Участники V Ukrainian Antitrust Forum обсудили вопросы госпомощи — PRAVO.UA Участники V Ukrainian Antitrust Forum обсудили вопросы госпомощи — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Участники V Ukrainian Antitrust Forum обсудили вопросы госпомощи

Участники V Ukrainian Antitrust Forum обсудили вопросы госпомощи

  • 29.05.2019 15:54
Рубрика Новини

Вопросы предоставления государственной помощи в компетенции Антимонопольного комитета только с августа 2017 года. Ведомство проверяет, не нарушает ли оказание такой помощи конкретному лицу конкуренцию на соответствующем рынке. Поскольку институт новый и его применение еще вызывает много вопросов, в рамках V Ukrainian Antitrust Forum прошла профильная дискуссия. Александр Алексеенко, партнер ЮФ MARCHENKO PARTNERS, модератор дискуссии, предложил обсудить следующие вопросы:
— перспективы закона о госпомощи и итоги его применения за два года;
— год контроля государственной помощи. Внешний тест;
— усовершенствование законодательного регулирования института госпомощи;
— «господдержка» vs «госпомощь»;
— особенности госпомощи в банковском секторе.
Анна Артеменко, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, рассказала о практике принятия АМКУ решений в сфере госпомощи. Спикер отметила, что это европейский стандарт, и его начинают применять в Украине, и с увеличением объема практики улучшается качество поданных документов. Теперь среди массы ненадлежащих нотификаций все чаще появляются правильные, по которым АМКУ принимает решения. Правда, лишь несколько было от частных предприятий. При этом АМКУ только за апрель 2019 года принял два решения о том, что помощь выдана неправильно, и ее надо вернуть. Г-жа Артеменко пояснила, что если госпомощь не будет возвращена, АМКУ сможет приостановить выплаты по другим программам госпомощи этому же субъекту либо признать ненадлежащими последующие проекты. При этом 29 проектов были утверждены АМКУ.
Любопытно, что появились и первые иски к АМУ об обжаловании решений об отказах. Правда, пока суд счел такие дела делами небольшой сложности, не требующими дополнительных доказательств, вызова и уведомления сторон, поэтому стадии рассмотрения споров неизвестны.
Как правило, госпомощь получают коммунальные мероприятия, и касается это таких проектов, как профориентация и обучение, технологии, индустриальные парки, культура и спорт. В целом местные власти имеют большие дискреционные полномочия в вопросах предоставления правовой помощи.
В свою очередь Валентин Деревянкин, эксперт Проекта ЕС «Поддержка Антимонопольного комитета Украины во внедрении правил государственной помощи», рассказал, что в 94% уведомлений касаются случаев, когда не оказывалась государственная помощь. Это является следствием недостаточно качественного законодательного определения критериев. Не сформирована даже концепция госпомощи. Очень часто ответ на вопрос может дать только суд. И это должен быть административный (а не общий) суд. В ЕС госпомощь не имеет определения, но госпомощью считается то, что дает преимущество, оказывается государством или за государственный счет, выделяется отдельным предприятиям, искажает или может исказить конкуренцию, влияет на торговлю между государствами-членами. Эти критерии применяются в совокупности. По мнению спикера, следует разгрузить АМКУ от массы ненадлежащих уведомлений, введя в наше законодательство именно критерий влияния на условия торговли с государствами — членами ЕС. По сути регулятор сегодня занимается локальными проблемами, которые не интересны инвесторам и рынку в широком смысле. Нельзя определять госпомощь только по наличию «влияния на конкуренцию», ведь любая помощь в некотором смысле оказывает влияние.
Евгений Дудник, руководитель направления по вопросам государственной помощи ЮФ ADS Legal Group, рассказал, как разрабатывалась система контроля за оказанием госпомощи от идеи и изменения философии этого института. К сожалению, пока этот контроль не приводит к эффективному использованию ресурсов АМКУ на проверку ненадлежащих уведомлений. Это также создает сложности для органов, оказывающих такую помощь: часто от непонимания сути и критериев они просто пытаются обезопасить себя, подкрепив оказываемую господдержку (не путать с госпомощью) решением АМКУ.
Г-н Дудник отметил, что фактически система закрыта для частных компаний. Это единицы из почти тысячи обращений. При этом только коммунальные и/или государственные предприятия фигурируют в 82 % уведомлений.

Собственным опытом получения госпомощи поделился Леонид Бортничук, директор по правовым вопросам АО «Укрпочта». Хотя все думают, что «Укрпочта» поддерживается государством, но она не получает от него помощи. Например, Royal Mail — почта Великобритании получает ежегодно 150 млн фунтов стерлингов поддержки, а Le Post Франции — 280 млн евро. На текущий год для почты Франции согласована господдержка ЕС более миллиарда евро.

В Украине традиционно помогают сельхозкомпаниям, малому предпринимательству, но не учреждениям связи. При этом в Законе «О государственной поддержке СМИ» господдержка предприятий связи сводится к тому, что установлены граничные тарифы на доставку прессы (в том числе развлекательного, эротического характера и изданий иностранных СМИ), которые означают фактически убыток для компании, поскольку механизм компенсации не предусмотрен. Подобная ситуация и с тарифами на доставку пенсии. То есть пока институт госпомощи и контроля за предоставлением не действует эффективно, требует законодательных изменений и практики применения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA