами приостановлены до вступления в силу порядка проведения проверок, взятия проб воды и проведения их анализа (пункт 2 постановления № 367).
Несмотря на наличие постановления № 367, несмотря на отсутствие правовых механизмов как для отбора проб и их анализа, так и для начисления убытков, поскольку отсутствуют соответствующие нормативные акты, экологи продолжают действия по контролю судового балласта. По факту сотрудники Государственной экологической инспекции без согласования с другими структурами на основании выявленных в районе нахождения судна «видимых плавучих частиц или следов нефти» проводят отбор проб балластных вод (изолированного балласта) на судне для проведения анализов, по результатам негативных выводов о качестве проб начисляют к оплате значительные суммы убытков окружающей среде и задерживают суда до их оплаты.
Для урегулирования ситуации 17 июля 2019 г. Кабинетом Министров наконец-то утвержден порядок взаимодействия Администрации морских портов и государственных органов по защите природной среды в портах (далее – «Порядок»).
Согласно новому Порядку, выявление видимых следов нефти или других загрязняющих веществ (с проведением фото- и видео фиксации) осуществляется Администрацией морского порта. После обнаружения загрязнения, администрация порта незамедлительно (а) уведомляет экологическую инспекцию (электронными средствами связи), (б) производит отбор проб фоновых показателей качества воды акватории порта и обеспечивает проведение их анализа, (в) принимает меры по локализации загрязнения и ликвидации его последствий. Прибывший в морской порт государственный инспектор по охране окружающей природной среды (госэкоинспектор) осуществляет отбор проб вод акватории в месте загрязнения и составляет акт обследования акватории в месте загрязнения и отбора проб и подписывает его вместе с представителем администрации морского порта. После сравнения результатов проб фоновых показателей с показателями, полученными в месте загрязнения, при наличии оснований составляется акт ухудшения качества воды.
И только факт ухудшения качества воды при наличии обоснованных оснований считать, что источником загрязнения является конкретное судно (при этом такие обстоятельства должны быть приведены в акте ухудшения качества воды), является основанием для проведения проверки судна и для отбора проб на судне. О наличии оснований для проверки судна администрация порта незамедлительно уведомляет капитана судна. Проведение проверки (осмотра) судна и отбор проб производятся в срок не более 2 часов с момента уведомления. Проверка осуществляется с участием государственного инспектора морской администрации (Государственной службы морского и речного транспорта Украины) и госэкоинспектора. Последнему предоставлено право проводить исключительно отбор и анализ проб воды. Участие капитана и морского агента (при наличии согласия) являются обязательными для проведения осмотра судна и отбор проб на нем. По результатам составляется акт проверки (осмотра) судна (по форме, утвержденной Правилами контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавания), приложением к которому является акт отбора проб.
Таким образом, вводится четкое и прозрачное разделение полномочий по выявлению загрязнений и проверке изолированного балласта на судне между администрациями портов и представителями Государственной экологической инспекции.
Дальнейшим действиями правительства должны стать принятие Порядка проведения проверок, взятия проб воды и проведения их анализа и Порядка начисления размера возмещения и уплаты убытков, нанесенных вследствие загрязнения с судов. После принятия указанных нормативных актов можно надеяться на снижение коррупционных рисков в морских портах при экологическом контроле и повышение привлекательности морских портов Украины для иностранных судовладельцев.
Максим Капелист, адвокат, ассоциированный партнер АО «Юрлайн»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…