Уже довольно долгий период Украина прокладывает свой собственный путь в сторону медиации. Многочисленные конференции, круглые столы, публичные обсуждения — все твердят о том, что медиация необходима Украине и что она качественно поспособствует развитию института альтернативного разрешения споров в украинских реалиях. Ведь институт медиации предоставляет возможность выбирать досудебные и внесудебные способы решения конфликтов (споров) при сохранении возможности обращаться в суд. Однако одних разговоров мало. Для того чтобы медиация из опционального и фактически добровольного инструмента превратилась в механизм, который будет иметь обязательное исполнение, необходимо соответствующее законодательное регулирование. С этим сейчас и возникают проблемы.
Напомним, Украина подписала Сингапурскую конвенцию, которая упрощает выполнение международных соглашений, заключенных по результатам медиации, и это не может не радовать. Большое количество экспертов оценили этот шаг как очень позитивный и весомый. Со счета же попыток урегулировать институт медиации на национальном уровне некоторые уже начали сбиваться. Одной из последних законодательных инициатив является законопроект №3504 «О медиации», ранее одобренный Кабинетом Министров Украины.
Среди основных пунктов документа — возможность применения процедуры медиации в любых конфликтах (спорах), возникающих из гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных правоотношений, а также в уголовных производствах при заключении соглашений о примирении между потерпевшим и подозреваемым, обвиняемым и в других сферах общественных отношений; возможность для физических и юридических лиц обратиться к медиатору для проведения медиации как до обращения в суд, третейский суд, международный коммерческий арбитраж, так и во время судебного, третейского или арбитражного производства или при исполнении решения суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража; медиация будет проводиться по взаимному согласию сторон в соответствии с принципами добровольности, конфиденциальности, независимости и нейтральности, беспристрастности медиатора, самоопределения и равноправия сторон медиации.
За вышеупомянутую инициативу уже высказалась Нотариальная палата Украины (НПУ). Президент НПУ Владимир Марченко на своей странице в Facebook заявил, что поскольку введение медиации в Украине нуждается в подготовке специалистов соответствующей квалификации, а также в завоевании доверия бизнеса и общественности, что может занять не один год, целесообразно привлечь уже существующий институт нотариата к осуществлению медиации в гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных правоотношениях, при этом обеспечивая доступ к получению квалификации медиатора представителям других профессий.
Новая законодательная альтернатива не заставила себя долго ждать. В законопроекте № 3504-1 некоторые вопросы касательно приобретения права на занятие медиацией, ответственности медиатора, приостановления и прекращения права на медиацию рассмотрены более детально.
Уже сейчас в Сети и в публичных кругах заявляют о том, что оба законопроекта неидеальны. К примеру, опасения вызывают предлагаемые оригинальным законопроектом № 3504 якобы недостаточные требования к профессиональной подготовке медиаторов.
Смогут ли новые законодательные инициативы стать наконец удачными попытками и таки формализовать процедуру медиации в Украине? Действительно ли это поспособствует развитию досудебного урегулирования, а впоследствии даже разгрузит судебную систему? Будущее законопроектов определит Верховная Рада Украины уже в ближайшее время.
Алена СТУЛИНА,
«Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…