Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учение — в свет: по мнению экспертов, бюджетные средства политическим партиям нужно выделять только на подготовку кадров

  • 12.07.2019 20:04

Контроль и мониторинг финансовой деятельности — это  залог эффективности использования средств для развития партийной системы, а целевое направление бюджетных ресурсов на профессиональную подготовку партийных кадров  —  основа формирования политических партий идеологического типа. Эти и другие тезисы были озвучены в рамках экспертной дискуссии «Финансирование политических партий: ответственность и контроль», которая сегодня состоялась в стенах парламента. Мероприятие было организовано в рамках сотрудничества ОО «Академия парламентаризма», Научной школы отечественного парламентаризма, кафедры парламентаризма и политического менеджмента Национальной академии государственного управления при Президенте Украины с Верховной Радой Украины.

Напомним, осенью 2015-го парламент принял один из законов «безвизового пакета» — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции», предусматривающий право политических партий на бюджетное финансирование, если на последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов они набрали не менее 2% голосов избирателей. Решение о предоставлении партии госфинансирования принимается Национальным агентством по предупреждению коррупции (НАПК).

По законодательному замыслу, государственное финансирование политических партий должно было приблизить Украину к европейским стандартам в части борьбы с политической коррупцией, подчеркнула Валентина Гошовская, президент ОО «Академия парламентаризма», заведующая кафедрой парламентаризма и политического менеджмента Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. За последние несколько лет на деятельность политических партий были потрачены колоссальные средства: по некоторым оценкам речь идет о порядка 1,7 млрд грн. «Я — не как ученый, а как рядовой гражданин, который десятки лет исправно уплачивает налоги,  задаюсь вопросом: нужно ли в условиях внешних угроз, военных действий на востоке страны, при мизерном государственном обеспечении системы здравоохранения  и науки, финансировать политические партии в таких объемах без наличия четких нормативов подотчетности и ответственности  перед налогоплательщиками?», — отметила г-жа Гошовская, говоря о необходимости создания эффективных механизмов политической ответственности.

Ответственность за использование бюджетных средств можно рассматривать как инструмент становления идеологических политических партий в Украине, убеждена Людмила Пашко, профессор кафедры парламентаризма и политического менеджмента Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. «Современные политические партии должны научиться ощущать себя украинцами: не галицкими, не буковинскими украинцами, а украинцами без официальных границ»,  — перефразируя высказывание Ивана Франко, отметила она. По словам г-жи Пашко, государственное финансирование уставной (!) деятельности политических партий является одним из ключевых механизмов оздоровления национальной партийной системы, в частности, стимулом для политических сил с недостаточными финансовыми ресурсами для активизации работы с электоратом, а также возможностью отказаться от «спонсорской помощи» олигархических групп.

В украинских реалиях политические партии нужно финансировать только по одной статье расходов — обучение политических лидеров азам законотворчества, парламентаризма  и политической культуры. Таким был месседж ректора Университета менеджмента образования Национальной академии педагогических наук Украины Николая Кириченко. Выделение бюджетных ресурсов политическим партиям на другие цели, по его убеждению, необходимо заморозить.

Национальное законодательство очень либеральное по отношению к политическим партиям, констатировала Светлана Кустова, член Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Как отмечалось, на начало 2019-го в Украине было зарегистрировано 352 политические партии, но только 22 из них являются субъектами нынешнего избирательного процесса, что является негативной тенденцией. На Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции» возлагались очень большие надежды, признает докладчица, ведь его ключевыми фундаментальными задачами было создание разветвленной системы местных ячеек политических партий и образовательных и аналитических центров политических партий, которые позволили бы повысить качество отечественной политики. Судя по тому объему бюджетных средств, которые были выделены политическим силам, представленным в нынешнем созыве парламента (а это ни много ни мало — 1 млрд 691 млн грн), они должны были стать «монстрами» — активными и авторитетными политиками, вместо этого некоторые из них либо не принимают участие в сегодняшней избирательной кампании (например, «Народный фронт»), либо имеют весьма туманные перспективы быть представленными в новом составе Верховной Рады Украины, резюмирует представительница ЦИК.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Где молодому юристу лучше начинать свою профессиональную карьеру?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Юридическая Практика

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: