Генеральний партнер 2021 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Утвержден порядок взаимодействия Администрации морских портов и госорганов по защите природной среды

Утвержден порядок взаимодействия Администрации морских портов и госорганов по защите природной среды

  • 22.07.2019 13:55
Рубрика Новини

В последнее время получили широкую огласку скандалы, связанные с проверками и задержаниями судов в морских портах сотрудниками Государственной экологический инспекции Украины. Незаконные проверки и задержания судов экологами приводят как к убыткам для судовладельцев в виде штрафов и простоя судов, так и просто к отказу от захода в порты Украины. По оценке бизнес-сообщества, общая сумма потерь от неправомерной деятельности экологических инспекторов составляет до 200 млн долларов в год в виде несозданного ВВП и недополученных государством и бизнесом доходов.

Однако Украина постепенно становится на путь цивилизованного экологического контроля в морских портах. И 2019 год внес существенные коррективы в правовое регулирование данного вопроса. Представителям бизнес-сообщества удалось вынести необходимость разрешения этого вопроса и соответственно снижения коррупционных рисков в портах на уровень премьер-министра Украины и Президента Украины.

Первым позитивным нормативным изменением стало принятие постановления Кабинета Министров № 367 «О некоторых вопросах дерегуляции хозяйственной деятельности» от 27.03.2019, которым внесены изменения в Правила охраны внутренних морских вод (постановление КМУ № 269 от 29.02.1996). В частности, был отменен контроль судового изолированного балласта (т.е. забортной воды, принятой на судно для контроля его устойчивости, крена и т.п.), процедура выявления сбросов загрязняющих веществ с судов приведена в соответствие с требованиями Конвенции МАРПОЛ-73/78, а проверки на судах экологами приостановлены до вступления в силу порядка проведения проверок, взятия проб воды и проведения их анализа (пункт 2 постановления № 367).

Несмотря на наличие постановления № 367, несмотря на отсутствие правовых механизмов как для отбора проб и их анализа, так и для начисления убытков, поскольку отсутствуют соответствующие нормативные акты, экологи продолжают действия по контролю судового балласта. По факту сотрудники Государственной экологической инспекции без согласования с другими структурами на основании выявленных в районе нахождения судна «видимых плавучих частиц или следов нефти» проводят отбор проб балластных вод (изолированного балласта) на судне для проведения анализов, по результатам негативных выводов о качестве проб начисляют к оплате значительные суммы убытков окружающей среде и задерживают суда до их оплаты.

Для урегулирования ситуации 17 июля 2019 г. Кабинетом Министров наконец-то утвержден порядок взаимодействия Администрации морских портов и государственных органов по защите природной среды в портах (далее – «Порядок»).

Согласно новому Порядку, выявление видимых следов нефти или других загрязняющих веществ (с проведением фото- и видео фиксации) осуществляется Администрацией морского порта. После обнаружения загрязнения, администрация порта незамедлительно (а) уведомляет экологическую инспекцию (электронными средствами связи), (б) производит отбор проб фоновых показателей качества воды акватории порта и обеспечивает проведение их анализа, (в) принимает меры по локализации загрязнения и ликвидации его последствий. Прибывший в морской порт государственный инспектор по охране окружающей природной среды (госэкоинспектор) осуществляет отбор проб вод акватории в месте загрязнения и составляет акт обследования акватории в месте загрязнения и отбора проб и подписывает его вместе с представителем администрации морского порта. После сравнения результатов проб фоновых показателей с показателями, полученными в месте загрязнения, при наличии оснований составляется акт ухудшения качества воды.

И только факт ухудшения качества воды при наличии обоснованных оснований считать, что источником загрязнения является конкретное судно (при этом такие обстоятельства должны быть приведены в акте ухудшения качества воды), является основанием для проведения проверки судна и для отбора проб на судне. О наличии оснований для проверки судна администрация порта незамедлительно уведомляет капитана судна. Проведение проверки (осмотра) судна и отбор проб производятся в срок не более 2 часов с момента уведомления. Проверка осуществляется с участием государственного инспектора морской администрации (Государственной службы морского и речного транспорта Украины) и госэкоинспектора. Последнему предоставлено право проводить исключительно отбор и анализ проб воды. Участие капитана и морского агента (при наличии согласия) являются обязательными для проведения осмотра судна и отбор проб на нем. По результатам составляется акт проверки (осмотра) судна (по форме, утвержденной Правилами контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавания), приложением к которому является акт отбора проб.

Таким образом, вводится четкое и прозрачное разделение полномочий по выявлению загрязнений и проверке изолированного балласта на судне между администрациями портов и представителями Государственной экологической инспекции.

Дальнейшим действиями правительства должны стать принятие Порядка проведения проверок, взятия проб воды и проведения их анализа и Порядка начисления размера возмещения и уплаты убытков, нанесенных вследствие загрязнения с судов. После принятия указанных нормативных актов можно надеяться на снижение коррупционных рисков в морских портах при экологическом контроле и повышение привлекательности морских портов Украины для иностранных судовладельцев.

Максим Капелист, адвокат, ассоциированный партнер АО «Юрлайн»

Поділитися

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі
Slider

Як ви оцінюєте скасування заочної форми навчання на юридичних факультетах?

Подивитися результати

Loading ... Loading ...

PRAVO.UA

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: